Поиск
Вход

Забыли?

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Rambler's Top100 Rambler's Top100
Союз образовательных сайтов
Новости
24.08.2010
Тема дня -

А вам за державу обидно?

Каждый из нас рано или поздно задумывается о том, зачем нужно изучать историю? Пригодятся ли полученные на уроках истории знания в жизни?

Лично меня очень волнует эта проблема. Ведь на самом деле история это не просто произвольная подборка фактов, имен и дат. Прежде всего, история каждого народа есть одна из важнейших частей его национального самосознания.

К сожалению, многие россияне, а особенно молодёжь, относятся к истории своей страны снисходительно, многие вообще не знают её, другие осуждают и лишь немногие действительно гордятся своей историей. Об этой стоит задуматься.

К примеру, американские школьники преисполнены гордостью по поводу своей истории. Конечно, они знают и помнят, кто владел этой землёй до них: и про переселенцев, и про скальпы, и про безжалостное уничтожение целых племён, то есть целых народов. Даже в учебниках действие белых переселенцев признаются актом геноцида. Об этом хорошо написал американский историк Дэвид Станнард: «Уничтожение индейцев в обеих Америках - беспримерно, и было самым крупным актом геноцида в истории мира».

Однако американцам удалось создать сразу несколько позитивных мифов, превозносящих и героизм первых переселенцев и приключения фермеров-ковбоев, ставших героями целого киношного жанра - вестерна.

Теперь, посмотрим, что пишет английский учебник истории о своем весьма неоднозначном монархе Генрихе VIII, современнике Ивана IV (Грозного): «... Хотя Генрих VIII больше известен своим многоженством, его правление отмечено многими военными победами... в том числе над Францией и Шотландией в 1512 году. Король больше интересовался охотой, играми, музыкой и женщинами, чем государственными делами».

Хотя компетентные источники утверждают, что война Англии с Францией 1512-1513 годов была неудачной и обошлась Английской казне в 813 тыс. фунтов стерлингов (огромная сумма по тем далёким временам). Также английский учебник умалчивает о разорении мелких крестьянских хозяйств так называемом огораживании, в результате которого в Англии появилось огромное число бродяг, с которыми жестоко расправлялись. Согласно Холиншеду, число казненных в царствование короля Генриха достигало 72.000 человек! Но об этом также не узнают английские школьники.

Ещё один пример. Не так давно министерство культуры Франции потребовало подправить формулировки в школьных учебниках, посвященные колониальным французским захватам северной Африки. Вместо описания кровавой жестокости Французского легиона авторам было рекомендовано сделать акцент на цивилизационных достижениях, которые французы привнесли завоёванным народам Алжира и Туниса.

Зачем все это делается? Исключительно в воспитательных целях. Не пытаясь переписать историю своих стран, их руководители пытаются акцентировать внимание молодежи на патриотических моментах в жизни своих народов. Они считают, что для массовой школы эта задача гораздо важнее, а скрупулезное изучение фактов пусть останется на долю специалистов-историков.

Но что же думают о своей истории российские школьники? Я провел небольшой опрос среди учеников старших классов и абитуриентов. Школьник должен был назвать лучшего по его мнению правителя в истории России и худшего, а потом объяснить свою точку зрения, так же принимался ответ «не знаю».

По моим прогнозам, лучшим правителем должен был стать Пётр I, а Сталин рекордсменом жестокости.

Насчёт Петра I я не ошибся. Почти все из опрошенных назвали его величайшем правителем в истории России и объяснили это тем, что он пробил окно в Европу и преобразил Россию.

В отношении же самого ужасного правителя мнения разошлись. Некоторые назвали худшем Лжедмитрия I, объясняя это тем, что он «обманывал страну и народ». Также в список деспотов попали: Павел I, Петр II, Ельцин, Александр I и Сталин. А главным тираном за всю нашу историю назвали Ивана Грозного. Еще один очень показательный факт: 15% опрошенных школьников ответили «не знаю, я не интересуюсь историей».

Если в отношении величайшего правителя все понятно, то мнение молодежи по поводу самого плохого правителя настораживает. Называя худшего правителя, ребята пользовались определениями «деспотичный», «тиран», а главное, «жестокий». Остановимся на лидере Иване IV (Грозном). Почти все считают его жестоким тираном, убийцей, врагом народа. А почему? Дело в том, что о жестокости русского монарха наперебой кричат школьные учебники по истории России. Между тем истинное число жертв так называемой «кровавой опричнины», подчеркнём многолетней опричнины, по данным историка Скрынникова колеблется в рамках от 5 до 7 тысяч человек при 9 миллионах населения тогдашней России. И почему-то никто не сопоставляет это с тем, что творилось тогда по соседству в просвещенной Европе.

А там в это же время бушевали тоже отнюдь не шуточные страсти. В 1572 году ужасному, жестокому и кровавому Ивану грозному было 42 года. За тысячи километров от Москвы, августовской ночью того же 1572 года французские католики, вдохновляемые вдовствующей королевой Екатериной Медичи, устроили в Париже грандиозную резню. Они врывались в помеченные накануне дома протестантов и убивали всех, не щадя ни женщин, ни детей. Насилие продолжалось несколько дней и перекинулось на другие города Франции. всего было убито более 70 тысяч человек!

Примерно в эти же годы по всей Европе развернулось «преследование ведьм». В Германии, в Испании, в Англии, во Франции горели костры. Людей сжигали тысячами, и заметим, в большинстве своём женщин и детей.

Согласен, допустим это издержки религиозных войн, жертвы обезумевшей фанатичной толпы. Но в это же самое время, как было сказано выше, в результате политики «огораживаний» Генриха VIII в Англии было казнено более 70 тысяч человек. Но ни он, и никто другой из европейских монархов того времени не удостоился звания «грозный», «жестокий». Очевидно, преподносить историю России школьникам не в лучшем свете кому-то выгодно. Не станем судить кому, но, по-моему, учебники для школьников должны быть нацелены на позитивное описание истории, как это делается в Европе и особенно в Америке.

Конечно же, историю знать важно, ибо человек, который не знает историю своей страны, не имеет будущего. Но так же немало важно знать истинную историю. Ведь Российская история очень богата великими событиями и правителями. Гордиться таким прошлым можно и нужно. И, наверное, прав был наш знаменитый соотечественник, написавший еще в 19 веке:

«Прошлое России удивительно
Её настоящее более чем великолепно,
Что же касается её будущего,
То оно выше всего,
Что только может представить себе
Даже самое пылкое воображение.
Вот точка зрения, с которой русская история
Должна быть рассматриваема и писана».

Автор этих слов Александр Бенкендорф. Человек, тоже вошедший в школьные учебники исключительно как фигура зловещая и глубоко отрицательная. Шеф жандармского управления гонитель Пушкина вот, пожалуй, единственное, что сегодня знает о нем российский школьник. А между тем, это был один из выдающихся умов России своего времени, крупный государственный чиновник, сделавший для своей страны немало полезного. Но сегодня мало кто об этом знает.


Борислав КОРАБЛЕВ
фото: «ПУ»

Возврат к списку новостей
  
1 - 2
  • Duglas (гость)
    24 августа 2010 13:53   Все дело в учителе. Если повезло с учителем, то учебник особого значения не имеет.
  • Несвятой Николай (гость)
    24 августа 2010 14:15   Мне за державу обидно! И за нашу историю тоже. Каждая новая власть тянет ее, бедную, как одеяло на себя. Если ты считаешь себя гражданином и болеешь душой за свое отечество, изучай по возможности первоисточники. Я, например, читаю Карамзина и Ключевского. У них, конечно, тоже была своя позиция, но у них много объективных фактов, над которыми можно думать.
  • ЁЁ (гость)
    24 августа 2010 15:59   Учить все равно приходится по учебнику, иначе как сдавать проклятущий ЕГЭ?!
  • Лукавый (гость)
    24 августа 2010 16:02   Люди, вы путаете две важные вещи. История - это одно, а идеология - это другая. Просто именно этот предмет (и не только в школе!) чаще всего используют сильные мира сего в своих идеологических целях. Отсюда вся эта свистопляска.
  • Тихон (гость)
    24 августа 2010 17:07   Про Бенкендорфа интересно. Не ожидал!
  • hey-ho (гость)
    24 августа 2010 23:16  

    ну и занудный же материальчик. ок, я не фанат истории, и мне в принципе отвратительна мысль переваривать тонны фактов в что-то осмысленное и укладывать эти сырые факты по полочкам...

    а уж тем более смешно выглядит, как 16-18-летние подростки анализируют фактологический материал из написанных кем-то субъективных учебников и строят на основании прочитанного какие-то выводы. правды нам уже никогда и ни от кого не узнать, так зачем углубляться в этот предмет? Неуверенный

  • гость (гость)
    25 августа 2010 10:13   hey-ho, на самом деле, ты и не замечаешь, что на каждом шагу имеешь место с историей. математика, физика, химия, которую изучаешь в школе - это лишь история этих наук, ведь закон Архимеда и теорема Пифагора появились ещё до нашей эры, а законы Ньотона почти пятьсот лет назад... ну и так далее - в любом случае, все те максимумы, которые нужны для сдачи ЕГЭ - это наука в пределах 19 века. Пойдёшь на техническое в вуз - тоже будешь иметь дело с историей науки почти до самого окончания. Если пойдёшь на гуманитарное - там вообще смплошная история: юриспрудентция - это история (прежде всего прецедентное право - слышал про такое - история применения конкретныъ законов в конкретных случаях, или криминалистика - тоже во многом строится на историческом материале. история везде - в искуствоведении, культурологии, даже экономики - так называемые "кейсы", по которым учат менеджмент, это, прежде всего, сборники историй о предпринимателях и руководителях. От истории не спрячешься, она повсюду, делать вид, что её не замечаешь - это прятать голову в песок, как страус. Лучше её учить и научиться ей пользоваться для своего же блага. Удачи! :)
  • hey-ho (гость)
    25 августа 2010 18:40  

    спасибо, гость, но я уже закончила первый курс журфака, получила свою 3 в диплом, и больше с ней связываться не собираюсь. при этом я не говорю, что история совсем не нужна - НО, польза от нее может быть лишь в том случае, когда разбираешься в какой-то одной узкой сфере, в отдельном вопросе, и исключительно по делу - нужно тебе это, стало интересно - вот и выяснил, когда понадобилось. Потому что знать "всю историю" все равно не возможно, это приравнивается к "не знать ничего о ней".

  • Фестиль (гость)
    26 августа 2010 01:44   Несвятой Николай,соглашусь с тобой. Вы читали Фадеева "Молодая гвардия"? нет? так почитайте. и в конце посмотрите на нашу сегодняшнюю жизнь другими глазами. В ваших глазах будет ток один вопрос: "Зачем они все это делали?" гость,и с тобой я согласна. история везде. а вы знаете,почему на Новгородском Обидно за тех,кто отдал жизни свои в годы ВОВ. Видели бы они как относятся к истории теперь,умаю,они бы с потрохами сдали бы нашу страну. гость,я и с тобой согласна. история везде! а вы знаете, почему на новгородском колоколе,где написаны имена правителе России всех времен,нет Иоанна Грозного? нет? так возьмите и узнайте.это очень любопытный факт. почему он тиран? я не считаю его тираном. все это объясняется тяжелой обстановкой его детства! да и проведите параллель с европейскими самодержавцами. они-то по суровей будут. по кровавей,чем наш Грозный. По моему мнению,самый худший правитель нашей России- это Николай II. Если бы он хотел бы править,и "болел" бы всей душой за государство,за НАРОД! то ничего бы не было (имею ввиду революции). историю надо прививать! а иначе не быть нашему государству. и названия "Россия" и "Российская Федерация" станут просто пустыми звуками,так как об их истории скоро забудут. и станем мы тогда гражданами без своего государства.что более печально. по поводу ЕГЭ,скажу несколько слов. вот что: когда учишь по учебнику старайся на тот период найти интересные факты,запоминай имена фаворитов,желательно знать немного и биографию фаворитов.(всех конечно нереально запомнить,но основных,что даны в учебники надо) да и наиболее удели особое внимание экономике и культуре,т.к. войны можно запомнить тупо по датам,причинам и по полководцам.вот и все.
  • Не историк (гость)
    26 августа 2010 02:03  

    hey-ho

    о какой занудности идёт речь? Автор всё истолковал как надо. На счёт постороения школьниками своей точки зрения на тему лудшийй и худший император-по твоему человек в возрасте от 16 лет и старше не способен доказывать или аргументировать свою точку зрения? Это смешно если ты так думаешь, я знаю человека которые в свои 17 лет, доказывал своему педагогу что он не прав! В 17 лет, и ведь доказал и педагог признал что его ученик, в этой темме превзошёл своего учителя!

    На счёт правды, таким как ты возможно и не узнать, так как у тебя нет желания, а у многих людей желание есть и они добудут правду если им это будет нужно.

    Так что как итог, я скажу, что я полность с тобой не согласен!

  
1 - 2
Оставить комментарий
Ваше имя: 
Текст комментария:
Введите результат арифметического действия:

Между прочим...

"Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук. Нам не нужно всё это, чтобы друг-друга понять". /Виктор Цой/