Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

куда сходить в выходныеДевятиклассникамподаркиВПРДля гуманитариевВыходныеФИПИрусский языколимпиадыувлеченияфестивальжурфак за и противМинистр образованиямузыкауниверситетвыставкаэкзаменспектакльВУЗжурфакВКонтактекиберспортпонятиябиологияобразованиелитературагеографияТворческиеYoutubeсмелость и трусостьвыпускнойЧто почитатьканикулыКуда сходитьстудентыИТМОКаталог вузовДень открытых дверейлайфхакличный опытхимиявузыколонка редактораразвлеченияИгра престоловРособрнадзорфизикаколледжМинистерство образованияКак сдать ЕГЭЛЭТИКаталог профессийшколаинтервьюОГЭСочинениеКонцертисследованиекуда сходить на неделекем бытьегэ 2017каталог увлеченийСПбГУкаталог сочиненийкак сдать ОГЭпсихологияобществознаниеинформатикаОльга ВасильеваМного платятНовыепабликаторитоговое сочинениеЯндекскнигиолимпиадаНовый годпутешествияВШЭкуда пойти учитьсяЛучшее на СтенеАлые парусаКак сдать ЕГЭ на 100 балловВостребованныерейтинг вузоврейтингматематикаприемная кампанияисторияВсероссийская олимпиада школьниковМГУсоветырецензияГарри ПоттерPokemon GOкинопоступлениеробототехникавыпускники
Итоговое сочинение. Как и что писать?

Итоговое сочинение. Как и что писать?

Федеральный эксперт ЕГЭ по литературе рассказывает о подготовке к декабрьской работе

Просмотры
7677

Два месяца остается до одного из первых ответственных дней одиннадцатиклассника. Каждый ученик напишет итоговое сочинение 6 декабря, за который он получит либо «зачет» и будет допущен до ЕГЭ, либо «незачет» и отправится на пересдачу.

Уже сейчас известны направления итоговых сочинений: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость». Сами темы ребята узнают в день написания.

Чтобы вы потратили следующие месяцы с пользой, мы поговорили с учительницей русского языка и литературы Академической гимназии №56, федеральным экспертом ЕГЭ по литературе Ириной Дмитриевной Плетцер, которая дала несколько практических советов, на что обращать внимание при подготовке и написании сочинения:


«Меня смущают такие рекомендации,  как прочитать короткие рассказы по одному из выбранных направлений и на основе их содержания написать текст 250-300 слов. Выпускное сочинение позволяет самостоятельно сформулировать проблему, над которой хочется размышлять, дать свой ответ на заявленный вопрос. Ведь многие выпускники раньше жаловались на то, что сочинения в рамках единого экзамена по русскому языку, истории, литературе или обществознанию строго регламентированы, должны быть написаны в соответствии с критериями каждого предмета, они проверяют только знания учеников, но не дают возможности проявить собственную неординарность, выразить личное мнение.

А вот в требованиях к выпускному сочинению как раз говорится о том, что в первую очередь эта работа должна быть самостоятельной. Ребята могут выбрать не только одну из пяти тем, но и те литературные произведения, которые повлияли на их точку зрения по заявленной теме, причём это могут быть как произведения отечественной или зарубежной классики, так и книги современных авторов. Именно в итоговом сочинении можно высказать своё отношение к прочитанному, анализируя, а, не просто пересказывая содержание в заданном направлении размышлений.
По своей форме итоговое сочинение – это классическое школьное сочинение по литературе, которое ученики учатся писать на протяжении всего обучения. Поэтому и рекомендации по его написанию традиционные. Тем не менее, необходимо помнить, что проверять его будут по пяти критериям.

1.    Соответствие теме

Поэтому следует внимательно прочитать темы и выбрать ту, которая кажется вам наиболее понятной конкретной и близкой. Чтобы разобраться в её формулировке, выделите ключевые слова, определите ключевые понятия, обдумайте их содержание. Часто тема бывает сформулирована в виде вопроса, например: всегда ли цель оправдывает средства? Тогда дайте свой вариант ответа на этот вопрос. Это будет основная мысль вашего будущего сочинения. Если же тема задана в виде суждения, нужно переформулировать её в вопросительное предложение и тоже самостоятельно найти ответ на вопрос. 

Например, тема «Верная любовь помогает переносить все тяготы» подразумевает ответ на вопросы: как связаны понятия любви и верности, какие тяготы может преодолеть человек во имя любви. Итак, ответы на вопросы – это тезисы вашей будущей работы, которые нужно доказать (аргументировать), опираясь на собственный читательский опыт. Вспомните литературные произведения, которые заставили вас задуматься над понятиями, о которых  вы собираетесь писать. 

При этом необязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух и даже одного. Если вы мало читаете, советую обратиться к классическим произведениям русских писателей, изучаемых в средней школе. Ведь мы их читаем и перечитываем именно потому, что в них ищем ответы на вечные вопросы, волнующие многие поколения. Чтобы накопить к выпускному сочинению собственную базу литературных аргументов, своим ученикам я предлагаю писать сочинения по завершении изучения творчества определённого писателя именно в формате итогового сочинения по литературе.

Помните, чтобы получить зачёт по первому критерию, ученик должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой и т.п.). Чтобы не отклониться от заданной темой, проверяйте себя, делайте микровыводы после каждого аргумента, чтобы подтвердить свою точку зрения, включая в них ключевые слова из формулировки темы.

 

2.    Аргументация
 
Обращаю ваше внимание на то, что «незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации». Нельзя ограничиваться общими рассуждениями по поводу прочитанного, тем более кратким пересказом содержания  выбранной вами книжки или фразами типа: «Многие писатели обращались к теме верности и измены в своих произведениях, например…» Вы должны доказывать своё мнение, обращаясь за доказательствами собственной правоты к личному пониманию того, о чём прочли в книгах.

Хочу напомнить, что для получения «зачёта» за итоговое сочинение первые два критерия являются основными. Выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом. Также для получения «зачета» за всё сочинение нужно получить «зачёт» хотя бы ещё по одному из следующих трёх.

 

3.    Композиция и логика рассуждения

Итак, композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и вывод. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения, к ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, размышления пишущего по поводу этих понятий, мнение учащегося, связанное с темой сочинения.

Для нынешнего выпускного сочинения лучше всего подойдёт аналитическое вступление (4-5 предложений, не больше). Но можно пойти более простым путём и написать вступление – определение. Для этого выбрать одно ёмкое слово-понятие, отражающее тему сочинения, и дать его лексическое значение, а потом прокомментировать его, объясняя, что для вас значит это понятие.

Основная часть – это тезис и аргументы из литературных произведений, которые выбраны вами для подтверждения вашего мнения. Тезис следует формулировать чётко и ясно: это идея вашего сочинения. Тезис представляет собой прямой ответ на вопрос, содержащийся в теме сочинения. Ещё раз напоминаю: в основной части содержится анализ литературного текста в контексте заявленной темы. Главное, нужен не пересказ содержания, а размышления по поводу прочитанного в заданном вами же самими направлении анализа. Разумеется, очень украшают вашу работу стихотворные цитаты, выученные наизусть и прокомментированные.

В заключении подводится  итог, обобщается сказанное. Можно повторить главные мысли из основной части, но только другими словами. Ещё раз нужно подчеркнуть личное отношение к заявленной проблеме. Можно упомянуть о её актуальности или непреходящей ценности. Заключение должно быть органично связано со вступлением.

 

Чтобы избежать логических ошибок в сочинении, внимательно проверьте черновик. Перечитайте первые предложения каждого абзаца вашей работы. У вас должен получиться связный микротекст. Если же предложения не связаны между собой, значит, в сочинении нарушена связь между смысловыми частями. Обратите внимание на формальные средства связи предложений в тексте: вводные слова, синонимические замены, лексический повтор, синтаксический параллелизм.

Следующие критерии предполагают проверку речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком и грамотность.

Кроме того, не забывайте, что в сочинении должно быть от 350 слов.»

 


Фото из Instagram @studywhme

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать