Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Гарри ПоттерЕГЭИнстаграмурокикак живут студентыА2После 9-го классачто посмотретьМного платятолимпиадыолимпиадавступительныеКонцертканикулыФИПИфизикакем бытьРособрнадзорОльга ВасильевапабликаторвыставкиСПбПУфестивальжурфакстудентыувлеченияВКонтактероботыОГЭКак сдать ЕГЭкиноинтервьюлитературавысшее образованиесвободное времяМГУробототехникаКак сдать ЕГЭ на 100 балловисториялайфхаксоветыкуда сходить в выходныежурфак за и противвыпускнойТворческиеPokemon GOМедикВыходныеПервый шаг вместе с намиДевятиклассникамАлые парусаКаталог вузовНовыеисследованиеКаталог профессийобразованиеМинистр образованияпсихологияВУЗИТМОкаталог увлеченийШкольные проектыподаркишколаПсихологЛучшее на Стенебудни студентовДля гуманитариевкуда сходить на неделерейтингприемная кампанияколонка редактораЛЭТИродителиВПРитоговое сочинениеВасильеваЧто почитатьрусский языккаталог сочиненийНовый годСтипендияВостребованныеабитур 2016личный опытпортфолиорейтинг вузовкуда пойти учитьсяпоступлениеВШЭYoutubeобщагаМинистерство образованиямузыкавузыСПбГУкнигиегэ 2017Всероссийская олимпиада школьников
Три мира Эшера

Три мира Эшера

20.12.2013 | Светлана Полянская
Просмотры
158

В Центре книги и графики на Литейном проспекте открылась выставка литографий голландского художника-графиста Маурица Эшера. В небольшом просторном зале представлено 16 факсимильных лицензионных репродукций рисовальщика, выполненных ограниченным тиражом. Уникальная подборка работ графиста из его многочисленных папок объединена в одну группу для показа петербургскому зрителю.

Я не случайно выношу в заголовок название одной из работ Эшера. «Три мира» – это не просто образ одного литографического полотна, это образ мысли и творчества, это трёхмерность и система творческого гения, которая воплотилась в нечто уникальное, кодовое, живое и магическое. 

Мауриц Корнелис Эшер - художник нидерландского происхождения 20 века, знаменитый своими концептуальными гравюрами, литографиями на металле и дереве. В творчестве он исследует понятия симметрии и бесконечности, восприятие человеком трёхмерного объекта. Эшер ставит задачу, обеспечивает человека головоломкой, которую практически невозможно однозначно интерпретировать, невозможно запросто решить.

Своим уникальным подходом и восприятием мира художник вырывается вперёд. Он не только в духовном плане опережает время, он в своей логике нетривиален, его логика – новый виток современности. Так трудно бывает творить, дабы избежать человеческой критики, человеческого несогласия и посредственного назидания. Но Эшер и в этом превосходит множество современников. Его творчество неоднозначно, но оно объединяет разные народные пласты. Эшер интересен художникам, философам, искусствоведам, математикам и самое органичное в этом сочетании - интересен обычному человеку, легко доступен и понятен.

Но его творчество не ширпотреб, это высокоинтеллектуальная беседа художника-графиста со зрителем. Это уникальное сочетание простоты плоскости, с объёмом, с оптическими иллюзиями. Это «нагромождение» невесомого пространства и лёгкости. Это философия социального мира, мира духовного и мира повседневного.

Как отмечал сам Эшер, это подшучивание над непоколебимыми истинами. Это игра света и тени, форм и объемов, это метафора реальности, которая так невозможно органична.

Работы Эшера самые разноплановые, он хитроумно шифрует загадки в своих литографиях, но даже от самой невинной игры до самого философски сложного сюжета Эшер искусен. Казалось бы в незамысловатых рисунках, основанных на игре чередования и сочетания ярких пятен: «Ящерица», «Две птицы», «Всадник» есть исключительное эстетическое удовольствие, где там могут быть спрятаны загадки? Но загадка кроется в геометрии, упорядоченное членение плоскости, отсутствие пустотных пятен, сочетание каждого нового элемента с последующим. Будто перед глазами застывшее изображение калейдоскопа, такое чёткое, ясное - упорядоченный хаос.

Что касается другой стороны творчества художника, то здесь уже нужно остановиться и вдумчиво посмотреть на каждую деталь. Здесь образ перерастает в сочетание образов, в сюжет. Здесь, казалось бы, игра становится философией, мудростью, глубоким пониманием мира вокруг нас. Оно на «полотнах» принимает сверхъестественную форму, нечто физически и реально невозможное. А  на самом-то деле Эшер подмечает тесные связи разнопланового социального и духовного мира людей.

Его литография «Относительность» - множество лестниц, людей, окон. Нагромождение движения – символ. Вертикальный этаж гостиной, горизонтальная дверь тюремной камеры, ожидание, спешка, любовь, одиночество и наблюдение. Все эти миры попадают в поле зрение автора в одной работе, «пир во время чумы» в одном многоярусном доме… доме как мире, как жизни – трёхмерного образа.

Своей особенной увлеченностью объемной графикой Эшер предугадывает возникновение 3D. В его литографии «Рептилии» заметна не только цикличность проживаемых событий, но и открывается явная игра с объёмными формами. В плоскости последовательно рождаются ящерицы, и одна за другой, вползая на книгу, преодолевая углы шарообразного многогранника, возвращаются в свой исходный мир. Это не просто шутка, этот цикл – прямая метафора человеческой жизни, его движение от рождения, через познание, к смерти.

Наиболее впечатляющей работой оказалась литография «Узы союза». Серпантинными полосами склонились друг к другу две головы, окруженные множеством сфер. В их взгляде и грусть, и улыбка, в их взгляде читается и глубина, и повседневность. Они вдвоём среди множества других похожих сфер, они сами увеличенные сферы. Они – обобщённый портрет человека, человеческих уз, со всеми радостями, со всеми печалями.

Эшер в своём творчестве действительно проникает в бесконечность, цикличность, чередование жизни. Оно поддаётся математическим законам и противоречит им. Сочетания обычной каждодневной действительности с внутренней магией логики, с совершенной метафоричной симметрией обеспечило Эшеру признание и тогда, и сегодня. Он не просто теребит душу своим искусством, он предлагает подумать, увидеть и, может быть, улыбнуться. 

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать