Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Всероссийская олимпиада школьниковНовый годСПбГУмузыкаСоветинтервьюприемная кампанияпонятиявыпускникиличный опытбиологияКак сдать ЕГЭ на 100 балловвыставкаинформатикаФИПИВыходныеколонка редактораобразованиеЯндексВостребованныекак сдать ОГЭхимияКаталог профессийпоступлениеДля гуманитариевегэ 2017советыPokemon GOКаталог вузовИТМОисторияобществознаниеИгра престоловкуда сходить на неделекнигиспектакльгеографияфестивальДевятиклассникамжурфаккинорецензияОГЭКонцертрейтингкуда сходить в выходныеканикулыувлеченияпсихологияКуда сходитьВКонтактефизикаразвлеченияДень открытых дверейЛЭТИитоговое сочинениевыпускнойматематикапабликаторолимпиадыкаталог увлеченийВПРМного платяткиберспортрусский языклайфхакробототехникаНовыеколледжстудентылитератураYoutubeРособрнадзорвузыЧто почитатьНИУ ВШЭГарри ПоттерМинистр образованияэкзаменшколаМинистерство образованияКак сдать ЕГЭпутешествияисследованиекаталог сочиненийкуда пойти учитьсяАлые парусаВШЭуниверситетТворческиекем бытьЛучшее на Стенежурфак за и противОльга ВасильеваВУЗСочинениеолимпиадаМГУрейтинг вузов
«За юмором сплошная трагедия»: почему стоит увидеть новый спектакль о Довлатове

«За юмором сплошная трагедия»: почему стоит увидеть новый спектакль о Довлатове

Журналист ПУ побывал на новой постановке театра ЦЕХъ

Просмотры
151

Мне страшно читать Сергея Довлатова. Не отпускает ощущение, что кого-то хоронят. Его шутки звучат как из уст утопающего, вытягивающего себя за косичку – этакий Мюнхаузен, борющийся за жизнь. Но с чем за неё борется Довлатов?

«Не с самим ли собой, ныряющим в пустоту» как в строчке из стихотворения Веры Полозковой – это ответ, который я нашла для себя в спектакле театра ЦЕХЪ «Довлатов. Пять углов» постановки режиссёра Людмилы Никитиной. Борьба разных «я», которая в текстах может быть не очевидна, в спектакле выносится на поверхность, разворачивается на сцене. Это такой спектакль-душа писателя, это писатель изнутри. Поэтому если и вы не понимаете, что такое Довлатов – приходите, вам покажут.

Его «внутренности» на сцене выражают две личности – грустная тряпичная кукла и импульсивная и очень живая её копия в лице и теле актёра Антона Шварца. Кукла то наблюдает происходящее свысока, свесив ноги с книжной полки, то покорно перемещается по комнате вслед за живой копией. Копия скачет по сцене, дурачится, негодует, шутит, рассказывает. Таскает куклу за собой, мол, посмотри, посмотри. Кукла сидит, где посадили, и смотрит на происходящее с самой собой обречённо и равнодушно. «Мне стало противно, и я ушёл. Вернее остался»

Но кто из них – настоящий Довлатов? Оба. В том и беда, что это не два разных Довлатовых, а две стороны его души. Настолько живо отыгранные на сцене, что получился моноспектакль на двоих.

Это вам не игрушки

А в чём, собственно, противоречие между этими «я», почему разворачивается борьба? Тряпичная кукла неспроста оглядывает мир таким печальным, потерянным взглядом, будто перед ней разворачивается шекспировская трагедия – так и есть. Она видит всё трагедийное в мире и себе, и не может с этим справиться.

А чем больше наш писатель погружается в трагедийность мира, тем веселее балагурит, тем яростнее отшучивается. Это похоже на старую ни то притчу, ни то сказку про клоуна, обратившегося к психологу с просьбой вылечить его от тоски, и получившего билет на собственное цирковое представление.

Только собственный цирк не спасает Довлатова. Балагур удаляется за сцену, не выдерживает и оставляет куклу наедине с трагедизмом мира.

И становится ясно, кого хоронят.

Утопленник

К финалу трагедия на сцене существует уже в чистом виде. Эмиграция. Тряпичная кукла сидит у импровизированного окошка с видом на Пять углов и мечтает об одном – вернуться на Родину. В свой город. К Пяти углам. Вернуться если не физически, то своими текстами, голосом в радио записях.

Парадоксально – у Довлатова за юмором сплошная трагедия, но трагедийность есть и то единственное, чем можно испортить его театрализованную подачу. Можно носиться по сцене, строить рожи, хохотать во весь голос, можно вскакивать на стол и бросаться шапкой в зрителя: всё это будет верно и всё по-довлатовски, только никаких трагедий. Чуткий зритель должен дочувствовать их сам.

И эта постановка позволяет именно дочувствовать. За человека, чью душу ты два часа наблюдаешь на сцене, становится непоправимо грустно. Настолько, что хочется выйти обнять большого и какого-то несуразного Сергея Довлатова. Посидеть с ним. Придержать за косичку.

Фото Никиты Конубрикова

Ближайший показ спектакля состоится 3 ноября. Купить билеты: https://vk.com/dovlatovspb

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать