Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

ВыходныеробототехникастудентыувлеченияисторияпабликаторДевятиклассникамурокиВПРитоговое сочинениеДля гуманитариевфизикаМинистр образованиякаталог сочиненийрусский языкВКонтактекинопсихологияпортфолиоЛЭТИсоветыЛучшее на СтенекнигиВасильеваличный опытНовый годпоступлениеПервый шаг вместе с намиразвлеченияМного платятРособрнадзорфестивальВостребованныеПосле 9-го классарейтинг вузовАлые парусаYoutubeМинистерство образованияолимпиадасвободное времявузычто посмотретьроботыЕГЭканикулыФИПИродителивысшее образованиеподаркиколонка редактораобразованиеМГУабитур 2016Что почитатьжурфакжурфак за и противвыпускнойКак сдать ЕГЭ на 100 балловкуда сходить в выходныекуда пойти учитьсяТворческиеМедикШкольные проектыкем бытьГарри Поттербудни студентовКак сдать ЕГЭКонцертрейтингКВНОльга Васильевавыставкикуда сходить на неделекак живут студентыисследованиеПсихологСПбПУлитератураолимпиадышколаВУЗИнстаграмИТМОВШЭНовыеинтервьюобщагамузыкалайфхакPokemon GOСПбГУКаталог профессийприемная кампанияВсероссийская олимпиада школьниковА2Каталог вузовегэ 2017каталог увлеченийОГЭ
«Мы должны управлять роботами, а не они нами»

«Мы должны управлять роботами, а не они нами»

О победе в олимпиаде рассказывает руководитель центра робототехники ФМЛ№239

Просмотры
342

Сергей Александрович Филиппов – руководитель центра робототехники ПФМЛ №239, городского объединения преподавателей робототехники, тренер сборной России в этом направлении, учитель, организатор, автор книг и видеокурсов по созданию роботов. А главное – человек, который привел к победе на Всемирной олимпиаде роботов трех семиклассников. Ребята создали машину, которая способна очищать дно и поверхность океана от загрязнений.

«ПУ» встретился с педагогом и узнал об Олимпиаде и не только.

 

Почему Вы начали заниматься робототехникой?

 

Это занимательная история. Я начал заниматься робототехникой больше десяти лет назад, и первый раз я попал на соревнования в качестве «няньки». Из школы, где я тогда работал, уволился преподаватель робототехники, и меня попросили отвезти его учеников на Всероссийские соревнования, как сопровождающего.

Ребята тогда выиграли, а меня это все зацепило. Я продолжил с ними заниматься и через полгода открыл кружок, еще через полтора – договорился о введении робототехники в курс технологии для пятого класса. И постепенно стал активно развивать это направление.

В 2008 году я перешел в ФМЛ №239, где уже была задумка создать городской центр робототехники.

В детстве я мечтал стать конструктором-изобретателем и много мастерил, а по образованию я программист. Кроме того, много лет занимался проведением массовых праздников, театром. Все эти мои навыки сошлись воедино, и получилась робототехника с ее грандиозными соревнованиями и творческими проектами.

Есть ли у Вас собственные изобретения в этой области?

 

Я ничего не патентовал, все мои изобретения – это собственная методика и разработки моих учеников, в которых вложены мои идеи.

 

Чем занимаются Ваши взрослые выпускники сейчас?

 

Мои самые старшие ученики недавно закончили вузы и работают инженерами. Это ребята, которые выбрали близкие к робототехнике специальности, потому что в чистом виде в России робототехники пока что немного.

Среди них можно перечислить, например, программиста встраиваемых устройств, разработчика космической техники. Два человека работают с летательными аппаратами, еще один открыл свою собственную лабораторию мехатроники и робототехники, другой занимается разработкой мобильных роботов. И многие выпускники, так или иначе, связывают свою жизнь, если не с чистой робототехникой, то с инженерией.

 

Все они были победителями Всемирных олимпиад?

 

Большинство из старших ребят побывали на крупных олимпиадах, в том числе на всемирных. Некоторые из них победители, призеры. Но это необязательно. Всерьез заниматься робототехникой получится, даже не побывав на Всемирной олимпиаде. Если нет никаких амбиций, то можно создавать великие вещи, просто работая дома.

Что вы хотите дать своим ученикам в первую очередь?

 

Любовь к техническому творчеству, желание создавать устройства, подобные человеку и помогающие ему в жизни. В принципе я думаю, что это мечта всего человечества – быть творцами своей жизни и окружающего мира. В робототехнике эта мечта, в некотором смысле, воплощается.

 

Можно ли научиться робототехнике?

 

Девиз робототехники: «Заработало!».  Когда твоя идея воплотилась в реальные действующие модели – ты достиг цели.

Можно сравнить развитие робототехники сейчас с появлением компьютеров. Раньше отмахивались: «Не нужно в школе ставить компьютеры! Зачем ими мучить детей?». Но вот появился графический интерфейс, сенсорные экраны и прочие удобные и понятные для человека вещи – они сразу стали востребованы. Любой человек может себе позволить стать пользователем компьютера.

Все точно так же с робототехникой – при всей технической сложности роботов правильно продуманный интерфейс позволяет сделать робота понятным всем окружающим. Здесь важен не только математический, но и эстетический подход, в чем-то театральный.

Когда уже техническая сторона полностью реализована, встает вопрос о соблюдении законов робототехники, осознания роботом себя в человеческом обществе, а отсюда психология, философия.

Какова методика Вашего обучения?

 

Я работаю в нескольких направлениях. Базовое – обучение большого количества детей основам робототехники и кибернетики. В начале всегда легко – мы изучаем простые вещи шаг за шагом. Важно, что постепенно они становятся сложными.

Осваивать робототехнику может даже гуманитарий. По мере того, как ребята начинают проявлять интерес к робототехнике, создавать какие-то серьезные и интересные проекты, я включаюсь в их деятельность. Источник инициативы исходит, конечно, от ребенка, иногда от родителя, который готов поддержать его.

В этот момент начинается углубленный курс, мы изобретаем то, чего раньше до нас никто не делал, либо делал, но это неизвестно или недоступно, применяем такие технологии, которых еще нет в общем образовании, в лицее. И это увлекательно. С такими детьми мы и создаем будущие курсы, наполняем учебную программу, которая будет дана последующим поколениям.

 

Какие у Вас впечатления от Индии?

 

У нас было два дня прогулок, но даже до них, в процессе общения с индусами, было замечено: во-первых, это очень интересная нация – доброжелательные и красивые люди. Индусы ищут твой взгляд, находят его, улыбаются, спрашивают, откуда ты. А потом кричат: «О, Руссия, Руссия» и радостно приветствуют. «We like Руссия!».

При этом в Индии процветает бюрократия. Чтобы чего-то добиться, надо очень долго уговаривать. Иногда нам что-то не удавалось. Мы поняли, что если долго говорить: «Please» или объяснять, как хорошо будет, если они выполнят твою просьбу, то через некоторое время они соглашаются. Например, нам было очень трудно наполнить аквариум водой. Когда мы развернули шланги, полчаса потратили на то, чтобы уговорить администрацию дать нам подключить шланг к крану. После того, как мы их уговорили, они помогали нам во всем.

Конечно, мы с удовольствием посмотрели достопримечательности. Индия – страна контрастов. На улицах можно увидеть много небогатых людей, бродячих коров, которые, как священные животные, живут своей жизнью и питаются, чем попало. Но при этом, когда попадаешь в святое место, там необычайная красота. Мы были в индуистских храмах, Тадж-Махале. Впечатлений, конечно, масса.

 

Как для Вас прошла олимпиада? Какие были конкуренты?

 

Мы надеялись, что будем конкурировать со второй питерской командой из ИТМО (их было две, старшие заняли второе место в своей категории, а в нашей – четвертое место). Но второе место заняла команда из Сирии с роботом, который очищает поверхность воды от нефтяной пленки.

Надо сказать, что мы усердно готовились и отлично выступали. Я даже практически не успел посмотреть другие проекты – пробежался глазами, но так глубоко всмотреться, как это делают гости, не было времени. Постоянно поддерживал и подпитывал ребят. Они маленькие – им 12-13 лет, надо выступать и быть в тонусе. Им, конечно, было трудно.

Мы очень много показывали проект, но у нас, бывало, что-то ломалось. Мы это чинили, исправляли, перенастраивали. И, когда приходили судьи, все срабатывало идеально гладко. На удивление. Ребята даже не успели взволноваться, потому что настолько привыкли вкалывать, что судьи для них были очередными зрителями. Сработал принцип «Тяжело в учении, легко в бою».

Вы ожидали, что этот проект может занять первое место?

 

Мы надеялись, верили, хотя сомнения были. Проект очень интересный и сложный. Вопрос был в том, сможем ли мы его достаточно ярко представить. И это удалось.

 

Ждать ли нам еще каких-то побед?

 

Если отберемся на следующую олимпиаду, то поедем. Каждый раз – это лотерея, зависящая, в первую очередь, конечно, от собственных вложений. Если вкалывать, то, скорее всего, попадешь, поэтому мы будем стараться.

Мы краем глаза следим за правилами олимпиады, но при этом делаем массу других проектов и участвуем в иных направлениях.

Сейчас очень интересное направление «Robocup» – крупнейшие международные студенческие соревнования, в которых есть юношеская категория для школьников. Попытаемся принять там участие. Но это сложнее, чем Всемирная олимпиада, поэтому сразу на золотые медали не рассчитываем. Для начала попытаемся туда попасть, потому что надо пройти отбор на национальном уровне.

Пока что в этом направлении участвует не так много детей, но со временем оно наберет силу.

 

Считаете ли Вы, что за робототехникой будущее?

 

Да, недалекое будущее. Это данность, и от этого не уйти. Человеческий прогресс ведет к тому, что появляются автономные устройства, которые работают по заложенным в них программам. Мы можем повлиять на их содержание. Мы должны управлять роботами, а не они нами. И, чем лучше мы будем разбираться в этом направлении, тем больше вероятность, что так и произойдет.

Конечно же, наша задача быть хорошими специалистами.

Стремительное развитие технологий может привести к неожиданным результатам. Появление смартфонов, например, не было предсказано фантастами, а мир видоизменился в считанные десятилетия. Что произойдет в робототехнике трудно предугадать и, какие последствия это будет иметь, неизвестно.

 

Какие Вы ставите перед собой, как преподавателем, цели на ближайшие пять лет?

 

У меня есть задача на ближайшие пару лет – написать несколько книжек и снять несколько видеокурсов. После – организовать работу для выпускников, чтобы, будучи студентами, они могли заниматься разработками. Не только теми, что можно представить на детских соревнованиях, а уже полезными и серьезными. Мне кажется, это актуально.

Мне нравится идея, чтобы преподаватели были одновременно разработчиками. Не только обучали детей, а еще и развивались сами, тогда это будет двигать вперед все сообщество робототехники.

 

 

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать