Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Ольга ВасильевавузыразвлеченияКаталог профессийрейтингжурфак за и противPokemon GOвыпускникифизикаолимпиадыбиологияМГУпсихологияпабликаторсоветылитератураОГЭафишакиновыставкашколаолимпиадаДевятиклассникамхимияЧто почитатьРособрнадзоркуда сходить на неделемузыкаЯндекскиберспортувлеченияобществознаниеАлые парусаДля гуманитариевВУЗпоступлениевыпускнойжурфакСПбГУВасильеваФИПИсмелость и трусостьYoutubeличный опытВсероссийская олимпиада школьниковВКонтактеИТМОУчительрусский языккем бытьВостребованныеКуда сходитьгеографияканикулыМинистр образованияИгра престоловматематикаитоговое сочинениелайфхакисториякнигиспектакльколонка редактораТворческиеВПРуниверситеткак сдать ОГЭНовый годинформатикаНовыекуда пойти учитьсяэкзаменпутешествияобразованиекак живут студентыКонцертробототехникаинтервьюрецензияфестивальстудентыВШЭегэ 2017Как сдать ЕГЭвысшее образованиеДень открытых дверейМного платятГарри ПоттерМинистерство образованияЛЭТИошибкиЛучшее на Стенекаталог сочиненийКак сдать ЕГЭ на 100 балловВыходныеКаталог вузовкуда сходить в выходныеисследованиеСочинение
Что еще надо знать к ЕГЭ по русскому языку, чтобы сдать его?

Что еще надо знать к ЕГЭ по русскому языку, чтобы сдать его?

Повторяем аргументы для написания сочинений

Просмотры
919

  

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА

1.         И. С. Тургенев.  «Муму». Судьбу немого крепостного Герасима, Татьяны решает барыня.  У человека нет прав. Что может быть ужаснее?

2.          И. С. Тургенев. «Записки охотника». В рассказе «Бирюк» главный герой, лесничий, по прозвищу Бирюк, живёт убого, несмотря на добросовестное исполнение своих обязанностей. Социальное устройство жизни несправедливо.

3.         Н. А. Некрасов. В стихотворении «Железная дорога» говорится о том, кто построил железную дорогу. Это рабочие, подвергавшие беспощадной эксплуатации. Устройство жизни, где царит произвол, достойно осуждения. В Стихотворении «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Власть не считается с положением народа.

4.         Л. Н. Толстой «После бала». Показана разделённость России на две части, богатую и бедную. Социальный мир устроен несправедливо по отношению к слабым.

5.         Н. Островский «Гроза». Ничего святого, правого не может быть в мире, котором правит самодурство, дикое и безумное.

6.         В.В. Маяковский. В любом обществе присутствует мещанство, об этом нельзя молчать. В пьесе «Клоп» Пьер Скрипкин  мечтал о том, что его дом будет «полная чаша». Другой герой, бывший рабочий, утверждает: «Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть». Такая позиция была чужда Маяковскому. Он мечтал о духовном росте современников.

7.         И. С. Тургенев «Записки охотника».Личность каждого важна для развития государства, но не всегда талантливые люди могут развивать свои способности с пользой для общества. Например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева есть люди, таланты которых не нужны стране. Яков («Певцы») спивается в кабаке. Правдоискатель Митя («Однодворец Овсянников») заступается за крепостных. Лесник Бирюк ответственно несёт службу, а живёт в нищете. Такие люди оказались ненужными. Над ними даже смеются. Это несправедливо.

8.         А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на страшные детали лагерной жизни и несправедливое устройство общества, произведения Солженицына оптимистично по духу. Писатель доказал, что и в последней степени унижения возможно сохранить в себе человека.

9.         Андрей Вознесенский «Прорабы духа» (стихотворение)А. Розенбаум «Гуливер» (песня). Изображению проблем молодёжи посвящены стихи многих поэтов. Андрей Вознесенский утверждает, что обществу нужны не те, кто разрушает Петергофы, а те, кто их строит. Также песня Александра Розенбаума «Гуливер» написана о нашем времени, о житейских проблемах, об отсутствии жилья у многих молодых людей. Проблема очень актуальна. Действительно, молодым сейчас жить нелегко.

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

1.                         А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек, не привыкший трудиться, не находит себе достойного места в жизни общества.

2.                               М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин говорит, что он чувствовал в своей душе силы, но не знал к чему их приложить. Общество таково, что в нём нет достойного места незаурядной личности.

3.                                 И А. Гончаров.«Обломов». Илья Обломов, добрый и талантливый человек, не смог преодолеть себя и раскрыть свои лучшие черты. Причина – отсутствие высоких целей в жизни общества.

4.                                 Л. Н. Толстой.«Война и мир». Смысл жизни лучшие герои романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов видели в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям».

5.                                 А.М Горький.О смысле жизни рассуждают многие герои рассказов М. Горького. Старый цыган Макар Чудра удивлялся, зачем люди работают. В таком же тупике оказались и герои рассказа «На соли». Вокруг них – тачки, соляная пыль, выедающая глаза. Однако никто не озлобился. В душе даже таких угнетённых людей зарождаются добрые чувства. Смысл жизни, по Горькому, в труде. Начнёт добросовестно работать каждый – глядишь, и станем мы все вместе богаче и лучше. Ведь «мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей».

6.                                 М. И. Веллер «Роман воспитания».Смысл жизни есть у того, кто сам посвящает свою деятельность ради дела, которое считает нужным. Об этом заставляет задуматься «Роман воспитания» М. И. Веллера, одного из самых издаваемых современных российских писателей. Действительно, всегда целеустремлённых людей было немало, и сейчас они живут среди нас.

7.                                 В поисках смысла собственной жизни находились любимые герои Л. Н. Толстого. Взгляды самого писателя на духовный мир человека были таковы: «Жить по-божьи, творя любовь и добро».

8.                                 Все любимыегерои Л. Н. Толстого были заняты напряжённым духовным поиском. Читая роман «Война и мир», трудно не отнестись с симпатией к князю Болконскому, думающему, ищущему человеку. Он много читал, обо всём имел понятие. Смысл собственной жизни герой нашёл в защите Отечества. Не ради честолюбимого стремления к славе, а из-за любви к родине.

9.                                 В поискахсмысла жизни человек должен выбирать своё направление. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» судьба Андрея Болконского- сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно то, что, идя по этой тернистой дороге, он сохранил истинное человеческое достоинство. Не случайно М. И.  Кутузов скажет герою: «Ваша дорога – дорога чести». Мне тоже по душе люди неординарные, старающиеся жить не бесполезно.

10.                             И. С. Тургенев «Отцы и дети». Даженеудачи и разочарования незаурядного талантливого человека значительны для общества. Например, в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров, борец за демократию, назвал себя ненужным для России человеком. Однако его взгляды предвосхищают появление людей, способных на более великие дела и благородные поступки.

11.                             В. Быков«Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ

1.       Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». В Автобиографической трилогии, главный герой, Николенька Иртеньев, постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

2.       В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.

3.       В. Г Распутин «Уроки французского». На формирование личности главного героя в трудные военные годы оказала учительница. Её душевная щедрость безгранична. Она привила ему нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

4.       Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера.

5.       «Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное внимание. В «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

6.       И А. Гончаров.«Обломов». Атмосфера лени, нежелания учиться, мыслить уродуют душу маленького Ильи. Во взрослой жизни эти недостатки мешали ему в обретении смысла жизни.

7.       А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

8.       М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин признается, что всем приносит несчастье. Неправильное воспитание уродует человеческую личность.

9.       Мих. Дудин.

Земля- твой мир, твой отчий дом,

Твои любовь и дети.

Храни её своим трудом и песней на рассвете.

Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – одна из ведущих тем в творчестве поэта…

10.              Защиту природы  осуществляли когда-тозелёные патрули. Пора нам снова всерьёз заняться охраной окружающего нас мира. Тогда едва ли у кого поднимется рука, чтобы вырезать ножом на дереве своё имя. Если же и найдётся такой, то его надо остановить, а не проходить мимо. Воспитание в подрастающем поколении бережного отношения ко всему остаётся одной из важнейших проблем современного общества.

11.               Н. Рыленков( Стихотворения). О том, как себя вести, говорит Рыленков во многих своих стихотворениях. Воспитанному человеку легче адаптироваться во взрослой жизни. Советы поэта:

со словом обидным нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться. На доброе слово не надо скупиться.

12.    А.С. Грибоедов «Горе от ума». Воспитание и обучение – основные аспекты человеческой жизни. Своё отношение к ним выразил в монологах Чацкий, главный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он критиковал дворян, которые набирали для своих детей «учителей полки», но в результате грамоты никто « не знал и не учился». Сам же Чацкий имел ум, «алчущий познанья», поэтому и оказался ненужным в обществе московских дворян. Таковы изъяны  неправильного воспитания.

13.              АСуворов – выдающийся русский полководец. Огромное влияние на его воспитание оказали два исторических примера: Александр Македонский и Александр Невский. Будучи хрупким и болезненным мальчиком, Суворов стал подражать этим известным историческим личностям. О них ему рассказывала его мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Поэтому Александр Суворов стал замечательным военачальником.

ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДА В ЖИЗ­НИ ЧЕЛОВЕКА

1.       М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Митраша и Настя в годы Великой Отечественной войны остались без родителей. Но упорный труд  помог маленьким детям не только выжить, но и заслужить уважение односельчан.

2.       А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

3.       А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

4.       М. Горький.

- Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества.(О значении писательского труда для М. Горького).

- Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь хорошо работать.

- Хозяин тот, кто трудится. Так считал Максим Горький.

5.       В. Брюсов. Стихотворение «Труд» -Гимн человеческому труду на благо общества.

- Нет священней слова «Труд!».

- И на место в жизни право

Только тем, чьи дни в трудах…

- Только труженикам слава…

6.       Ч. Айтматов. Роман «Материнское поле».Лейтмотив романа – душевная отзывчивость трудолюбивых сельских женщин. Алиман, что ни случись, с рассвета трудится на ферме, на бахче, в теплице. Она кормит страну, народ! И не видит писатель ничего выше этой доли, этой чести.

7.       Н. Добролюбов, литер. критик: «Только труд даёт право на наслаждение».

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ХОД ИС­ТОРИИ

1.     Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

2.     А.С. Пушкин. Говоря о роли личности в истории, можно вспомнить поэзию великого А. Пушкина. Он своим даром воздействовал не на одно поколение. Он видел, слышал то, чего не замечал и не понимал обыкновенный человек. О проблемах духовности в искусстве, а его высоком назначении поэт говорил в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Читая эти произведения, понимаешь: талант не только дар, но и тяжёлая ноша, большая ответственность. Сам поэт был примером гражданского поведения для последующих поколений.

3.     Л.Н. Толстой.Роман «Война и мир». В чём заключается величие человека? Оно там, где добро, простота и справедливость. Именно таким создал Л.Н. Толстой образ Кутузова в романе «Война и мир». Его писатель и называет истинно великим человеком. Толстой уводит своих любимых героев от «наполеоновских» принципов и ставит их на путь сближения с народом. «Величие не там, где нет простоты, добра и правды», - утверждал писатель. Это знаменитая фраза имеет современное звучание.

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ.

ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?

1.     Н. Толстой. «Война и мир». Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.

2.     Ф. М. Достоевский.  «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». По его теории, личность способна творить историю, как Магомет, Наполеон. Они во имя «великих целей» совершают злодеяния. Теория Раскольникова терпит крах. В действительности истинная свобода заключается в подчинении своих чаяний интересам общества, в умении делать правильный нравственный выбор.

3.     В. Быков «Обелиск». Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск». Учитель Мороз, имел выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками. Он их всегда учил добру и справедливости. Ему пришлось выбрать смерть, но он остался нравственно свободным человеком.

4.     А.М. Горький «На дне».Есть ли на свете способ вырваться на свободу из порочного круга жизненных забот и желаний? На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе «На дне». Кроме того писатель поставил ещё один насущный вопрос: а можно ли считать свободным человеком того, кто смирился. Таким образом, противоречия между правдой раба и свободой личности – вечная проблема.

5.     А. Островский «Гроза». Противостояние злу, тирании привлекало особое внимание русских писателей 19 века. Гнетущая власть зла показана в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Молодая, одарённая женщина, Катерина, - сильная натура. Она нашла силы бросить вызов тирании. Конфликт между обстановкой «тёмного царства» и светлым душевным миром, к сожалению, завершился трагически.

БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ 

1.     А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг». Картины издевательств, жестокое отношение к политическим заключённым.

2.     А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». О неоднократных арестах мужа и сына, под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме написана эта поэма.

3.     Н. Некрасов «В окопах Сталинграда». В повести Некрасова есть ужасная правда о героизме тех людей, которых в тоталитарном государстве всегда считали «винтиками» в огромном корпусе государственной машины. Писатель беспощадно осудил тех, кто спокойно посылал людей на смерть, кто расстреливал за потерянную сапёрную лопату, кто держал людей в страхе.

ЧТО ТАКОЕ ПОДЛИННЫЙ И МНИМЫЙ ПАТРИОТИЗМ?

1.     Н. Толстой. «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм – одна из центральных проблем романа. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки. Наташа Ростова уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Болконский был смертельно ранен на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

2.     Н.С. Лесков «Очарованный странник».Русскому человеку принадлежит, по определению Н.С. Лескова, «расовое», патриотическое, сознание. Им проникнуты все поступки героя рассказа «Очарованный странник», Ивана Флягина. Пребывая в плену у татар, он ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину. Пожалев несчастных стариков, Иван добровольно идёт в рекруты. Душа героя неисчерпаема, несокрушима. Он с честью выходит из всех жизненных испытаний.

3.     Маршал Г. Жуков. Статья «День Победы». Говорит об основных чертах нашего народа, которые помогли одолеть врага. Это терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к отечеству. Это качества подлинного патриотизма, «проверенные огнём войны».

4.     В.П. Астафьев.В одной из своих публицистических статей писатель В.П. Астафьев рассказал о том, как отдыхал в южном санатории. В приморском парке росли растения, собранные со всех сторон мира. Но вдруг он увидел три берёзки, которые чудом прижились к чужой земле. Автор глядел на эти деревца и вспоминал свою деревенскую улицу. Любовь к своей малой родине – проявление истинного патриотизма.

5.     Л.Н. Толстой.В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» некоторые герои мнят себя патриотами и громко кричат о любви к отечеству. Другие отдают жизнь во имя общей победы. Это простые русские мужики в солдатских шинелях, бойцы из батареи Тушина, сражавшиеся без прикрытия. Истинные патриоты не думают о своих выгодах. Они чувствуют потребность просто защищать землю от вражеского нашествия. У них в душе неподдельное святое чувство любви к родине.

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ? 

1.     В.А. Обручев, литературный критик.Считал, что каждый человек должен избрать профессию, ту «жизненную работу», которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать не за страх, а за совесть.

2.     Борис Житков.Кем бы ты ни стремился стать, надо много знать и уметь, быть активным. Например, замечательный писатель Борис Житков с детства отличался жаждой знаний. Кем только он ни был! Химиком, кораблестроителем, инженером, рыболовом. Умел рисовать, играть на скрипке, много путешествовал. Трудолюбие, настойчивость, стремление к знаниям – вот составляющие жизненного успеха. Причём не важно, кем именно человек станет, какую профессию он выберет.

3.     А.Леонов о Ю. Гагарине. Трудолюбие, умение быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение – качества, полезные при выборе любой профессии. Космонавт А. Леонов видел всё это в Юрии Гагарине, который был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Умным и душевно щедрым. Итак, выбирать надо ту профессию, к которой душа лежит, но важно быть ещё и полезным людям, стране.

4.     А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Дмитрий Ионыч Старцев выбрал прекрасную профессию. Он стал врачом. Однако отсутствие настойчивости и упорства сделало некогда хорошего доктора простым обывателем, для которого главным в жизни стало стяжательство и собственное благополучие. Итак, недостаточно выбрать правильно будущую профессию, надо сохранить в ней себя нравственно и морально.

5.     А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч».Приходит время, когда каждый из нас стоит перед выбором профессии. Честно служить людям мечтал герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», Дмитрий Старцев. Выбранная им профессия – самая гуманная. Однако, поселившись в городе, где самые образованные люди оказались мелкими и ограниченными, Старцев не нашёл в себе сил противостоять застою, косности. Доктор превратился в простого обывателя, мало думающего о своих больных. Итак, самое ценное условие для того, чтобы не прожить скучную жизнь – честный творческий труд, какую бы профессию ни выбрал человек.

6.     О. Бальзак, фр. писатель: «Не существует больших талантов без большой воли».

БЕЗНРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

1.      .М. Булгаков. «Роковые яйца». Говорится о тяжких последствиях бездумного вмешательства в жизнь природы.

2.      А. Блок. Проблема бездумного, жестокого человека к миру природы отражена во многих литературных произведениях. Чтобы бороться с ней, нужно осознать и увидеть ту гармонию и красоту, которая царит вокруг нас. В этом помогут произведения А. Блока. С какой любовью он в своих стихах описывает русскую природу! Необъятные дали, бесконечные дороги, полноводные реки, вьюги и серые избы. Такова блоковская Россия в стихотворениях «Русь», «Осенний день». Истинная, сыновняя любовь поэта к родной природе передаётся читателю. Приходишь к мысли о том, что  природа самобытна, прекрасна и нуждается в нашей защите.

3.      Н. Сладков раскрывал проблему «Человек и природа». Он признаётся, что любит русскую природу за красоту, за загадки, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие. Всё это надо бережно сохранять. Улучшать, а не разрушать.

4.      С. Т. Аксаковпризнавался, что никогда не мог равнодушно видеть вырубленные рощи, но даже падения одного большого дерева. В этом он чувствовал что - то невыносимо грустное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигало дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибло, нередко от пустой прихоти человека! Такое отношение человека к природе недопустимо.

5.      А. Т. Твардовский.Читая стихотворение Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-жёлтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь лёгкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше.

6.      Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

7.      М. Пришвин «Жень-шень».Человек и природа. Эта тема вызвана к жизни нравственно – этическими мотивами. К ней обращались многие писатели и поэты. В повести М. Пришвина «Жень-шень» герои умеют молчать и слушать тишину. Для автора природа – это сама жизнь. Поэтому у него скала плачет, камень имеет сердце. Именно человек должен сделать всё для того, чтобы существовала и не умолкала природа. В наше время это очень важно.

8.      И.С. Тургенев «Записки охотника».Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. С. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой - природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться.

9.      Ф. И. Тютчев.Непревзойдённым мастером, описывающим жизнь природы и её влияние на человека, был Ф. И. Тютчев. Читая стихи поэта, сразу замечаешь, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты. Становится ясно, что природа полна движения, благодаря которому, может быть, существует человек.

10.  Ф. И. Тютчев «Слёзы людские…»(стихотворение).Неразрывную связь природы с жизнью людей показывает в своих стихах Ф. Тютчев. Его произведения о природе – не что иное, как выражение дум о человеке. Например, в стихотворении «Слёзы людские…» дождевые капли – это слёзы человека. Так, поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи людей с окружающим миром.

11.  В. Астафьев «Царь - рыба». В процессе эволюции общества люди отделялись от земли, возвышались над нею. Человек тешил свою гордыню и тщеславие. О том, как бесконечно терпелива наша природа, говорит В. Астафьев в «Царь - рыбе». Писатель также беспощадно карает распоясавшихся в стрельбе по зверю и птице туристов. Ведь насилие над природой грозит уничтожением самому человеку.

12.  С. Алексеев роман «Рой». О наступлении человека на природу говорит С. Алексеев в романе «Рой». Вырубка тайги, браконьерство – вот интересы людей. Природа живуча. Однако так продолжаться не может. Правда, нелегко изменить мировоззрение современного человека, но это необходимо.

ЖЕСТОКОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЖИВОТНЫМ 

1.     В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям. «Мы все немножко лошади», - утверждает поэт. У людей не хватает гуманности не только по отношению к животным, но и к друг другу.

2.     Троепольский.«Белый Бим, Черное Ухо».

3.     С. Есенин.«Песнь о собаке»

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. ПОЧЕМУ НЕ КАЖ­ДЫЙ ВОСПРИНИМАЕТ КРАСОТУ ПРИРОДЫ? 

1.     М. Пришвин. «Кладовая солнца». Настя, Митраша в полной мере испытали на себе силу влияния природы. Они понимали её красоту, знали её секреты. Поэтому окружающая среда была по отношению к ним не безжалостной, а дружелюбной.

2.     Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них.

Сложности взаимоотношений лю­дей, негуманность, равнодушие к окружающим, отсутствие ответственности человека перед другими людьми

1.     А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоистом поневоле» сделала среда  Онегина. Он равнодушен к судьбам других людей, делает их и самого себя  несчастливыми. Взаимопонимание, гуманное отношение к окружающим отсутствует. Всё это порождает глубокое разочарование и одиночество героя.

2.     М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».

3.     К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но важные дела не дают ей поехать к матери. Когда же она приезжает  в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Иногда даже родные люди равнодушны к судьбе друг друга.

4.     В. Г. Распутин«Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.

5.     М. Лермонтов «Герой нашего времени».Целая галерея неординарных личностей, а потому и «лишних» людей создана писателями-классиками. Так, Печорин, лермонтовский герой, - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Приложить свои незаурядные способности негде, а он жадно ищет этого. Поэтому хочется надеяться, что не всегда такие люди обречены на одиночество. Ведь если человек любит сомневаться во всём, то он уже не равнодушен к своей судьбе.

6.     А. Островский «Гроза». Наверное,не зря мы много говорим о нравственной слабости, эгоизме, приспособленчестве. Ведь это вечные человеческие проблемы. Ещё в 19 веке Островский в пьесе «Гроза» показал купеческий мир, основанный на страхе и денежном расчёте. Почтителен был Борис с «ругателем» Диким. Безропотно послушен матери был Тихон. Хитрили и изворачивались Кудряш, Варвара. Как ни больно об этом говорить, эти человеческие черты не исчезли и из современной жизни.

7.     А. Островский «Гроза».  Человек-хозяин своей судьбы, нельзя быть похожим на героя пьесы Островского «Гроза» Тихона, разучившегося жить «своим умом». Таким людям остаётся лишь проклинать себя за то, что у них нет воли. Не надо стараться угождать и бояться, что тебя «съедят, живого проглотят». К сожалению, ограниченность, порождённая общей отсталостью жизни давних лет, часто встречается и сегодня.

8.     М. Салтыков – Щедрин «Господа Головлёвы». Научить ценить подлинные чувства, преодолевать мелочность и эгоизм могут произведения М. Салтыкова-Щедрина. Иудушка из романа «Господа Головлёвы» стал жертвой собственного пустословия, за которым он скрывал своё безразличие к судьбе семьи. Итог жизни людей, подобных Иудушке, - одиночество.

9.     Пословицы:

- Хочется есть, да не хочется с печи лезть.

- На печи не храбрись, а в поле не трусь.

- Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

- Суди о людях не по словам, а по делам.

- Не спеши языком, торопись делом.

В.В. Маяковский «Баня». Проблема взаимоотношенийчуть ли не основная в творчестве многих писателей и поэтов 20 века.

 Бесполезных трутней на теле общества изобразил В.В. Маяковский в пьесе «Баня». Тип бюрократа, ограниченного чиновника актуален и по сей день. Герой пьесы, Победоносиков, озабочен лишь тем как он выглядит в глазах окружающих. Интересы дела ему безразличны.

А. П. Чехов «Человек в футляре». Герой рассказа А. П. Чехова Беликов ( «Человек в футляре») в любую погоду, даже когда ярко светило солнце, носил с собой зонтик. Любимое его выражение – «как бы чего не вышло». Гипертрофированная осторожность и подозрительность таких людей показывают их неспособность радоваться жизни и полное равнодушие к судьбе других.

Недостаток Доброты и всепрощения

1. М. А. БулГаков. «Мастер и Маргарита». Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Он прощает даже прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть.

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПРОСТУПКИ 

1.     М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

2.     И.А. Крылов. Басни.За безнравственные поступки (взятки, воровство…) необходимо наказывать, а не поступать, как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшем мёд. Они

«Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.

А Мишенька и ухом не ведёт».

Трудно бороться с воровством, если царит безнаказанность. А ведь всем должно быть ясно – каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.

1.     Пословицы:

- Долг платежом красен.

- В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем.

- Не всякий в дело гож, кто лицом пригож.

- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

- Конь о четырёх ногах, да спотыкается.

- Двумя ложками кашу не едят.

- Не с кого спрашивать, когда сам виноват.

- Как постелешь, так и выспишься.

1.     В. Солоухин в одной из публицистических статей говорит о том, что красота живёт в душе человека. Однако у строителей, увлёкшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий: насколько эстетично  сооружения будут выглядеть сегодня и тем более завтра. Действительно проблема ответственности за свои дела ещё остро стоит в нашем обществе.

2.     А. Куприн.О том, что жизнь коротка и человеку порой остаётся с «неопределённым сожалением» на склоне лет вспоминать о «прошлых вёснах», размышляет А. Куприн во многих своих произведениях. Читая их, невольно задумываешься о том, что жить надо интересно, содержательно, с пользой для себя и других. Тогда не придётся  сожалеть ни о безответственных поступках, ни о напрасно проведённом времени.

3.     В. Астафьев. Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и не ладно. Можно жить, как Федя Лебеда, герой произведения Астафьева. Он имеет дачу в три этажа на скромную милицейскую зарплату и остаётся безнаказанным. Другой герой поддался на уговоры жены и перешёл на «добычливое место». Ему не повезло. Придётся детям и жене ждать его пять лет из колонии. Таким образом, надо отвечать перед обществом за свои дела и поступки.

НЕПОНИМАНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ «ОТЦОВ» И «ДЕ­ТЕЙ». КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ 

1.     И С. Тургенев. «Отцы и дети». Показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. О взаимопонимании не может быть речи. Конфликт неизбежен.

2.     Л. Н. Толстой. Трилогия «

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать