В Центре книги и графики на Литейном проспекте открылась выставка литографий голландского художника-графиста Маурица Эшера. В небольшом просторном зале представлено 16 факсимильных лицензионных репродукций рисовальщика, выполненных ограниченным тиражом. Уникальная подборка работ графиста из его многочисленных папок объединена в одну группу для показа петербургскому зрителю.
Я не случайно выношу в заголовок название одной из работ Эшера. «Три мира» – это не просто образ одного литографического полотна, это образ мысли и творчества, это трёхмерность и система творческого гения, которая воплотилась в нечто уникальное, кодовое, живое и магическое.
Мауриц Корнелис Эшер - художник нидерландского происхождения 20 века, знаменитый своими концептуальными гравюрами, литографиями на металле и дереве. В творчестве он исследует понятия симметрии и бесконечности, восприятие человеком трёхмерного объекта. Эшер ставит задачу, обеспечивает человека головоломкой, которую практически невозможно однозначно интерпретировать, невозможно запросто решить.
Своим уникальным подходом и восприятием мира художник вырывается вперёд. Он не только в духовном плане опережает время, он в своей логике нетривиален, его логика – новый виток современности. Так трудно бывает творить, дабы избежать человеческой критики, человеческого несогласия и посредственного назидания. Но Эшер и в этом превосходит множество современников. Его творчество неоднозначно, но оно объединяет разные народные пласты. Эшер интересен художникам, философам, искусствоведам, математикам и самое органичное в этом сочетании - интересен обычному человеку, легко доступен и понятен.
Но его творчество не ширпотреб, это высокоинтеллектуальная беседа художника-графиста со зрителем. Это уникальное сочетание простоты плоскости, с объёмом, с оптическими иллюзиями. Это «нагромождение» невесомого пространства и лёгкости. Это философия социального мира, мира духовного и мира повседневного.
Как отмечал сам Эшер, это подшучивание над непоколебимыми истинами. Это игра света и тени, форм и объемов, это метафора реальности, которая так невозможно органична.
Работы Эшера самые разноплановые, он хитроумно шифрует загадки в своих литографиях, но даже от самой невинной игры до самого философски сложного сюжета Эшер искусен. Казалось бы в незамысловатых рисунках, основанных на игре чередования и сочетания ярких пятен: «Ящерица», «Две птицы», «Всадник» есть исключительное эстетическое удовольствие, где там могут быть спрятаны загадки? Но загадка кроется в геометрии, упорядоченное членение плоскости, отсутствие пустотных пятен, сочетание каждого нового элемента с последующим. Будто перед глазами застывшее изображение калейдоскопа, такое чёткое, ясное - упорядоченный хаос.
Что касается другой стороны творчества художника, то здесь уже нужно остановиться и вдумчиво посмотреть на каждую деталь. Здесь образ перерастает в сочетание образов, в сюжет. Здесь, казалось бы, игра становится философией, мудростью, глубоким пониманием мира вокруг нас. Оно на «полотнах» принимает сверхъестественную форму, нечто физически и реально невозможное. А на самом-то деле Эшер подмечает тесные связи разнопланового социального и духовного мира людей.
Его литография «Относительность» - множество лестниц, людей, окон. Нагромождение движения – символ. Вертикальный этаж гостиной, горизонтальная дверь тюремной камеры, ожидание, спешка, любовь, одиночество и наблюдение. Все эти миры попадают в поле зрение автора в одной работе, «пир во время чумы» в одном многоярусном доме… доме как мире, как жизни – трёхмерного образа.
Своей особенной увлеченностью объемной графикой Эшер предугадывает возникновение 3D. В его литографии «Рептилии» заметна не только цикличность проживаемых событий, но и открывается явная игра с объёмными формами. В плоскости последовательно рождаются ящерицы, и одна за другой, вползая на книгу, преодолевая углы шарообразного многогранника, возвращаются в свой исходный мир. Это не просто шутка, этот цикл – прямая метафора человеческой жизни, его движение от рождения, через познание, к смерти.
Наиболее впечатляющей работой оказалась литография «Узы союза». Серпантинными полосами склонились друг к другу две головы, окруженные множеством сфер. В их взгляде и грусть, и улыбка, в их взгляде читается и глубина, и повседневность. Они вдвоём среди множества других похожих сфер, они сами увеличенные сферы. Они – обобщённый портрет человека, человеческих уз, со всеми радостями, со всеми печалями.
Эшер в своём творчестве действительно проникает в бесконечность, цикличность, чередование жизни. Оно поддаётся математическим законам и противоречит им. Сочетания обычной каждодневной действительности с внутренней магией логики, с совершенной метафоричной симметрией обеспечило Эшеру признание и тогда, и сегодня. Он не просто теребит душу своим искусством, он предлагает подумать, увидеть и, может быть, улыбнуться.