Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Каталог профессийМинистр образованияпоступлениемузыкаВсероссийская олимпиада школьниковэкзаменИТМОлитературакуда пойти учитьсяматематикаРособрнадзорисследованиеДевятиклассникамжурфак за и противувлечениярусский языкВУЗфестивалькиноОГЭколонка редактораегэ 2017Гарри ПоттерФИПИКуда сходитьгеографияЛучшее на Стенеинтервьюитоговое сочинениеТворческиепонятиякуда сходить на неделестудентыбудни студентовКолледжиразвлечениялайфхакбиологиявыпускнойКак сдать ЕГЭпсихологияНовыеробототехникаДля гуманитариевинформатикаолимпиадаисторияМГУPokemon GOМного платятДень открытых дверейкнигиспектакльВостребованныевыставкакем бытьАлые парусавузыВыходныепабликаторВПРрецензияВКонтактеволонтерствокуда сходить в выходныеМинистерство образованияхимияСочинениеСПбГУкак живут студентысоветыобразованиерейтингЧто почитатьвыпускникикак сдать ОГЭшколаличный опытИгра престоловКаталог вузовYoutubeолимпиадысмелость и трусостьЯндексжурфакканикулыПсихологуниверситетфизикакиберспортВШЭНовый годКонцертпутешествиякаталог сочиненийобществознаниеОльга ВасильеваКак сдать ЕГЭ на 100 балловЛЭТИ
О талантах и рейтингах. Как реформа меняет школу, а школа меняет нас

О талантах и рейтингах. Как реформа меняет школу, а школа меняет нас

Просмотры
331

«ПУ» встретился с Директором института развития образования НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной, чтобы обсудить этот тревожащий многих вопрос.


О школьных рейтингах


— Ирина Всеволодовна, в последнем рейтинге российских школ московские заняли все верхние строчки. Скажите, а на эти рейтинги кто-то вообще, кроме начальства, обращает внимание?

 — Еще и как! Ну, например, тенденция, которую недавно выявил мой аспирант — в одном из крупных округов  вокруг сильных школ жилье становится дороже. Оказывается, на каждые семь баллов «прироста» школы по  сдаче  ЕГЭ  цена жилья в районе увеличивается в на 2,9 %. Это вполне статистически значимый результат, и говорит он о том, что сегодня многие семьи, выстраивая  свою жилищную политику, уже ориентируясь на хорошую школу,  инвестируют в качественное образование детей, ибо считают — окупится!.

 — То есть они выбирают школу, ориентируясь на рейтинги?

— Не все, но большинство их все же учитывает. Потому что роль образования в нашей жизни растет, конкуренция выше, и родители стараются учитывать интересы своего ребенка. Это раньше мы выбирали школу по принципу «чтобы поближе» или пошептавшись со знакомыми, а сегодня им нужен объективный и понятный инструмент для выбора. Не будут же папы и мамы вечерами ползать по школьным сайтам и сравнивать все плюсы и минусы. Так вот этот удобный инструмент уже создан, и с его помощью можно сравнить школы, наметить лучшие, а потом уже с каждой знакомиться подробнее

 — Но почему все-таки московские школы впереди? Потому что столица и выбор больше? Или родители состоятельнее и могут позволить себе даже переезд? Что вообще за этими рейтингами, реклама или гарантии?

 

— В столице, конечно, всего больше — и школ, и денег, и возможностей, но и проблем, кстати, тоже. Я все же думаю, причина успеха в том, что здесь первыми решились на довольно радикальную реформу. Прежде всего, раза в три сократили количество школ и создали на месте старых крупные образовательные комплексы (их сегодня более 600). И в каждый добавили еще по несколько детских садов, учреждения дополнительного образования, спортивный комплекс. А кроме того, договорами связали эти комплексы с колледжами и университетами. В результате удалось в каждом таком объединении заложить хороший фундамент и по материальной базе, и по методической, и по финансам. Но самое интересное – в комплексах параллельно уже работает несколько старших классов и там уже специализация по шести или восьми направлениям, разные образовательные программы, которые ученики и родители сами выбирают. Вот эта возможность реального выбора – самое главное достижение, и в ней самое важное звено профориентации. Вот почему на уроках там меньше скучающих и лентяев, выше средние баллы по ЕГЭ — потому что мотивация выше. Конечно, многое зависит и от учителей, но и в кадровой политике прошли радикальные изменения — директорами и их замами в новых комплексов стали, например, люди не старше сорока лет. Все они обязательно проходили процедуру публичной защиты своих программ, все имели на слушаниях оппонентов и конкурентов.

 

"Бесполезные предметы надоели"


— Интересный опыт. Но как все же быть ребятам из небольших городов, где у большинства школьников такого выбора нет? Вот недавно «Пять углов» провели опрос среди нескольких тысяч старшеклассников из разных городов России. Интересовались, что больше всего мешает учебе, раздражает? И на первых местах оказались «зубрежка» и «бесполезные предметы»…

 

— Сейчас это, пожалуй, самая серьезная проблема. Когда ребенок приходит в школу, ему все интересно, и в начальных классах он постоянно видит результаты своей работы — вот научился читать или писать, или умножать, вот что-то слепил и подарил маме на день рождения. А дальше, в средних классах, учение приобретает все более абстрактный характер. Ребенок делает «домашку», контрольные, выходит к доске, но для чего все это? Ему говорят «потом пригодится». А если не пригодится? Понимаете, беда современной школы в том, что процесс обучения и результат оказываются оторванными друг от друга, а принцип «Надо Федя, надо» работает только, когда срочно нужны баллы, чтобы куда-то поступать.

 

— И все это, согласитесь, влияет на качество нашего школьного образования. Прокомментируете тогда еще одну цифру из нашего опроса – около 60 процентов ребят вынуждены были готовиться к поступлению на платных курсах или с репетиторами

 

— Репетиторы и курсы – это так называемое «теневое» образование. И оно существует не только у нас. Скажем, в Южной Корее, где сегодня самый высокий уровень знаний школьников, родители на платные образовательные услуги тратят почти столько же, сколько выделяет бюджет — 2,7 % ВВП. И в Сингапуре платные услуги тоже востребованы. А вот в Финляндии — нет. Так что каждая страна выбирает свой путь, но для нас, думаю (а по рейтингам мы находимся где-то в конце первой тридцатки) все же логичнее, если именно обычная государственная школа станет эталоном качественных и бесплатных услуг — на это, собственно, и нацелена реформа. Но вообще, на то же репетиторство можно посмотреть и со стороны педагогов — для многих это не просто дополнительный заработок, но и возможность творчества. Они ищут, проверяют свои методики в небольших группах. Что же касается самих ребят, у них тоже есть выход – форматы онлайн обучения. Они все контактные, с обратной связью, в сети можно найти и уроки, и лекции практически по любым программам. Другое дело, что от самих ребят нужна инициатива и самостоятельность, к которой большинство еще не готовы.

 

— Тогда ваш совет нынешним старшеклассникам?

 

— Им надо понимать, что школа меняется, и в этой новой школе уже не учитель – главное действующее лицо, а главное – они сами. Учитель же сегодня, по идее, должен помогать своим подопечным учиться самостоятельно. Именно по этому направлению развивается образование во всем мире – и в школах, и в колледжах, и в университетах. И поэтому именно их личная инициатива становятся непременным условием успеха, личная заинтересованность, ответственность. Каждый сам решает, что и как учить, какой результат его устраивает, и сам же за этот результат отвечает. И чем раньше все это они поймут – тем реальнее станут их планы.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать