Пять углов



Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Министерство образованияРособрнадзорКонцерткак прошли ЕГЭ-2018обществознаниелайфхакуниверситетолимпиадыВКонтактеВУЗстудия журналистики Калининского р-наМинобрнаукиродителиЕГЭ 2018биологияинтервьюОГЭкак сдать ОГЭличный опыткаталог сочиненийспектакльлицензияжурфак за и противИгра престоловвузыДля гуманитариевшкола 118 МоскваНовый годолимпиадакуда сходить в выходныеЧто почитатьТворческиехимияисследованиелитератураКонкурсЛЭТИрейтинг вузовДевятиклассникамкинокуда поступатьшколаисторияИТМООльга ВасильеваинформатикаробототехникаувлечениягеографияМного платятволонтерствовыпускнойэкзаменКак сдать ЕГЭаккредитациярусский языккем бытьфестивальВШЭВыходныепутешествияМГУгимназия 19 ОрелЛучшее на СтенеСПбГУфизикасоветыКаталог вузовпоступлениеНовыеВПРВостребованныематематикаМинистр образованияУчительпабликаторАкадемическая гимназия 56рейтингэкзаменыопросвыставкаНИУ ВШЭроботыжурфаккуда сходить на неделеПабликатор Дарьи Куликовойкуда пойти учитьсяканикулыКуда сходитьобразованиеСочинениеегэ 2017итоговое сочинениепабликатор Юрия БалясниковаYoutubeКаталог профессийВойсковицкая школа 1книгистуденты
Что надо знать к ЕГЭ по литературе, чтобы сдать его?

Что надо знать к ЕГЭ по литературе, чтобы сдать его?

Основные понятия, которые пригодятся

Просмотры
3738

Основные литературоведческие понятия:



 



Тема — это то, о чем идет речь в
произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет
художественного изображения. Совокупность тем называется
тематикой.



Тему
можно:



—   определять



—   по-разному
решать



—   формулировать



—   излагать



—   развивать



—   осмысливать



—   раскрывать



—   трактовать



—   конкретизировать



Тема
может быть:



—   основной



—   философской



—   актуальной



—   вечной



—   важной



—   общечеловеческой



—   глубокой



—   главной



—   общественно
значимой



—   частной



—   побочной



—   фоновой



—   созвучной



—   излюбленной



—   сквозной



—   полностью
исчерпанной



—   обусловленной
мировоззрением автора



—   лирической



—   устойчивой



Тема
может:



—   взаимодействовать
с другими темами



—   разрабатываться
многими авторами



—   повторяться
в творчестве разных авторов



—   варьироваться
в зависимости от замысла автора



—   преломляться
в различных героях и ситуациях



—   проходить
через все произведение



—   выделяться
среди множества других тем



—   решаться
по-разному



—   сменяться
другими темами



—   воплощаться
в отдельном произведении



—   появляться
в творчестве писателя и т. д.



Проблема
— это основной вопрос, который поднял автор.



Проблема
может быть:



—   злободневной



—   актуальной



—   острой



—   важной



—   серьезной



—   основной



—   назревшей



—   неразрешимой



—   наболевшей



—   главной



—   сложной



Проблематика
— это круг вопросов.



Проблематика
может быть:



—   социально-политической



—   культурно-бытовой



—   нравственно-этической



—   философской



—   национально-исторической



—   эстетической



—   литературной
и т. д.



Идея
— это то, что хотел сказать автор, истолкова­ние, которое он дает наблюдаемым и
отображаемым им фактам жизни, авторская оценка.



Идею
можно:



—   формулировать



—   выражать



—   высказывать



—   определять



Идея
может:



—   обретать
жизнь



—   отражать
отношение автора к действительности



—   выступать
через систему образов



—   
звучать в заглавии текста, рассуждениях
автора, финале и т. д.



—   
сливаться с темой в нерасторжимое целое



—  
 являться ведущим началом в композиционном рас­положении
работы



—   жить
в образах



—   сливаться
с чувством автора



—   воздействовать
на наше сознание



—   выделяться
автором



—   восприниматься
читателями



—   углубляться
т. д.



Пафос
— эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся
большой силой чувств.



Пафос
может быть:



—   драматическим



—   сатирическим



—   трагическим



—   комическим
и т. д.



Композиция — определенная организация,
построе­ние текста, расположение его частей. Например, ваше сочинение будет
состоять из следующих частей:



а)  вступление



б)  основная часть (определение основного
содержания текста и позиции автора, анализ языковых средств, ис­пользованных
автором, выражение своего отношения к поднятой проблеме);



в)  заключение.



Жанр
— вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и
стилистическими признаками.



Троп — слово или оборот в переносном,
иносказа­тельном смысле.



 



Изобразительно-выразительные
средства ЕГЭ



 



Изобразительно-выразительные средства языка
услов­но можно разделить на две большие группы: лексические средства и
синтаксические средства.



Лексические средства



Антонимы — разные слова, относящиеся к
одной ча­сти речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная).
Противопоставление анто­нимов в речи является ярким источником речевой экс­прессии,
усиливающей эмоциональность речи:
Он был слаб телом, но силен духом.



Контекстные (или контекстуальные) антонимы
— это слова, которые в языке не противопоставлены по значе­нию и являются
антонимами только в тексте: Ум и
серд­це — лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.



Гипербола — образное выражение,
преувеличиваю­щее какое-либо действие, предмет, явление. Употребля­ется в целях
усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.



Индивидуально-авторские неологизмы
благодаря сво­ей новизне позволяют создавать определенные художе­ственные
эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А.
Солженицын).



Использование литературных образов
помогает авто­ру лучше пояснить какое-либо положение, явление, дру­гой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.



Синонимы — это слова, относящиеся к
одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же вре­мя
различающиеся оттенками значения:
влюбленность — любовь, приятель — друг.



Контекстные (или контекстуальные) синонимы
— слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоно­сов — гений — любимое дитя природы
(В. Белинский).



Стилистические синонимы — отличаются
стилисти­ческой окраской, сферой употребления: усмехнулся — хихикнул — засмеялся — заржал.



Синтаксические синонимы — параллельные
синтак­сические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по
своему значению: начать готовить
уроки — приступить к подготовке уроков.



Метафора — скрытое сравнение, основанное
на сход­стве между далекими явлениями и предметами. В осно­ве всякой метафоры
лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.



В художественной
речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания
и оцен­ки картины жизни, для передачи внутреннего мира геро­ев и точки зрения
рассказчика и самого автора.



В метафоре автор
создает образ — художественное представление о предметах, явлениях, которые он
опи­сывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая
связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет
всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы... опрокинулся и
затонул.



Метонимия — перенос значений
(переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи
переноса:



а)   с человека на его какие-либо внешние
признаки: Скоро ли обед? — спросил постоялец, обращаясь к сте­ганой
жилетке;



б)  с учреждения на его обитателей:
Весь пансион при­знавал превосходство Д.И. Писарева;



в)  имени автора на его творение (книгу, картину,
му­зыку, скульптуру):
Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....



Оксюморон — сочетание контрастных по
значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение
логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно
исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на воспри­ятие
противоречивых, сложных явлений, нередко — борьбы противоположностей. Чаще
всего оксюморон пе­редает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...



Олицетворение — один из видов метафоры,
когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При
олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевлен­ным
предметам приписываются действия, которые до­ступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.



Оценочная лексика — прямая авторская
оценка со­бытий, явлений, предметов:
Пушкин — это чудо.



Перифраза — использование описания
вместо соб­ственного имени или названия; описательное выраже­ние, оборот речи,
заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве прию­тил Гоголя.



Сравнение — одно из средств
выразительности язы­ка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать
целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно
явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явле­нием.
Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для
образного описания самых различных признаков предметов, ка­честв, действий.
Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.



Часто встречается
форма сравнения, выраженного су­ществительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.



Бывают сравнения,
которые передаются формой срав­нительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля
нежнее пуха лежала перед ним.



Есть сравнения,
которые включаются в предложение с помощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на
цветы.



Сравнение может
представлять и несколько предло­жений, связанных по смыслу и грамматически.
Таких сравнений две разновидности:



1)   
развернутое, разветвленное сравнение-образ, в ко­тором
основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любо­пытных глаз они
устремились к земле, тысячами свет­лячков зажгли ночь;



2)      развернутый
параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»):
Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох че­ловек, так лань
трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив
опас­ность.



Фразеологизмы — это почти всегда яркие,
образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное сред­ство языка,
используемое писателями как готовые об­разные определения, сравнения, как
эмоционально- изобразительные характеристики героев, окружающей
действительности и т. д.: У таких
людей, как мой герой, есть искра божия.



Цитаты из других произведений помогают
автору до­казать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и
интересы, делают речь более эмоциональ­ной, выразительной: А.С. Пушкина, «как первую лю­бовь», не забудет не
только «России
сердце», но и ми­ровая
культура.



Эпитет — слово, выделяющее в предмете
или явле­нии какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют
художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в
определяе­мом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может
служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное
определе­ние к другому:



1)  
существительное: болтушка сорока;



2)  
прилагательное: роковые часы;



3)    
наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев;
но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в
перенос­ном значении: взоры
полусонные, нежные, влюбленные.



Используя эпитет, автор выделяет те свойства и
при­знаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание
читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.



Синтаксические средства



Авторская пунктуация — это постановка
знаков пре­пинания, не предусмотренная пунктуационными прави­лами. Авторские
знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве
автор­ских знаков используется тире, которое либо подчерки­вает
противопоставление: Рожденный
ползать — ле­тать не может, либо особо выделяет вторую после зна­ка
часть: Любовь — главнее всех.
Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или
горестного чувства, настроения.



Анафора, или единоначатие, — это повторение от­дельных
слов или оборотов в начале предложений. Ис­пользуется для усиления высказанной
мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот
момент?



Антитеза — стилистический прием, который
состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, об­разов, создающий
эффект резкого контраста. Она помо­гает лучше передать, изобразить
противоречия, противо­поставить явления. Служит способом выражения автор­ского
взгляда на описываемые явления, образы и т. д.



Восклицательные частицы — способ
выражения эмо­ционального настроя автора, прием создания эмоциональ­ного пафоса
текста: О как ты прекрасна, земля
моя! А как хороши твои поля!



Восклицательные предложения выражают
эмоцио­нальное отношение автора к описываемому (гнев, иро­нию, сожаление,
радость, восхищение): Безобразное
от­ношение! Как можно не беречь счастье! Восклицатель­ные
предложения выражают также побуждение к дей­ствию: Сбережем свою душу как святыню!



Градация — стилистическая фигура,
заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабле­нии
сравнений, образов, эпитетов, метафор и других вы­разительных средств
художественной речи: Ради своего
ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества — берегите мир!



Инверсия — обратный порядок слов в
предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуе­мому,
согласованное определение стоит перед определяе­мым словом, несогласованное —
после него, дополне­ние — после управляющего слова, обстоятельство образа действия
— перед глаголом: Современная
молодежь бы­стро поняла ложность этой истины. А при инверсии
слова располагаются в ином порядке, чем это установле­но грамматическими
правилами. Это сильное вырази­тельное средство, употребляемое в эмоциональной,
взвол­нованной речи: Родина
любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!



Композиционный стык — это повторение в
начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно
заканчивающих его: Все сделала
для меня Родина.
Родина меня
выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.



Многосоюзие —
риторическая фигура, состоящая в на­меренном повторении сочинительных союзов
для логиче­ского и эмоционального выделения перечисляемых поня­тий: И гром не грянул, и небо не обрушилось
на землю, и реки не разлились от такого горя!



Односоставные, неполные предложения делают ав­торскую
речь более выразительной, эмоциональной, уси­ливают эмоциональный пафос текста:
Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. ... Ни одного мазка,
— слышу я слова. — Нет мазков. Как живая.



Парцелляция — прием расчленения фразы на
части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную
экспрессию путем ее отрывистого произ­несения: Поэт внезапно встал. Побледнел.



Повтор — сознательное употребление
одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого
образа, понятия и т. д.: Пушкин
был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.



Присоединительные конструкции —
построение тек­ста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую,
основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой,
иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса тек­ста: Белорусский вокзал в День Победы. И
толпа встре­чающих. И слезы. И горечь утрат.



Риторические вопросы и риторические восклица­ния
— особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.



Кто не проклинал
станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не
требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бес­полезную жалобу на
притеснение, грубость и неисправ­ность? Кто не почитает их извергами
человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским
разбойникам?



Какое лето, что за лето!
Да это просто колдов­ство!



Сочетание
коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами
предло­жений помогает передать
пафос статьи, эмоциональный настрой автора.



«Бинокли. Бинокли. Люди
хотят быть ближе к Джо­конде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрач­ков.
Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза
Джоконды име­ют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого
человека... а в углублении шеи при вниматель­ном взгляде можно видеть биение
пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».



«1855 год. Зенит славы
Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозиции —
тридцать пять картин великого романтика».



Синтаксический параллелизм — одинаковое
построе­ние нескольких рядом расположенных предложений С его помощью автор стремится
выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать — это начало всех
начал. Мать — это чудо земное. Мать — это слово святое.



Эпифора
— одинаковая концовка нескольких предло­жений, усиливающая значение этого
образа, понятия и т. д.: Я всю
жизнь шел к тебе.
Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.



 



Основные
литературоведческие термины:



 



Авангардизм
— движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими
нормами и тра­дициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.



Авторская
речь — в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения
без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего
повествование, избравшего определенный художествен­ный угол зрения на
описываемые события.



Акмеизм
— течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н.
Гумилев, А. Ах­матова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от
символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов,
возврат к матери­альному миру, предмету, стихии «естества», точному значению
слова.



Аллегория
— изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее
абстрактное по­нятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши — А. медицины. В
отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной
литературе как средство усиления поэтической выразительности.



Амфибрахий
— в силлабо-тоническом стихосложе­нии — трехсложная стопа, в которой ударный
слог на­ходится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто
часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н.
Некрасов).



Анапест
— в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа, в которой два первые
слога — безу­дарные, а последний — ударный: «Меж высоких хлебов
затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).



Антитеза
— резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М.
Цветаева).



Антиутопия
— произведение, изображающее вымыш­ленную картину нежелательного, порочного
жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).



Архаизмы
— слова и выражения, вышедшие из ак­тивного употребления и использующиеся для
воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для
комического эффекта; для речевой характери­стики персонажа:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и
земли, / Гла­голом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).



Афоризм
— краткое изречение, выражающее глубо­кую мысль определенного автора,
отличающееся выра­зительностью и неожиданностью: «Знание — сила».
(Ф. Бэкон).



Баллада
— жанр лирической поэзии, носящий пове­ствовательный сюжетный характер
(«Светлана» В.А. Жу­ковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).



Басня
— малый повествовательный жанр, преимуще­ственно стихотворный,
нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение.
Действу­ющими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или
конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).



Былины
— русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б.
преимущественно в XI— XVI вв.; повествуют о богатырях — защитниках роди­ны;
отражают нравственные идеалы народа.



Вымысел
художественный — одна из важнейших особенностей художественного
творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что
могло быть в действительности.Герой произведения — одно
из главных действую­щих лиц литературного произведения (в отличие от пер­сонажа).
Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами
играют решаю­щую роль в развертывании сюжета и композиции про­изведения, в
раскрытии его темы и идеи.



Гипербола
— чрезмерное преувеличение («реки кро­ви»). Обратная гипербола — художественное
преумень­шение — литота («мальчик с пальчик»).



Гротеск
— изображение людей и явлений в фанта­стически преувеличенном, уродливо-комическом
виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседав­шиеся»).



Дактиль
— в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа с ударением на первом
слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю.
Лермонтов).



Драма
— 1) жанр; 2) литературный род действия,
принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность
драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на
сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, от­сутствие
повествовательного начала. Драматические кон­фликты воплощаются в поведении
героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.



В драме
изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с
обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны
(«Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горько­го). Трагическое начало
присуще исторической драме.



Жанр
— исторически сложившаяся, устойчивая раз­новидность художественных
произведений, существую­щая внутри определенного вида литературы (эпоса, ли­рики,
драмы).



Завязка
— начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.



Замысел
авторский — творческий набросок, намеча­ющий основу художественного
произведения, его сюжет и идею.



Идея произведения —
главная мысль художественно­го произведения, отражающая отношение автора к дей­ствительности,
воплощенная в системе образов.



Имажинизм — русская литературная группировка 1920-х годов.
Имажинисты провозглашали победу само­ценного образа над смыслом и идеей.
Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть
насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.



Классика — литературное наследие писателей, при­знанных
лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев,
Толстой, Шекспир и др.).



Классицизм
— метод и направление в литературе XVII — начала XIX в., обратившееся к
античному на­следию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма
— конфликт общественных и личных на­чал, долга и чувства.



Классицизм
стремился к выражению большого обще­ственного содержания, возвышенных
героических и нрав­ственных идеалов, к организованности логических, ясных и
гармоничных образов.



Вместе с тем
классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности,
нараставшие в периоды его кризиса.



Представители
русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.



Комедия
— жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые
вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Го­голя).



Композиция
— построение художественного произве­дения, система организации образов, их
связей и отно­шений.



Конфликт
— противоборство, противоречие между изображенными в художественном
произведении дей­ствующими силами: характерами, характером и обстоя­тельствами,
различными сторонами характера.



Концовка
— заключительная часть художественного произведения.



Критический
реализм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в
XIX веке.



Главная его особенность —
изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоя­тельствами,
наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.



Представители
русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П.
Чехов.



Кульминация
— высшая точка напряжения в разви­тии действия художественного произведения.



Лирика
— один из трех родов художественной лите­ратуры (наряду с эпосом и драмой).
Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное
«я» поэта.



Охватывает
множество стихотворных жанров, напри­мер: элегия, романс, сонет, песня,
стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме
собственного переживания. Однако самовыражение поэ­та, благодаря масштабности и
глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пуш­кина,
А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).



Лирический
герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и
чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом
автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве
поэта, но не о его личности.



Лирическое
отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с
изображаемым в про­изведении (лирические отступления в «Евгении Онеги­не» А.С.
Пушкина).



Лиро-эпический
жанр — жанр, объединяющий сю­жетность эпического повествования с
лиризмом, эмоцио­нальностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).



Литература,
художественная литература — вид ис­кусства, отражающий жизнь при помощи
слова, пись­менного или устного (фольклора).



Литературный
род — обобщенный тип литературы, основной способ построения
произведений, отличающий­ся от других таких же способов соотношения мира и че­ловека
в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется
основной признак — ро­довая доминанта: это повествование о событиях (эпос),
субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диа­логическое изображение
событий (драма).



Метафора
— вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их
значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над
бродячей толпой облаков...» (А. Фет).



Метонимия
— вид тропа, в котором одно слово за­меняется другим на основе связи их
значений по смеж­ности («Театр рукоплескал» — вместо «публика руко­плескала»).



Миф
— предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного
творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает
стремление людей уяснить себе смысл и причины наблю­даемых явлений, исходя из
убежденности в существова­нии божественных сил. По форме миф напоминает сказ­ку,
близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как
реально происходившие.



Модернизм
— общее название направлений искусства и литературы конца XIX — начала XX в.,
выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся раз­рывом с
традициями реализма.



Монолог
— речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от
диалога, не завися­щая от их реплик.



Мотив
— простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению
мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сю­жетов и
обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив
одиночества и т. д.).



Новелла
— небольшой прозаический жанр, разновид­ность рассказа, отличающаяся строгостью
сюжета и ком­позиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии,
необыденностью события, элементами симво­лики.



Образ
автора — способ авторского существования в пределах произведения,
концентрированное воплоще­ние сути произведения. Образ автора не тождествен об­разу
повествователя или образу рассказчика. Он объеди­няет всю систему образов
произведения — и персона­жей, и рассказчика. Первый опыт создания образа авто­ра
в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).



Образ
рассказчика — условный образ человека, от лица которого ведется
повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя,
рас­сказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда — его нет в
случае «нейтрального», «объективно­го» повествования (Петр Андреевич Гринев в
«Капитан­ской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из
«Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).



Ода
— жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее
произведение. В XVI— XVIII вв. — жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р.
Державин).



Олицетворение
— такое изображение неодушевлен­ных предметов, при котором они наделяются свойствами
живых существ: «О чем ты веешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь
безумно?» (Ф.И. Тютчев).



Онегинская
строфа — принадлежащая А.С. Пушки­ну форма строфы, которой написан роман
«Евгений Оне­гин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж».
Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не
утомляю­щей читателя и удерживающей стройность большого ро­мана.



Памфлет
— злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого — конкретное,
гражданское, пре­имущественно социально-политическое обличение. Пу­блицистичность
нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может
проникать в раз­личные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и
др.).



Повесть
— прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом),
тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и
расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя,
личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное тече­ние жизни
во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического
сгущения собы­тия — специфическая установка автора повести («Веш­ние воды» И.С.
Тургенева).



Поговорка
— широко распространенное образное вы­ражение, определяющее какое-либо
жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидатель­ности («Когда рак на горе свистнет»).



Пословица
— сжатое образное грамматически и ло­гически законченное изречение с
поучительным смыс­лом: «Что посеешь, то и пожнешь».



Поэма
— поэтический жанр большого объема. В древ­ности и в Средние века
отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его
леген­дарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и
позиции личности с историче­скими или социальными силами («Медный всадник» А.С.
Пушкина). В современной поэме автор — участник или вдохновенный комментатор
событий (В. Маяков­ский, А. Твардовский). В XX в. утверждается также
бессюжетно-лирическая поэма.



Притча
— небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической
форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всег­да
глубже.



Пролог
— вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с
развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих
событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегу­рочке» А.Н.
Островского).



Развязка
— разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.



Рассказ
— малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение
какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых собы­тий,
малое число действующих лиц — особенность рас­сказа.



Реализм
— понятие, характеризующее познаватель­ную функцию искусства: правдивое,
объективное отобра­жение действительности.



Основные принципы
реализма: объективное отобра­жение существующих сторон жизни в сочетании с ав­торским
идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах;
жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художе­ственной
фантазии (мифа, символа, гротеска).



Реализм XIX века
развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и
буржу­азной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение
М. Горького).



Ритм
— повторяемость однородных звуковых элемен­тов, чередование ударных и
безударных слогов. Ритм служит основой стиха.



Рифма
— созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением
на последнем сло­ге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и
дактилическая (рифма с ударением на третьем от кон­ца слоге); по взаимному
расположению строк — смеж­ная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).



Роман
— форма эпического рода литературы, раскры­вающая историю нескольких, иногда многих
человече­ских судеб на протяжении длительного времени, по­рою — целых
поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность,
позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.



Романтизм
— художественный метод, сложившийся в конце XVIII — начале XIX в. Для
романтизма харак­терен особый интерес к личности и ее отношению к окру­жающей
действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального.
Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над
точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному
произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушки­на,
«Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А.
Грина).



Сатира
— способ проявления комического в искус­стве, состоящий в уничтожающем осмеянии
явлений, которые представляются автору порочными.



Сила сатиры
зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы,
гротеска, аллего­рии, пародии и др. Сатирическим может быть и целое
произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры — Мольер,
М.Е. Салтыков-Щедрин.



Сентиментализм
— течение в европейской и амери­канской литературе второй половины XVIII —
начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, при­роды, был не чужд
патриархальной идеализации. Пред­ставитель сентиментализма в России — Н.М.
Карам­зин.



Символ
— образ, максимально обобщенно и экспрес­сивно выражающий идею или
отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной
Дамы у А.А. Блока.



Символизм
— направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов;
сосредоточено преимуще­ственно на художественном выражении посредством сим­вола
«вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.
Стремясь прорваться к «скры­тым реальностям», «идеальной сущности мира»,
«нетлен­ной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазно­го образа жизни,
тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических
сдвигов.



Главные
представители символизма в русской литера­туре — В. Брюсов, А. Блок, А. Белый,
Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.



Синекдоха
— название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборо

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать