Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

русский языквыпускникиисследованиеробототехникаегэ 2017ТворческиеканикулыинтервьюДевятиклассникамхимияжурфак за и противолимпиадаКонцертразвлечениябудни студентовСочинениеинформатикаВыходныевысшее образованиепоступлениеЯндексКаталог вузовлитературажурфакисторияпабликаторкиберспортВКонтактеспектакльСПбГУобразованиешколакуда сходить на неделефестивальЛучшее на СтенеошибкиYoutubePokemon GOлайфхакпсихологияОльга ВасильевавыпускнойМинистерство образованияМинистр образованиявыставкиФИПИОГЭстудентыЧто почитатькаталог сочиненийВШЭМГУколонка редактораличный опытАлые парусаДень открытых дверейкуда пойти учитьсяРособрнадзорВсероссийская олимпиада школьниковуниверситетНовый годкем бытьэкзаменВасильеваДля гуманитариеврейтингКак сдать ЕГЭ на 100 балловсоветыродителигеографияЛЭТИВУЗКак сдать ЕГЭкуда сходить в выходныематематикаолимпиадыпутешествияГарри ПоттерфизикаКаталог профессийСоветКуда сходитькак живут студентыкнигиИгра престоловМного платятитоговое сочинениемузыкавузыпонятияКолледжиувлеченияПсихологНовыекиноВостребованныеИТМОвыставкакаталог увлечений
Поэт и культуролог научно разобрали баттл Гнойного и Оксимирона

Поэт и культуролог научно разобрали баттл Гнойного и Оксимирона

Собрали самые интересные цитаты встречи в Александринской библиотеке

Просмотры
295

 «...Первый просмотр Игры престолов был менее впечатляющим…», «..в баттлах не происходит обездушивания, опущения, наоборот…», «словесный мордобой», «слово живо!», «Слава КПСС молодой, сильный, крепкий» —  это всё слова лекторов дискуссии о рэп-баттле.
Два мастера гуманитарных наук проанализировали «исторический» словесный поединок между Гнойным и 
Оксимироном , рассуждая о нём как о феноменальном явлении.

Баттл между Гнойным и Оксимироном пару недель не сходил с топовых мест в поисковиках: это событие не оставило равнодушными большинство СМИ, известных личностей, блогеров,  культурологов и поэтов.

В стороне не остался и лекторий «Александрийская библиотека»: здесь 30 августа состоялась дискуссия о рэп-баттлах, где два эксперта обсудили значимость произошедшего. 

Первые полчаса повествовал Роман Осьминкин, поэт, медиа-художник, активист, затем столько же по времени выступал Алексей Машевский, культуролог, поэт, литературный критик.
В оставшийся час сыпались вопросы зрителей. 

Роман Осьминкин – о слове, слэмах и важности перфоманса

Роман оказался скорее на стороне поддерживающих реп-баттлы. Перспективу их развития поэт оценил оптимистично.

В девяностых и в нулевые, считает Роман, происходит триумф визуального, слово начинает утрачивать свою силу: «Казалось бы визуальная культура нас поглотила. Слово сейчас растворится. Мы уходим в бесконечный обмен гифками, картинками, скриншотами».

Но баттл Гнойного и Окси это опровергает. Роман сравнивает рэп-баттлы с поэтическими слэмами, которые стали популярны на стыке 20-го и 21-го веков. По сути, те же выступления МС с рифмованной речью, только не против друг друга, а для толпы и судей. Баттлы возрождают живость и выразительность слову.

Роман цитирует писателя Виктора Шкловского: «Быть может, в начале поэмы мы имеем дело даже не столько с криком, сколько с артикуляционным жестом, со своеобразным балетом органов речи», поэтому, наблюдая тот же слэм или баттл, мы смотрим за артикуляцией, за балетом речи. Смысл даже, подчас, приходит к нам позже или, собственно говоря, не важен».

Поэт говорит, что форма монументальной поэзии износила себя и перекочевала в быт к новым зарождающимся феноменам. Только там ей осталось олитературиться.

«Баттл – очередной виток литературной эволюции, но он ещё не олитературен», «В баттлах не происходит обездушивания, опущения, наоборот, слово живо! Это ведь новое поколение, молодое, продвигает баттл», «Это переходящая форма, в которой нет ничего страшного. Она возвращает лирического героя на сцену. Лирика перекочевала в баттлы».

Роман обращает внимание на причину широчайшей популярности баттлов. Здесь есть прямой диалог, есть герои, на место которых хочется представить себя.

«В слэме нет диалога. В слэме идёт обращение поэта к толпе или наоборот. А здесь прямой диалог, это привлекает людей больше», «Личностный посыл возрождает себя в баттле. Зрителю хочется самоиндоцефицировать себя с героем».

Главный тезис поэта: «Смысл не важен, смысл вторичен. Важна артикуляция, энергетика, игра мышц, важен жест».

Алексей Машевский – об истоках, условностях баттла и проигрыше Оксимирона

Алексей же занял позицию нейтралитета. Он, конечно, отметил огромную популярность социального явления, но подчеркнул, что в истории культуры всё уже было.
Причину популярности баттлов культуролог связывает  с природой человека и путём «героя»,  который должен пройти каждый. 
Алексей вспоминает третий раунд Оксимирона: «Боже мой! Выпускник Оксфорда! В какой-то книжке Тысячеликий герой вычитал о значении обряда инициации для всех мировых культур. Это центральный обряд, на котором вообще существует вся мировая литература. Она рассказывает о том, как происходит духовное, человеческое становление мальчика, но для того, чтобы это произошло, ему нужно пройти границу жизни и смерти. Собственно говоря, это и есть герой. До тех пор, пока мы остаёмся «хомо сапиенсами», мы будем возвращаться к этому снова и снова».

Оратор рассказал об истоках и аналогиях баттла. Из истории он вспомнил агоны (борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств), на которых, как он говорит, человеческая культура основана. Рассказал об ирландских филидах, сатирических поэтах, которые «баттлились» в своё время. 

Панч Машевский сравнил с ударным моментом баттла, с максимамой. Это были изысканейшие фразы, с помощью которых маркизы и герцоги выясняли отношения во Франции 17-го века. Баттлы Машевский назвал словесным мордобоем, который основывается на постоянных сплятнях: «У современного баттла, чем он сложнее, тоньше, глубже и умнее, тем зауженнее его аудитория. Единственное средство, которое остаётся – это нагнетать эмоцию».

Речь велась и о первой причине проигрыша Оксимирона: «Слава КПСС молодой, сильный, крепкий, главное, увлечённый тем, что он сейчас собирается делать и сокрушать. А Оксимирон  – как бы старый вожак стаи, которому это всё уже не интересно, но надо отвечать на вызовы молодых, чтобы поддерживать свой статус… Он проиграл просто потому, что у Гнойного энергетика и эмоциональность была гораздо больше».

Второй причиной поражения культуролог назвал чтение Гумелёва. Публика была шокирована: «никто не мог понять, зачем это он к этим «примитивным» культурным феноменам обращается».

Оксимирон допустил и еще одно несоответствие жанру. Он нарушил условность баттла. Все ждали, что сплетни о Гнойном, на которых всё противостояние строится, окажутся правдой, но Оксимирон просто обличил эту условность. «Когда в конце вытаскиваешь пустую папочку, машешь ей, и говоришь что это фейк и я вас разводил – всё, магия заканчивается».

Алексей считает, что Оксимирон выиграл как талантливый человек, но и тем самым проиграл в глазах судей и публики: «...он пытался реформировать жанр баттла. Он попытался в рамках этой ситуации, структуры, поговорить с рефлексией о смысловых вещах. Он тут же проиграл! Потому что выяснилось, что баттл не реформируемый».

На вопрос «почему Слава КПСС победил?» Машевский отвечает: упрёки Гнойного к Оксимирону были чистой правдой: «уличил его в том, против чего боролся Оксимирон».

Из зала раздался вопрос: «Извините, я запутался. Кто боролся? Оксимирон с Гнойным и с КПСС боролись?». 
«Да! И они все боролись с КПСС… и мы тоже (смех). Вам просто нужно посмотреть баттл».

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать