Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

ВУЗрейтинг вузоврейтингпутешествиярецензияДля гуманитариевэкзаменкуда поступатьвыпускнойкаталог сочиненийВКонтактеэкзаменыроботылицензияробототехникаегэ 2017выставкаЕГЭ 2018НовыеКонкурскуда сходить в выходныеСПбГУВПРТворческиеВыходныеМГУобразованиеспектакльчто посмотретьличный опытолимпиадапабликатор Юрия БалясниковаАлые парусалайфхакуниверситетстудентыволонтерствоКуда сходитьМинобрнаукиПабликатор Дарьи КуликовойМного платятисториякак прошли ЕГЭ-2018СочинениеолимпиадыВойсковицкая школа 1биологияДевятиклассникамшкола 118 МоскваРособрнадзоробществознаниегимназия 19 ОрелКонцертУчительинформатикахимияВШЭИгра престоловЧто почитатьВостребованныеНИУ ВШЭлитератураисследованиеопроскак сдать ОГЭКаталог профессийОГЭЛЭТИвузыАкадемическая гимназия 56Ольга ВасильевапоступлениеКак сдать ЕГЭсоветыпабликаторшколакиноканикулыМинистр образованияитоговое сочинениекуда пойти учитьсяаккредитацияжурфакматематикаЛучшее на Стенекем бытьКаталог вузовНовый годкуда сходить на неделеКем быть?книгифизикарусский языкИТМОстудия журналистики Калининского р-нафестивальувлеченияжурфак за и противМинистерство образования
Кому в школе жить хорошо

Кому в школе жить хорошо

Как избежать конфликта «ученик-учитель», когда кажется, что выхода нет

22.09.2016 | Софья Кудря
Просмотры
1236

Учитель-друг, совместные походы и весёлые селфи с классным руководителем. Это школа. Несправедливость, наглость, хамство, холодная война. И это — тоже школа. Притом срабатывает это одинаково и для учеников, и… для учителей. Никуда от этого не деться, и хорошим быть для всех нельзя, как бы ты ни старался. Вместе со школьниками, педагогами и психологами мы попробовали разобраться — что делать обеим сторонам, если добрые отношения «учитель-ученик» никак не складываются.

Его сегодня нет


Сперва – самая пострадавшая (по её мнению) сторона. Ученики. Ребят, как выяснилось, больше всего волнуют несправедливость и унижения со стороны учителей. И выходов тут немного.

«Как-то раз, — рассказывается десятиклассник Рома, — она выгнала меня и моего друга за то, что другие ребята разговаривали. По итогу, две недели она не пускала нас в кабинет. Потом я пошёл к завучу, рассказал ей всё, и нам ещё пришлось перед ней извиниться! ЧСВ выше эмпаир Стэйт, в общем. “Ну что, сброд, учиться будем?” — эти слова она сказала нам на первом уроке в девятом классе. Вообще, обычный её голос мы слышим на первое сентября и на Новый год, остальное время она кричит». 
За экзамены, однако, Рома не боится – говорит, что оценки у этого преподаватели давно не принимает близко к сердцу. А уроки зачастую попросту прогуливает и старается не попадаться на глаза нелюбимому учителю.

Ту же самую тактику – просто не видеться с педагогом, чтобы лишний раз не провоцировать конфликт, выбрала и Настя, тоже десятиклассница.
«Мой классный руководитель изначально, когда мы попали к ней, расставила статус не «ученик и учитель», а что-то типа друзей, но весьма странных. Все просьбы учеников она пропускает мимо ушей. Также она часто нас оскорбляет, переводя это в тему шутки, но то, что она говорит, иногда становится обидным. Хорошо, что предметов, которые мне нужны, она не ведёт и на оценки это не влияет».


Педагог из стали?


Подросток зачастую уверен: учитель – абсолютный враг, готовый испортить жизнь и уничтожить его будущее. При этом у него отсутствует здравый смысл и какие-либо чувства. К счастью, не всё так плохо, и по ту сторону парты, оказывается, тоже стоит человек, который не любит конфликты, но не всегда знает, как правильно поступить.

«В эмоциональном плане такие конфликты – это очень тяжело и неприятно. Выходил из ситуации через общение. Рассказывал о своих принципах, убеждал, что не требую сверхъестественного, а только по делу. Давалось очень непросто, но сейчас  меня, наконец-то, поняли», — поделился   Александр Боровский, учитель химии.

«Есть такие ученики, которые сами провоцируют на конфликт, — рассказывает Ирина Пысина, учитель информатики. — Был у меня один такой: он все время проверял меня на прочность. Я очень старалась объективно ставить оценки, ведь я не должна свои эмоции показывать. И сразу уяснила, что авторитет нельзя заработать за счёт кого-то другого: администрации, директора, завуча. Есть учитель, и есть класс, а там выруливай сам, как хочешь».


Когда третий — не лишний


Так что же происходит? Разъясняет психолог Дарья Приходько:
 «Существует пять стратегий поведения при конфликтах, и избегание конфликта – одна из них. Нельзя сказать, что эта стратегия продуктивна — при замалчивании происходящего напряжение между учителем и учеником никуда не девается, а агрессия заметается под ковер и становится пассивной. Педагог и ученик находятся в состоянии холодной войны. При этом от этого напряжения выматываются обе стороны, так как переживать это очень энергозатратно для организма. Четыре оставшиеся стратегии – это уступка, конкуренция, компромисс и сотрудничество. Идти на уступки в школьной ситуации практически невозможно, так как учитель может приравнивать слово «уступить» к «потерять авторитет». Ученики не готовы сдаваться из-за подросткового максимализма и желанию проявить своё «Я» через сопротивлению учителю и правилам. Обычно учителю и ученику трудно отойти от своих переживаний и услышать другого, поэтому хорошим вариантом является обсуждение острой ситуации, где школьный психолог, выступающий в роли медиатора, может увидеть суть противоречия, с которым столкнулись учитель и ученик и рассказать им со стороны, как устроено их недопонимание. А дальше психолог как наименее вовлеченное лицо может также предложить варианты выхода из сложной ситуации. Только тогда, когда и учитель, и ученик готовы повернуться лицом к трудности, только тогда есть шанс прийти к взаимопониманию».



Тем, у кого в школе отдельного специалиста по взаимоотношениям нет, или идти к нему совсем не хочется, советы даёт психолог Елена Турлина. 

Ученикам:
Почти всегда первый сигнал к конфликту ученика с учителем — со стороны ученика. Ненамеренно, не специально, как бы «само собой». Причина в непонимании поведения друг друга. Поверьте, большинство учителей хотят лишь отработать свои уроки и пойти домой. Поэтому не стоит искать в проявлениях педагогов злого умысла и корысти. Если конфликт уже в разгаре, лучше не разжигать его дальше. Избегание, уход от общения тоже не вариант, если надо продолжать посещать уроки. Лучше всего найти грамотного взрослого посредника — не родителя, а лучше всего такого, который будет нейтрален и к ученику, и к учителю, и попросить помочь «за круглым столом» найти новую форму диалога и продолжения обучения без переходов на личности.

Учителям:
Подросткам свойственно прощупывать границы своих возможностей, терпимости и слабостей взрослых. Конфликт — главный инструмент в этом. Крайне важно это помнить, особенно в начале общения с новым классом. Нужно аккуратно подбирать слова и выражения, внимательно наблюдать за реакцией детей. Но при этом сохранять самообладание и не показывать своего напряжения и тревожности. Дети ценят власть, авторитет, но не меньше — человечность и справедливость. Успешный педагог балансирует между этими свойствами, не сваливаясь в крайности.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать