Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

путешествияВыходныестудентыСочинениеитоговое сочинениеколонка редактораФИПИДень открытых дверейЛучшее на Стенеинформатикакем бытьМинистерство образованияинтервьюкак сдать ОГЭприемная кампанияисследованиевыпускнойкаталог увлеченийОльга ВасильеваРособрнадзорСоветТворческиевыпускникилайфхаколимпиадылитературамузыкауниверситетМГУОГЭобществознаниеМного платятСПбГУсоветыPokemon GOкуда сходить в выходныежурфакколледжЯндексрейтингфестивальВУЗматематикакиберспорткуда сходить на неделехимияКаталог вузовразвлеченияжурфак за и противВШЭвузыВостребованныеИгра престоловробототехникаНовый годличный опыткинофизикарейтинг вузовисторияМинистр образованияВКонтактеАлые парусаДевятиклассникамшколагеографияНовыевыставкаЛЭТИолимпиадавысшее образованиепоступлениеобразованиекнигиЧто почитатьпсихологияВПРегэ 2017Гарри Поттерэкзаменувлечениякаталог сочиненийКак сдать ЕГЭYoutubeКонцертИТМОКуда сходитьДля гуманитариеврецензияКак сдать ЕГЭ на 100 балловкуда пойти учитьсяпонятияКаталог профессийбиологияканикулыспектакльпабликаторрусский языкВсероссийская олимпиада школьников
Поэт и культуролог научно разобрали баттл Гнойного и Оксимирона

Поэт и культуролог научно разобрали баттл Гнойного и Оксимирона

Собрали самые интересные цитаты встречи в Александринской библиотеке

Просмотры
422

 «...Первый просмотр Игры престолов был менее впечатляющим…», «..в баттлах не происходит обездушивания, опущения, наоборот…», «словесный мордобой», «слово живо!», «Слава КПСС молодой, сильный, крепкий» —  это всё слова лекторов дискуссии о рэп-баттле.
Два мастера гуманитарных наук проанализировали «исторический» словесный поединок между Гнойным и 
Оксимироном , рассуждая о нём как о феноменальном явлении.

Баттл между Гнойным и Оксимироном пару недель не сходил с топовых мест в поисковиках: это событие не оставило равнодушными большинство СМИ, известных личностей, блогеров,  культурологов и поэтов.

В стороне не остался и лекторий «Александрийская библиотека»: здесь 30 августа состоялась дискуссия о рэп-баттлах, где два эксперта обсудили значимость произошедшего. 

Первые полчаса повествовал Роман Осьминкин, поэт, медиа-художник, активист, затем столько же по времени выступал Алексей Машевский, культуролог, поэт, литературный критик.
В оставшийся час сыпались вопросы зрителей. 

Роман Осьминкин – о слове, слэмах и важности перфоманса

Роман оказался скорее на стороне поддерживающих реп-баттлы. Перспективу их развития поэт оценил оптимистично.

В девяностых и в нулевые, считает Роман, происходит триумф визуального, слово начинает утрачивать свою силу: «Казалось бы визуальная культура нас поглотила. Слово сейчас растворится. Мы уходим в бесконечный обмен гифками, картинками, скриншотами».

Но баттл Гнойного и Окси это опровергает. Роман сравнивает рэп-баттлы с поэтическими слэмами, которые стали популярны на стыке 20-го и 21-го веков. По сути, те же выступления МС с рифмованной речью, только не против друг друга, а для толпы и судей. Баттлы возрождают живость и выразительность слову.

Роман цитирует писателя Виктора Шкловского: «Быть может, в начале поэмы мы имеем дело даже не столько с криком, сколько с артикуляционным жестом, со своеобразным балетом органов речи», поэтому, наблюдая тот же слэм или баттл, мы смотрим за артикуляцией, за балетом речи. Смысл даже, подчас, приходит к нам позже или, собственно говоря, не важен».

Поэт говорит, что форма монументальной поэзии износила себя и перекочевала в быт к новым зарождающимся феноменам. Только там ей осталось олитературиться.

«Баттл – очередной виток литературной эволюции, но он ещё не олитературен», «В баттлах не происходит обездушивания, опущения, наоборот, слово живо! Это ведь новое поколение, молодое, продвигает баттл», «Это переходящая форма, в которой нет ничего страшного. Она возвращает лирического героя на сцену. Лирика перекочевала в баттлы».

Роман обращает внимание на причину широчайшей популярности баттлов. Здесь есть прямой диалог, есть герои, на место которых хочется представить себя.

«В слэме нет диалога. В слэме идёт обращение поэта к толпе или наоборот. А здесь прямой диалог, это привлекает людей больше», «Личностный посыл возрождает себя в баттле. Зрителю хочется самоиндоцефицировать себя с героем».

Главный тезис поэта: «Смысл не важен, смысл вторичен. Важна артикуляция, энергетика, игра мышц, важен жест».

Алексей Машевский – об истоках, условностях баттла и проигрыше Оксимирона

Алексей же занял позицию нейтралитета. Он, конечно, отметил огромную популярность социального явления, но подчеркнул, что в истории культуры всё уже было.
Причину популярности баттлов культуролог связывает  с природой человека и путём «героя»,  который должен пройти каждый. 
Алексей вспоминает третий раунд Оксимирона: «Боже мой! Выпускник Оксфорда! В какой-то книжке Тысячеликий герой вычитал о значении обряда инициации для всех мировых культур. Это центральный обряд, на котором вообще существует вся мировая литература. Она рассказывает о том, как происходит духовное, человеческое становление мальчика, но для того, чтобы это произошло, ему нужно пройти границу жизни и смерти. Собственно говоря, это и есть герой. До тех пор, пока мы остаёмся «хомо сапиенсами», мы будем возвращаться к этому снова и снова».

Оратор рассказал об истоках и аналогиях баттла. Из истории он вспомнил агоны (борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств), на которых, как он говорит, человеческая культура основана. Рассказал об ирландских филидах, сатирических поэтах, которые «баттлились» в своё время. 

Панч Машевский сравнил с ударным моментом баттла, с максимамой. Это были изысканейшие фразы, с помощью которых маркизы и герцоги выясняли отношения во Франции 17-го века. Баттлы Машевский назвал словесным мордобоем, который основывается на постоянных сплятнях: «У современного баттла, чем он сложнее, тоньше, глубже и умнее, тем зауженнее его аудитория. Единственное средство, которое остаётся – это нагнетать эмоцию».

Речь велась и о первой причине проигрыша Оксимирона: «Слава КПСС молодой, сильный, крепкий, главное, увлечённый тем, что он сейчас собирается делать и сокрушать. А Оксимирон  – как бы старый вожак стаи, которому это всё уже не интересно, но надо отвечать на вызовы молодых, чтобы поддерживать свой статус… Он проиграл просто потому, что у Гнойного энергетика и эмоциональность была гораздо больше».

Второй причиной поражения культуролог назвал чтение Гумелёва. Публика была шокирована: «никто не мог понять, зачем это он к этим «примитивным» культурным феноменам обращается».

Оксимирон допустил и еще одно несоответствие жанру. Он нарушил условность баттла. Все ждали, что сплетни о Гнойном, на которых всё противостояние строится, окажутся правдой, но Оксимирон просто обличил эту условность. «Когда в конце вытаскиваешь пустую папочку, машешь ей, и говоришь что это фейк и я вас разводил – всё, магия заканчивается».

Алексей считает, что Оксимирон выиграл как талантливый человек, но и тем самым проиграл в глазах судей и публики: «...он пытался реформировать жанр баттла. Он попытался в рамках этой ситуации, структуры, поговорить с рефлексией о смысловых вещах. Он тут же проиграл! Потому что выяснилось, что баттл не реформируемый».

На вопрос «почему Слава КПСС победил?» Машевский отвечает: упрёки Гнойного к Оксимирону были чистой правдой: «уличил его в том, против чего боролся Оксимирон».

Из зала раздался вопрос: «Извините, я запутался. Кто боролся? Оксимирон с Гнойным и с КПСС боролись?». 
«Да! И они все боролись с КПСС… и мы тоже (смех). Вам просто нужно посмотреть баттл».

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать