Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Рособрнадзорсвободное времяШкольные проектыегэ 2017колонка редактораКонцертличный опытолимпиадаКак сдать ЕГЭ на 100 балловвыставкиЛЭТИурокиЯндексКак сдать ЕГЭВасильеваКоучТеатрЕГЭитоговое сочинениеПрограммистСПбПУАлые парусавступительныеинформатикапоступлениелайфхакиОГЭПосле 9-го классарейтингпабликаторсочинениевысшее образованиепоясняет ТихийДизайнеркнигиОльга ВасильеваГарри ПоттерМинистр образованияисториякаталог сочиненийДля гуманитариевпсихологияробототехникамузыкавузыфестивальшколауниверситеткуда пойти учитьсярейтинг вузовКаталог вузовкиноУчителькаталог увлеченийискусствоМинистерство образованияДевятиклассникамобразованиеабитур 2016Петербургвыпускнойжурфакприемная кампанияВостребованныеувлеченияТворческиематематикачто посмотретьВКонтактеинтервьюпутешествияразвлечениярусский языкСПбГУпрограммированиеОбразовательная резняИТМОЕГЭ 2016Pokemon GOВУЗМГУНовыеЛучшее на Стенекем бытьроботыбюджетные местаобщагалитературастудентыМного платятфизикаКуда сходитьМедикПсихологбудни студентовлайфхаккак живут студентыСтипендияЖурналист
Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка)

Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка)

Пример анализа по литературе

Просмотры
361

Этот «Архангел-тяжелоступ» покорил меня своими стихами с первых строк, которые я прочитал. Маяковский привлек меня своей необычностью. Я могу сказать, почему он стал моим любимым поэтом. Во-первых, Владимир Маяковский – мой тезка. И в имени Владимир слышны рык, вой, власть. Во-вторых, я молод и полон жизни, мне присущи резкость, стремление идти только вперед семимильными шагами, рваться в бой во имя мечты. Стихи Маяковского несут в себе ту особую революцию, которая так похожа на мой внутренний мир. В-третьих, я сразу обратил внимание на необычный рисунок стихов Маяковского – «ступеньки». Из «ступенек» складывается лестница, по которой поэт стремился идти все время вверх, к звездам.

Маяковский очень разный в своем творчестве: и тончайший лирик, автор нежнейших любовных стихотворений и поэм, и гневный сатирик, и создатель эпических произведений, и драматург, и страстный публицист, и политический агитатор, и «рекламист», и автор знаменитых стихотворений для детей, а еще художник-авангардист и киноактер – и все это один Маяковский.

Таким разным увидел я Владимира Маяковского в набросках из его записных книжек, опубликованных после смерти поэта под заголовком [Неоконченное].

Довольно трудно сказать, чем навеяны строки [Неоконченного]. Возможно, здесь идет переплетение, сочетание чувств, которые Маяковский испытывает сразу к трем женщинам. Тогда лирическая героиня – некий собирательный образ. Но я все же склонен считать, что в стихотворении Маяковский обращается к своей, может быть, самой яркой любви – Лиле Брик. Совсем недавно я понял, что единственная любовь – это та, которая есть сейчас. Я вспоминаю те звездные ночи, когда под заветными окнами смотрел в небо, а в голове роились разные мысли:

                Любит? не любит? Я руки ломаю

                И пальцы

                                               Разбрасываю разломавши

                Так рвут загадав и пускают

                                                                              по маю

                венчики встречных ромашек.

Я знаю, что Маяковский довольно скептично относился к канонам стихосложения, и тем не менее нельзя не заметить метафору, родившуюся из фразеологизма «ломать руки». Растерянность, тревога, беспокойство, ревность переполняют поэта. Он не находит себе места, мечется. Это напоминает весеннее смятение природы. В душе поэта живет весна, он жаждет ее апогея: ждет мая, ждет одного только слова. Единственное, что ему необходимо сейчас – это любовь женщины. Любимая нужна ему для того, чтобы хоть с нею ощутить себя самим собой. Но Маяковский еще не знает, что не войдет в этот чудесный месяц весны, тепла, солнца:

                               Я с сердцем еще ни разу до мая не дожили

                               а в прожитой жизни

                               лишь сотый апрель есть.

                                                                              («Облако в штанах»)

Маяковский надеялся, верил, что душа не может состариться. Благоразумие приходит к человеку с годами, когда он устает от мирской суеты, стремлений, душевных порывов. Тогда ему хочется покоя, трезвости мысли. Седина, «серебро годов» – это лишь старение организма, тела. Но никак не души. Маяковский не признает старения. Эпитет «позорное» (благоразумие) помогает понять его отношение к обыденности, к общей серой массе. Поэт заявляет, что он не такой, как все, его переполняют совершенно иные, свежие, чувства. Даже в возрасте тридцати пяти лет он ощущает себя «красивым, двадцатидвухлетним». Маяковский хочет жить и любить своей, особенной, любовью.

Но, читая во втором отрывке «мне незачем тебя будить и беспокоить», невольно вспоминаю пушкинское «я не хочу печалить вас ничем». Маяковский, как и Пушкин, проявляет благородство по отношению к любимой женщине. Кроме того, Маяковский превращает обычное выражение «телеграмма-молния» в метафору «молниями телеграмм». Это еще раз подчеркивает, что он боится ранить, испугать, потревожить любимую. Я думаю, что Владимир Маяковский, не показывая человеческих слабостей на людях, на самом деле был невероятно ранимым, эмоциональным, очень тяжело воспринимающим обиду, несправедливость.

Противоречиями в душе Маяковского, по-видимому, и навеян образ моря в третьем фрагменте [Неоконченного]. Существование человека, сама жизнь сравнивается с безбрежной стихией. Олицетворение «море уходит вспять море уходит спать» помогает понять, что жизнь прожита, идут последние мгновения. Лодка – это судьба человека. Лодку долго швыряло по волнам, вертело. Лодка устала и сдалась, поэтому была разбита в щепы. Те прежние чувства, которые Маяковский нес сквозь годы, превратились в осколки, разбились о рациональность, будничность чужой мысли: «Любовная лодка разбилась о быт». Но Маяковский не пытается излишне драматизировать ситуацию. Употребляя каламбур «исперчен», он снижает трагедийное звучание произошедшего.

Умение принять ситуацию такой, какая она есть, говорит о зрелости человека. Маяковский осознал, что любовь – это бессмысленная игра, в которой никогда не удастся узнать вкус победы. Поэтому, повторяя строки «я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить», Маяковский словно уговаривает, утешает себя. Один из современников поэта говорил, что Маяковский погибал не от несчастной любви, а оттого, что разлюбил.

Поэту остается только одна опора – творчество. «Я знаю силу слов я знаю слов набат», – провозглашает он, будучи уверенным, что главное – творить самому, самовыражаться. И в самовыражении поэт был оригинален. В этих набросках, завершающих творческий путь, для меня соединились ранний и зрелый Маяковский, сошлись все основные особенности, присущие его лирике.

Не перестает поражать интересная, необычная рифма Маяковского: разломавши – ромашек, уймою – благоразумие, ты легла – телеграмм. Такой прием заостряет мое внимание на словах, которые являются ключевыми, с помощью которых легче определяется, улавливается суть изложенного.

В [Неоконченном] практически отсутствует пунктуация. Лишь в первой строке стоят два вопросительных знака. Почему же Маяковский остановился и не стал расставлять знаки препинания дальше? Возможно, дело в значении, которое автор придавал размеру и ритму своих стихов. Ведь он считал не синтаксис, а именно ритм и размер основными выразителями эмоций. Следуя размеру и ритму стиха, можно самостоятельно, на интуитивном уровне расставить необходимые знаки. Но характерные для Маяковского полустрочия присутствуют только в первой и второй частях [Неоконченного], далее идет ровная строка. Почему? Маяковский с самого начала задает ритм, разгоняет читателя, который далее движется по инерции, не сбавляясь с закономерного чередования.

Стихотворение обрывается неожиданно. Это похоже на сухой внезапный щелчок курка, на резкий, рвущий слух звук выстрела. Наступает тьма, опускается мрак, скорее не мрак, а темное ночное небо с мерцающими звездами:

                Ты посмотри какая в мире тишь

                Ночь обложила небо звездной данью

                в такие вот часы встаешь и говоришь

                векам истории и мирозданию.

Еще совсем недавно поэт-новатор иронизировал над стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», но наступил тот час, когда Маяковский вернулся к тому, что долгие годы отрицал. И он не мог не вернуться, т.к. все поэты пишут о вечном:

                Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

                И звезда с звездою говорит.

                                                   (М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»)

Мистическая тишь и тьма, царящие во всем мире, заставляют каждого задуматься о смысле человеческого существования.

Читая последние строки [Неоконченного], я невольно задаю себе вопрос: «Зачем мы живем? Зачем надеемся, если в любой момент пара слов может все окончить, оборвать? Если никому нет до тебя дела?»

Мне кажется, это еще более сильное чувство, острое и горькое, испытывал Маяковский. Ему не хватало собеседника, друга, он разговаривал с пустотой. Поэт потерялся в огромном мире, ему видится единственный выход – покончить со всем раз и навсегда.

«Лестница», которая должна была вести к звездам, оборвалась в пропасть. Обрывается стихотворение, и меркнет на небе звезда.

Поэт умер, но завещал нам жить. Не окончив стихотворение, Маяковский предложил нам продолжить его, а значит, продлить тот «Млечпуть», по которому шел. [Неоконченное] – это источник раздумий, который никогда не иссякнет.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать