Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

как живут студентыШкольные проектыробототехникаМГУСочинениеYoutubeстудентыМинистр образованияУчительувлеченияобразованиехимияНовый годИнстаграмФИПИкнигипонятиякаталог сочиненийТворческиероботыфестивальошибкиличный опытКВНАлые парусаСПбПУпсихологиячто посмотретьинтервьюпабликаторПервый шаг вместе с намишколакем бытьэкзаменканикулыродителиегэ 2017выпускнойСтипендияINSTA-10куда сходить в выходныеВШЭДевятиклассникамкаталог увлеченийпутешествиярусский языкЧто почитатьмузыкакуда сходить на недележурфак за и противподаркиКонцертисследованиетерминыкуда пойти учитьсяисторияВостребованныеВПРИТМОпоступлениеДень открытых дверейприемная кампанияолимпиадаКак сдать ЕГЭ на 100 балловлитератураРособрнадзорКаталог вузовколонка редакторажурфакКак сдать ЕГЭДля гуманитариевPokemon GOфизикавузыОльга ВасильеваЛЭТИВсероссийская олимпиада школьниковЛучшее на СтенеНовыеМного платятВасильевавыставкиразвлеченияитоговое сочинениеМинистерство образованияСПбГУсоветыКаталог профессийВКонтактеКуда сходитьбудни студентовОГЭПсихологлайфхакВыходныеИнтересные личностисвободное времярейтингВУЗ
Что надо знать к ЕГЭ по литературе, чтобы сдать его?

Что надо знать к ЕГЭ по литературе, чтобы сдать его?

Основные понятия, которые пригодятся

Просмотры
505

Основные литературоведческие понятия:

 

Тема — это то, о чем идет речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения. Совокупность тем называется тематикой.

Тему можно:

—   определять

—   по-разному решать

—   формулировать

—   излагать

—   развивать

—   осмысливать

—   раскрывать

—   трактовать

—   конкретизировать

Тема может быть:

—   основной

—   философской

—   актуальной

—   вечной

—   важной

—   общечеловеческой

—   глубокой

—   главной

—   общественно значимой

—   частной

—   побочной

—   фоновой

—   созвучной

—   излюбленной

—   сквозной

—   полностью исчерпанной

—   обусловленной мировоззрением автора

—   лирической

—   устойчивой

Тема может:

—   взаимодействовать с другими темами

—   разрабатываться многими авторами

—   повторяться в творчестве разных авторов

—   варьироваться в зависимости от замысла автора

—   преломляться в различных героях и ситуациях

—   проходить через все произведение

—   выделяться среди множества других тем

—   решаться по-разному

—   сменяться другими темами

—   воплощаться в отдельном произведении

—   появляться в творчестве писателя и т. д.

Проблема — это основной вопрос, который поднял автор.

Проблема может быть:

—   злободневной

—   актуальной

—   острой

—   важной

—   серьезной

—   основной

—   назревшей

—   неразрешимой

—   наболевшей

—   главной

—   сложной

Проблематика — это круг вопросов.

Проблематика может быть:

—   социально-политической

—   культурно-бытовой

—   нравственно-этической

—   философской

—   национально-исторической

—   эстетической

—   литературной и т. д.

Идея — это то, что хотел сказать автор, истолкова­ние, которое он дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, авторская оценка.

Идею можно:

—   формулировать

—   выражать

—   высказывать

—   определять

Идея может:

—   обретать жизнь

—   отражать отношение автора к действительности

—   выступать через систему образов

—    звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д.

—    сливаться с темой в нерасторжимое целое

—    являться ведущим началом в композиционном рас­положении работы

—   жить в образах

—   сливаться с чувством автора

—   воздействовать на наше сознание

—   выделяться автором

—   восприниматься читателями

—   углубляться т. д.

Пафос — эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.

Пафос может быть:

—   драматическим

—   сатирическим

—   трагическим

—   комическим и т. д.

Композиция — определенная организация, построе­ние текста, расположение его частей. Например, ваше сочинение будет состоять из следующих частей:

а)  вступление

б)  основная часть (определение основного содержания текста и позиции автора, анализ языковых средств, ис­пользованных автором, выражение своего отношения к поднятой проблеме);

в)  заключение.

Жанр — вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Троп — слово или оборот в переносном, иносказа­тельном смысле.

 

Изобразительно-выразительные средства ЕГЭ

 

Изобразительно-выразительные средства языка услов­но можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Лексические средства

Антонимы — разные слова, относящиеся к одной ча­сти речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление анто­нимов в речи является ярким источником речевой экс­прессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по значе­нию и являются антонимами только в тексте: Ум и серд­це — лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола — образное выражение, преувеличиваю­щее какое-либо действие, предмет, явление. Употребля­ется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.

Индивидуально-авторские неологизмы благодаря сво­ей новизне позволяют создавать определенные художе­ственные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын).

Использование литературных образов помогает авто­ру лучше пояснить какое-либо положение, явление, дру­гой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же вре­мя различающиеся оттенками значения: влюбленность — любовь, приятель — друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы — слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоно­сов — гений — любимое дитя природы (В. Белинский).

Стилистические синонимы — отличаются стилисти­ческой окраской, сферой употребления: усмехнулся — хихикнул — засмеялся — заржал.

Синтаксические синонимы — параллельные синтак­сические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки — приступить к подготовке уроков.

Метафора — скрытое сравнение, основанное на сход­стве между далекими явлениями и предметами. В осно­ве всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оцен­ки картины жизни, для передачи внутреннего мира геро­ев и точки зрения рассказчика и самого автора.

В метафоре автор создает образ — художественное представление о предметах, явлениях, которые он опи­сывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы... опрокинулся и затонул.

Метонимия — перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а)   с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? — спросил постоялец, обращаясь к сте­ганой жилетке;

б)  с учреждения на его обитателей: Весь пансион при­знавал превосходство Д.И. Писарева;

в)  имени автора на его творение (книгу, картину, му­зыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....

Оксюморон — сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на воспри­ятие противоречивых, сложных явлений, нередко — борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон пе­редает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

Олицетворение — один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевлен­ным предметам приписываются действия, которые до­ступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика — прямая авторская оценка со­бытий, явлений, предметов: Пушкин — это чудо.

Перифраза — использование описания вместо соб­ственного имени или названия; описательное выраже­ние, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве прию­тил Гоголя.

Сравнение — одно из средств выразительности язы­ка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явле­нием. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, ка­честв, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного су­ществительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

Бывают сравнения, которые передаются формой срав­нительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предло­жений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1)    развернутое, разветвленное сравнение-образ, в ко­тором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любо­пытных глаз они устремились к земле, тысячами свет­лячков зажгли ночь;

2)      развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох че­ловек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опас­ность.

Фразеологизмы — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное сред­ство языка, используемое писателями как готовые об­разные определения, сравнения, как эмоционально- изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору до­казать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональ­ной, выразительной: А.С. Пушкина, «как первую лю­бовь», не забудет не только «России сердце», но и ми­ровая культура.

Эпитет — слово, выделяющее в предмете или явле­нии какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяе­мом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определе­ние к другому:

1)   существительное: болтушка сорока;

2)   прилагательное: роковые часы;

3)     наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в перенос­ном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и при­знаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Синтаксические средства

Авторская пунктуация — это постановка знаков пре­пинания, не предусмотренная пунктуационными прави­лами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве автор­ских знаков используется тире, которое либо подчерки­вает противопоставление: Рожденный ползать — ле­тать не может, либо особо выделяет вторую после зна­ка часть: Любовь — главнее всех. Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие, — это повторение от­дельных слов или оборотов в начале предложений. Ис­пользуется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза — стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, об­разов, создающий эффект резкого контраста. Она помо­гает лучше передать, изобразить противоречия, противо­поставить явления. Служит способом выражения автор­ского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.

Восклицательные частицы — способ выражения эмо­ционального настроя автора, прием создания эмоциональ­ного пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоцио­нальное отношение автора к описываемому (гнев, иро­нию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное от­ношение! Как можно не беречь счастье! Восклицатель­ные предложения выражают также побуждение к дей­ствию: Сбережем свою душу как святыню!

Градация — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабле­нии сравнений, образов, эпитетов, метафор и других вы­разительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества — берегите мир!

Инверсия — обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуе­мому, согласованное определение стоит перед определяе­мым словом, несогласованное — после него, дополне­ние — после управляющего слова, обстоятельство образа действия — перед глаголом: Современная молодежь бы­стро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установле­но грамматическими правилами. Это сильное вырази­тельное средство, употребляемое в эмоциональной, взвол­нованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Композиционный стык — это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в на­меренном повторении сочинительных союзов для логиче­ского и эмоционального выделения перечисляемых поня­тий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Односоставные, неполные предложения делают ав­торскую речь более выразительной, эмоциональной, уси­ливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. ... Ни одного мазка, — слышу я слова. — Нет мазков. Как живая.

Парцелляция — прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произ­несения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор — сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции — построение тек­ста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса тек­ста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встре­чающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклица­ния — особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бес­полезную жалобу на притеснение, грубость и неисправ­ность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето! Да это просто колдов­ство!

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предло­жений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джо­конде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрач­ков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды име­ют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... а в углублении шеи при вниматель­ном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозиции — тридцать пять картин великого романтика».

Синтаксический параллелизм — одинаковое построе­ние нескольких рядом расположенных предложений С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать — это начало всех начал. Мать — это чудо земное. Мать — это слово святое.

Эпифора — одинаковая концовка нескольких предло­жений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

 

Основные литературоведческие термины:

 

Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и тра­дициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.

Авторская речь — в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определенный художествен­ный угол зрения на описываемые события.

Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ах­матова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к матери­альному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.

Аллегория — изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное по­нятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши — А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.

Амфибрахий — в силлабо-тоническом стихосложе­нии — трехсложная стопа, в которой ударный слог на­ходится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).

Анапест — в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа, в которой два первые слога — безу­дарные, а последний — ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).

Антитеза — резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).

Антиутопия — произведение, изображающее вымыш­ленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).

Архаизмы — слова и выражения, вышедшие из ак­тивного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характери­стики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Гла­голом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).

Афоризм — краткое изречение, выражающее глубо­кую мысль определенного автора, отличающееся выра­зительностью и неожиданностью: «Знание — сила». (Ф. Бэкон).

Баллада — жанр лирической поэзии, носящий пове­ствовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жу­ковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).

Басня — малый повествовательный жанр, преимуще­ственно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действу­ющими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).

Былины — русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б. преимущественно в XI— XVI вв.; повествуют о богатырях — защитниках роди­ны; отражают нравственные идеалы народа.

Вымысел художественный — одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.Герой произведения — одно из главных действую­щих лиц литературного произведения (в отличие от пер­сонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решаю­щую роль в развертывании сюжета и композиции про­изведения, в раскрытии его темы и идеи.

Гипербола — чрезмерное преувеличение («реки кро­ви»). Обратная гипербола — художественное преумень­шение — литота («мальчик с пальчик»).

Гротеск — изображение людей и явлений в фанта­стически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседав­шиеся»).

Дактиль — в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Драма — 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, от­сутствие повествовательного начала. Драматические кон­фликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.

В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горько­го). Трагическое начало присуще исторической драме.

Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая раз­новидность художественных произведений, существую­щая внутри определенного вида литературы (эпоса, ли­рики, драмы).

Завязка — начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.

Замысел авторский — творческий набросок, намеча­ющий основу художественного произведения, его сюжет и идею.

Идея произведения — главная мысль художественно­го произведения, отражающая отношение автора к дей­ствительности, воплощенная в системе образов.

Имажинизм — русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу само­ценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.

Классика — литературное наследие писателей, при­знанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).

Классицизм — метод и направление в литературе XVII — начала XIX в., обратившееся к античному на­следию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма — конфликт общественных и личных на­чал, долга и чувства.

Классицизм стремился к выражению большого обще­ственного содержания, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.

Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.

Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.

Комедия — жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Го­голя).

Композиция — построение художественного произве­дения, система организации образов, их связей и отно­шений.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении дей­ствующими силами: характерами, характером и обстоя­тельствами, различными сторонами характера.

Концовка — заключительная часть художественного произведения.

Критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.

Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоя­тельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Кульминация — высшая точка напряжения в разви­тии действия художественного произведения.

Лирика — один из трех родов художественной лите­ратуры (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта.

Охватывает множество стихотворных жанров, напри­мер: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэ­та, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пуш­кина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Лирическое отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в про­изведении (лирические отступления в «Евгении Онеги­не» А.С. Пушкина).

Лиро-эпический жанр — жанр, объединяющий сю­жетность эпического повествования с лиризмом, эмоцио­нальностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

Литература, художественная литература — вид ис­кусства, отражающий жизнь при помощи слова, пись­менного или устного (фольклора).

Литературный род — обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающий­ся от других таких же способов соотношения мира и че­ловека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — ро­довая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диа­логическое изображение событий (драма).

Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. Фет).

Метонимия — вид тропа, в котором одно слово за­меняется другим на основе связи их значений по смеж­ности («Театр рукоплескал» — вместо «публика руко­плескала»).

Миф — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблю­даемых явлений, исходя из убежденности в существова­нии божественных сил. По форме миф напоминает сказ­ку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.

Модернизм — общее название направлений искусства и литературы конца XIX — начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся раз­рывом с традициями реализма.

Монолог — речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не завися­щая от их реплик.

Мотив — простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сю­жетов и обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).

Новелла — небольшой прозаический жанр, разновид­ность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и ком­позиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами симво­лики.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплоще­ние сути произведения. Образ автора не тождествен об­разу повествователя или образу рассказчика. Он объеди­няет всю систему образов произведения — и персона­жей, и рассказчика. Первый опыт создания образа авто­ра в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).

Образ рассказчика — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рас­сказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда — его нет в случае «нейтрального», «объективно­го» повествования (Петр Андреевич Гринев в «Капитан­ской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).

Ода — жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее произведение. В XVI— XVIII вв. — жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

Олицетворение — такое изображение неодушевлен­ных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чем ты веешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тютчев).

Онегинская строфа — принадлежащая А.С. Пушки­ну форма строфы, которой написан роман «Евгений Оне­гин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляю­щей читателя и удерживающей стройность большого ро­мана.

Памфлет — злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого — конкретное, гражданское, пре­имущественно социально-политическое обличение. Пу­блицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в раз­личные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и др.).

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное тече­ние жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения собы­тия — специфическая установка автора повести («Веш­ние воды» И.С. Тургенева).

Поговорка — широко распространенное образное вы­ражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидатель­ности («Когда рак на горе свистнет»).

Пословица — сжатое образное грамматически и ло­гически законченное изречение с поучительным смыс­лом: «Что посеешь, то и пожнешь».

Поэма — поэтический жанр большого объема. В древ­ности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его леген­дарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историче­скими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор — участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяков­ский, А. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.

Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всег­да глубже.

Пролог — вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегу­рочке» А.Н. Островского).

Развязка — разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.

Рассказ — малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых собы­тий, малое число действующих лиц — особенность рас­сказа.

Реализм — понятие, характеризующее познаватель­ную функцию искусства: правдивое, объективное отобра­жение действительности.

Основные принципы реализма: объективное отобра­жение существующих сторон жизни в сочетании с ав­торским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художе­ственной фантазии (мифа, символа, гротеска).

Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржу­азной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).

Ритм — повторяемость однородных звуковых элемен­тов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма — созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем сло­ге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от кон­ца слоге); по взаимному расположению строк — смеж­ная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).

Роман — форма эпического рода литературы, раскры­вающая историю нескольких, иногда многих человече­ских судеб на протяжении длительного времени, по­рою — целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Романтизм — художественный метод, сложившийся в конце XVIII — начале XIX в. Для романтизма харак­терен особый интерес к личности и ее отношению к окру­жающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушки­на, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).

Сатира — способ проявления комического в искус­стве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллего­рии, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры — Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сентиментализм — течение в европейской и амери­канской литературе второй половины XVIII — начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, при­роды, был не чужд патриархальной идеализации. Пред­ставитель сентиментализма в России — Н.М. Карам­зин.

Символ — образ, максимально обобщенно и экспрес­сивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов; сосредоточено преимуще­ственно на художественном выражении посредством сим­вола «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скры­тым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетлен­ной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазно­го образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.

Главные представители символизма в русской литера­туре — В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.

Синекдоха — название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборо

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать