Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Youtubeфестивальстудентывыпускникикуда сходить на неделепсихологиякак сдать ОГЭкиноЛЭТИвыпускноймузыкабудни студентовгеографияКак сдать ЕГЭ на 100 балловкак живут студентырецензияВКонтактеисследованиеуниверситетличный опытДля гуманитариеврусский языквыставкиМного платятисториякем бытьпоступлениеобразованиеобществознаниеинтервьюPokemon GOВШЭЛучшее на Стеневыставкаитоговое сочинениеМГУканикулырейтинг вузовкнигипабликаторКаталог профессийжурфакНИУ ВШЭФИПИолимпиадыОГЭколонка редакторакаталог сочиненийРособрнадзоржурфак за и противГарри ПоттерИТМОкиберспортфизикаДень открытых дверейспектакльлитературародителипутешествияКолледжиробототехникакуда сходить в выходныеДевятиклассникамЯндексКаталог вузовМинистерство образованиясоветырейтингВУЗМинистр образованиябиологияинформатикаувлеченияОльга ВасильеваТворческиеНовыеАлые парусаКонцертвузыэкзаменКуда сходитьИгра престоловСПбГУматематикаолимпиадашколаВостребованныеегэ 2017афишаНовый годСочинениехимияПсихологВсероссийская олимпиада школьниковКак сдать ЕГЭЧто почитатьлайфхакВыходныекуда пойти учиться
Что почем на рынке знаний

Что почем на рынке знаний

Мы все больше платим «теневому» образованию – за подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, за курсы и репетиторов, за «бюджет» в престижных вузах и даже за психологическое «сопровождение»...

Просмотры
558

...потому что у всех наших достоинств и недостатков есть, оказывается, вполне конкретная рыночная цена. И ее придется учитывать в планах на будущее.

Захожу в Интернет, как на рынок, и со всех сторон атакует реклама: «Результаты ОГЭ и ЕГЭ на наших курсах лучше, чем за пять лет школьного обучения!», «У нас 30 педагогов-суперзвезд!», «Только у нас доступ к вариантам ЕГЭ из закрытой базы ФИПИ!», «Высокий процент поступления!», и традиционное – «Торопитесь, количество мест ограничено!». Что ж, рынок есть рынок, даже если временами напоминает базар, зато он предлагает самые разные услуги и расценки. 

Учение – свет? Тогда придется платить!


И уже платим – потому что «в тени» нашего замечательного, но плохо финансируемого образования быстро набирает вес «рыночек» дополнительных платных услуг. Этот малыш оказался на редкость сообразительным и прожорливым. Еще каких-то пять лет назад мы платили ему в год не более 100 миллиардов рублей, сегодня – около 140, а через четыре года, как обещают экономисты и социологи*, будем  платить уже 200 миллиардов рублей. Кстати, почти 50 процентов этих денег уходит на подготовку старшеклассников к ЕГЭ.  

Почему так происходит? Количество выпускников и число бюджетных мест в вузах почти не изменилось, но поменялись условия, в которых выпускники  делают выбор. Еще  десять лет назад наличие высшего образования считалось уже само по себе  ценностью. А сегодня, как правило, ценятся дипломы только тех вузов, чьи специалисты востребованы. И это вовсе не обязательно вузы с длинной историей. В этом году, например, в  числе лидеров оказались такие университеты, как НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики), РАНХИГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы), ИТМО (Университет информационных технологий, механики и оптики), ГУАП (Государственный университет аэрокосмического приборостроения). Здесь высокие конкурсы  не только на «бюджет» – по 40-50 человек на место, но и на коммерческие места. Если же говорить о лидерах этой гонки, то недавно в том же ГУАПе на три бюджетных места по специальности «таможенное дело» претендовало… 650 человек!

Конкурсы в лучших вузах выросли  и благодаря  ЕГЭ. Более справедливая система оценок  позволила выпускникам из регионов «на равных»  поступать в столичные вузы, и потому в питерских вузах, например, сегодня уже  70% первокурсников – иногородние. Выросла конкуренция – следовательно, выросли требования к абитуриентам. Вот почему  вопрос  подготовки  к ЕГЭ для многих старшеклассников  сегодня оказался первостепенным. Они (а точнее – их родители) готовы платить, но кому и за что – вот в чем вопрос.

Для того чтобы это выяснить, наша редакция  опросила почти три тысячи школьников и первокурсников: 35,9% респондентов при подготовке к ЕГЭ предпочли занятия с репетитором,  19,6% – подготовительные курсы, а вот оставшиеся 44,4% занимались самостоятельно.

*Согласно исследованию издания East-West Digital News в партнерстве с Фондом общественного мнения и Высшей школой экономики.


Средний чек


Сегодня в Петербурге академический час занятий по математике  (наряду с английским и русским языками – наиболее востребованными предметами) стоит от 500 (на «Авито» без рекомендации) до 1500 рублей у опытных педагогов. Обычно заниматься приходится два раза в неделю по два часа – так рациональнее. В среднем ученик отдает репетитору 50-70 тысяч за год. Собираясь подтягивать два предмета и заниматься  с репетитором еще и  в десятом классе, рассчитывайте на другую сумму. Если хотите дешевле, то обратите внимание на подготовительные курсы: вам придется платить примерно шесть тысяч в месяц за занятия в группе по 6-10 человек. Это не так уж и дорого, особенно если сравнивать со стоимостью обучения в вузе на коммерческой основе: в среднем за четыре года обучения придется заплатить от 600 тысяч до миллиона. Впрочем, расценки, конечно же, не главный и уж точно не единственный критерий выбора.



Брать репетитора нельзя заниматься самостоятельно!

Вновь воспользуемся   результатами опроса, но уже не  цифрами, а  историями, опытом, советами. Вот что рассказал нам Вадим Колосов, первокурсник УрГЮУ (Екатеринбург, 208 баллов за три предмета):

«Вообще, если ты хорошо усваиваешь информацию и усердно занимаешь, тебе должно хватить школьной программы для того, чтобы сдать ЕГЭ. Но надо понимать, что дополнительные часы с репетитором – это более качественная отработка материала, не усвоенного в школе: весь материал разжевывается и просто кладется в рот отстающему».

У Ники Саркисян из СПбГУ (Санкт-Петербург, 287 баллов за три предмета) другая история:

«Я готовилась сама: ходила на бесплатные элективы в школе, смотрела видео-курсы дома и вообще считаю, что дополнительные платные услуги –  лишняя трата времени и денег. Бесплатные онлайн-лекции – тот же репетитор, и ты можешь заниматься с ним тогда, когда тебе удобнее, совмещая занятия с домашними делами и слушая лекцию столько раз, сколько нужно для запоминания... Однако такой способ подходит для ребят организованных, которые могут объективно оценить собственный уровень знаний и составить план подготовки. Еще совет – пораньше определитесь, в какой университет будете поступать, узнайте, какой там проходной балл. И обязательно участвуйте в профильных олимпиадах!»

Дарина Автаева, первокурсница НИУ ВШЭ (Москва, 358 баллов за четыре предмета), рассказала о разнице занятий с репетитором и на курсах:

«Я ходила на курсы по английскому языку и одновременно  занималась с репетитором по русскому и математике. Курсы дешевле, да и в группе заниматься веселее и интереснее, но индивидуальный подход репетитора к каждому ученику дает больший эффект».

Что касается курсов, то с приходом единого государственного экзамена они очень быстро набрали свою аудиторию. В Санкт-Петербурге  сегодня около пятидесяти образовательных центров и курсов подготовки, и работают в них большей частью те же самые школьные учителя-предметники, но только уже на платной основе. Есть курсы подготовки  и при университетах, но вузы чаще всего делают акцент на профориентации школьников.

Иными словами, выбор в способах подготовки у старшеклассников есть, но тут важно, как отмечают  наши респонденты, заранее определиться с выбранным профилем или вузом, узнать мнение ребят, которые занимались с конкретными репетиторами или на конкретных курсах, выяснить, насколько эффективной была их подготовка.


Цена и ценности

Но опрос также показал, что  почти половина (44,4%) наших респондентов к поступлению  готовились самостоятельно. Причем, не только из соображений экономии, но потому, что верили в собственные силы, в уже проделанную работу. И они, разумеется, правы. Разве их характер и отношение к делу – не их личная ценность и конкурентное преимущество? И потому сегодня все эти ребята довольны не только самим фактом поступления, но и тем, что самостоятельно поставили цель, наметили маршрут

И в этом плане очень показателен совет Елизаветы Романовой из НИУ ВШЭ (Пермь, 324 балла за четыре предмета):

«К поступлению я готовилась и самостоятельно, и на курсах, и с репетитором, но пришла к выводу, что большую часть работы можно делать самому. И вообще, если не будешь работать, не помогут ни репетиторы, ни курсы. Все реально и достижимо, но только если мы действительно этого хотим…»

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать