Пять углов



Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Всероссийская олимпиада школьниковолимпиадалитературакуда сходить в выходныекуда поступатьОГЭлицензияМинистр образованиякак сдать ОГЭобразованиеЛЭТИпабликаторжурфакшколауниверситетспектакльитоговое сочинениеКуда сходитьЧто почитатьТворческиеэкзаменВПРКаталог профессийканикулыробототехникаувлеченияНовыеобществознаниеВостребованныеОльга ВасильевасоветывыпускнойКаталог вузовМинистерство образованияжурфак за и противфестивальгимназия 19 ОрелИТМОстудия журналистики Калининского р-нарусский языкроботывыставкаАлые парусарейтингкаталог сочиненийЕГЭ 2018путешествияСПбГУмузыкафизикаолимпиадыМинобрнаукипабликатор Юрия Балясниковарейтинг вузовМного платятисследованиекуда сходить на неделеМГУкуда пойти учитьсяличный опытВУЗопросЛучшее на СтенекнигивузыКак сдать ЕГЭегэ 2017ВШЭлайфхакпоступлениестудентыкак прошли ЕГЭ-2018Новый годисторияаккредитацияДля гуманитариевИгра престоловбиологияУчительэкзаменыАкадемическая гимназия 56Войсковицкая школа 1СочинениеВКонтактеВыходныеДевятиклассникамкиноинформатикаКонцертДень открытых дверейхимияПабликатор Дарьи Куликовойматематикашкола 118 МоскваНИУ ВШЭРособрнадзорФИПИкем бытьYoutube
Олимпийские игры в школьные предметы

Олимпийские игры в школьные предметы

Школьные олимпиады превратились в движение, которое живет по своим законам

Просмотры
715

Победа или призовые (2-е и 3-е) места на
заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, олимпиадах вузов, и
говоря проще — в тех, что представлены в едином Перечне олимпиад Минобрнауки, дают
существенные льготы для получения бесплатного высшего образования.
Олимпиадники
либо принимаются без вступительных испытаний с зачислением 100 баллов за ЕГЭ по
предмету, соответствующему профилю олимпиады, либо автоматически получают
максимальную оценку за дополнительное вступительное испытание, установленное
вузом.



Ярослав Маков, преподаватель
обществознания, основатель школы подготовки к ЕГЭ и олимпиадам «Маков и
Партнеры»
в Петербурге, говорит: «Мотивация
поступающих предельно прозрачна — поступить. И поступить именно на бюджет:
платить за образование дорого, тем более сейчас. А первые места в списках
всегда занимают олимпиадники».



«Большинство
детей приходят в олимпиаду по просьбе или указанию преподавателей, а потом
задерживаются в олимпийском движении, благодаря тому, что попадают в тусовку
таких же заинтересованных в учебе детей, с которыми интересно общаться», — считает Денис Решетов, кандидат биологических наук, тренер сборной команды г. Москвы и основатель образовательного лагеря «Слон и Жираф».



Как бы то ни было, мотивация у талантливых школьников, одаренных
в области того или иного предмета, более чем сильная. На этой волне наравне с
курсами по подготовке ЕГЭ стали активизироваться школы, специально направленные
на работу с участниками олимпиад.

Высокие ставки



Учителя не скрывают, что
современные олимпиады не рассчитаны на знания по школьной программе: чтобы в
них победить, учащийся должен самостоятельно углубляться в предмет, на три, а
то и больше головы опережая однокашников по объему усвоенной информации. 

Мы говорили с опытными тренерами,
готовящими старшеклассников к олимпиадам, и узнали, что сегодня школьные
олимпиады превратились в самостоятельное движение, которое живет по своим
законам.

Ярослав Маков говорит, что в последние годы количество выпускников, которые выпускаются с курса по олимпиадному
направлению, растёт. «Пару лет назад мы набирали две-три группы до 8-ми человек
за год, а теперь — пять-шесть». При этом, как отмечает Маков,
увеличилось и общее количество учеников по всем предметам, в связи с чем доля
олимпиадников остается прежней.



Денис Решетов рассказывает, что он и его коллеги проводят выездные
учебные лагеря с 2007 года. И за последние три года значительно вырос спрос на программы
лагеря. «Востребованы программы, связанные с подготовкой к Всероссийской и
международной олимпиадам. Отчасти это связано с тем, что победители и призеры
зачастую без экзаменов могут поступить в престижные вузы, отчасти с возросшей
пропагандой олимпийского движения», — считает эксперт.   



Игорь
Яковлев, преподаватель
математики и физики, рассказывает, что в настоящий момент
главное направление его деятельности — подготовка школьников к олимпиадам
по математике и физике по программе Math us. «Работа с каждым учеником
ведётся по специальным листкам. С 2013/14 года они пополняются свежими
задачами. Начиная с этого времени, я могу привести статистику увеличения
количества занимающихся: в 2013/14 учебном году было 12 человек, в 2014/15 — 19, в
2015/16 — 24, в 2016/17 – 37, а в 2017/18 — 46».

Новый вид «спорта»?



В
большинстве своем, эксперты сошлись во мнении, что образовательные олимпиады
превращаются в особый вид «спорта», требующий соответствующую подготовку и
жертв, в том числе школьными предметами, находящимися вне сферы интересов
олимпиадника.

Так, Ярослав Маков рассказывает: «Я
и сам так готовился к олимпиаде СПбГУ по праву. Когда я приходил на уроки по
английскому языку, моя классная руководительница выпроваживала меня за дверь со
словами «иди, готовься». Было круто — времени появлялось больше и на
подготовку, и на отдых. А ученикам своих курсов я и сам рекомендую
так делать: ставить подготовку к ЕГЭ и тем более школу в спящий режим. 

Денис Решетов
подтверждает тенденцию, но отмечает, что такое явление неправильно будет
назвать хорошей стороной олимпийского движения: «В дополнение к повышению
мотивации у детей учиться, мы получаем повышенный стресс, огорчения от
недостижения поставленной цели некоторыми детьми и проблемы в вузе, которые
появляются из-за того, что часть вузовской программы дети изучают в процессе
подготовки к олимпиаде».



Игорь
Яковлев говорит: «Насчёт «вида спорта»
мне не очень нравится, но в целом да: речь идёт об углублённой подготовке,
которой детям приходится заниматься помимо школы. Волей-неволей игнорировать
часть предметов приходится, и хорошо, если учителя адекватны и идут здесь
навстречу».



Затрагивая коммерческий
аспект подготовки к олимпиадам, мы спросили экспертов,  действительно ли сейчас этот вид
образовательной услуги выходит на первый план.



Ярослав Маков считает, что пока существует ЕГЭ, все будут готовиться к нему. ЕГЭ
стабильнее (проверяется только по критериям), проще (многое просто заучивается)
и привычнее (с упрощённой версией ЕГЭ школьники сталкиваются уже в 9 классе). «И
в то же время, я бы не стал так сильно разводить по сторонам ЕГЭ и олимпиады.
Например, я вёл обществознание у группы, где была девочка, которая в середине
года выиграла две олимпиады, а потом ещё и сдала ЕГЭ на 96 баллов. В принципе,
таких успехов добивается большинство выпускников наших курсов. И совмещать у
них всё получается», — рассказывает
специалист.



Денис Решетов соглашается с коллегой: «Не могу
сказать, что подготовка к олимпиадам — доминирующая тенденция. Скорее первый план — это подготовка к ЕГЭ».



 



 



 





 

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать