Пять углов



Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

школаолимпиадаОГЭТворческиеитоговое сочинениеДевятиклассникамвыпускнойВШЭмузыкаканикулыкуда сходить в выходныевыпускникиинтервьюрусский языкУчительродителиВыходныеисследованиеАлые парусафизикаинформатикаКак сдать ЕГЭ на 100 балловколонка редакторалайфхакжурфак за и противЛучшее на Стенеопроскак сдать ОГЭВсероссийская олимпиада школьниковОльга ВасильеваолимпиадыМинистр образованиякиноувлеченияМГУфестивальДень открытых дверейНовый годКонцертИгра престоловСочинениепутешествиястудентыпоступлениеКаталог профессийкуда пойти учитьсярейтингрейтинг вузовпрофессияМного платятСПбГУспектакльлитератураобществознаниеробототехникапсихологияYoutubeисторияпрофориентацияжурфаксоветысмелость и трусостьхимияКак сдать ЕГЭЧто почитатьэкзаменпабликаторкнигивузыбиологияГИАВПРкуда сходить на неделематематикаНовыеВКонтактеегэ 2017Куда сходитьличный опытразвлеченияКаталог вузовуниверситеткаталог сочиненийМинистерство образованияPokemon GOгеографиякиберспортГарри ПоттерВУЗДля гуманитариевобразованиеВостребованныекем бытьИТМОРособрнадзорФИПИЛЭТИвыставкарецензия
«В знании нет никакого толка, если ты не умеешь его выразить»

«В знании нет никакого толка, если ты не умеешь его выразить»

С Ильёй Демаковым, победителем конкурса «Учитель года-2017», побеседовала Александра Ключкина, Дворец детского творчества «У Вознесенского моста», газета «FAN'арь», школа №636

Просмотры
243

Встретиться с молодым (Илье Сергеевичу всего тридцать лет!) обладателем «Хрустального пеликана» у меня получилось только спустя два месяца после его награждения. Ведь сейчас лучший учитель России занимает пост Советника Министра образования и, по его словам, работает без выходных: постоянно в разъездах.

9 утра. Начинается первый урок, и я уже сижу в классе за последней партой. Улыбающиеся и суетящиеся пятиклассники с интересом поглядывают на меня. Ближайшие сорок пять минут им предстоит разговор о Древнем Египте. В середине урока, когда разговор заходит об иероглифах, Илья Сергеевич заговорщицки обещает: «Сейчас мы с вами пойдём в музей» — и тут же на интерактивной доске появляется очередной слайд – розеттский камень.
Этот экспонат Британского музея когда-то помог ученым перевести иероглифы на греческий язык. В конце урока пятиклассники пытаются уже сами расшифровать письмена Древнего Египта, о которых узнали сегодня. Учитель часто обращается к ребятам с вопросами, они тут же отвечают,  увлеченный диалог не прекращается ни на минуту. Когда Илья Сергеевич рассказывает о бедственных разливах Нила во времена Древнего Египта, один любознательный пятиклассник спрашивает: «А Нил до сих пор разливается?» «Нет,– моментально отвечает педагог. – Там сейчас построена плотина».

Звенит звонок с урока. «Вопросы, протесты, возражения? — С улыбкой обращается Илья Сергеевич к своему классу. – Ну, тогда все свободны!» Дети со смехом и шумом выходят из класса, оставив на доске небольшую надпись: «Спасибо Вам за урок!!! =)» 

На фото: Илья Сергеевич Демаков

– Илья, а где сейчас «Хрустальный пеликан»: стоит дома и греет душу? — поздравив педагога, я начинаю беседу.
– Сейчас он у нас в гимназии – там, где хранятся победные детские и учительские кубки. Оставить эту ценную награду в школе было важным для меня решением. Я и в конкурсе-то решил поучаствовать потому, что мой духовный наставник, учитель истории Сергей Букинич, десять лет назад стал обладателем «Малого пеликана»: вошёл в пятерку лучших учителей России. И мне приятно, что моя награда «ученика» стоит рядом с наградой Учителя. Ведь именно он привел меня в школу. Ещё в память о конкурсе остался диплом, но я думаю, что тоже принесу его в школу, всё-таки это учительская награда. А моего «Малого пеликана» я с большим удовольствием отдал на хранение своей альма-матер – историческому факультету СПбГУ.

– А как вы пришли в школу?

– Я закончил сразу два факультета СПбГУ – исторический и филологический. И оба – с отличием. Я и школу закончил с серебряной медалью. И совсем не собирался быть учителем. После окончания вуза устроился работать в Кунсткамеру. Наверное, хотел быть ближе к своему кумиру – Михаилу Ломоносову. Там написал диссертацию «Административная деятельность Ломоносова». И теперь без пяти минут кандидат исторических наук.  Попробовать себя в роли учителя истории в этой гимназии мне как раз предложил Сергей Александрович Букинич. Я согласился и не пожалел. А ещё свою роль, наверное, сыграла семья: ведь я учитель в четвертом поколении.

– В чем, на ваш взгляд, заключается работа учителя: в передаче знаний или в общении, обмене опытом?
 – Понятно, что получить знания ученики могут и без меня, потому что для этого достаточно нажать кнопочку и открыть гугл. Причем, знания – системные, красивые, даже порой лучше, чем могу дать я. Поэтому сейчас работа учителя – не столько передача знаний, я же не радио. Сейчас учитель должен устанавливать диалог с учениками. Чем больше мир вокруг нас становится цифровым, чем больше могут машины, тем важнее для учителя развивать в детях чисто человеческие навыки – то, чего машины не могут.

– Эмоции, например?

– Да. Важно установить диалог между учителем и учеником, пробудить интерес к предмету. Учитель должен показать, что хорошо и что плохо, похвалить или пожурить. Даже «Молодец!» из уст учителя для школьника много значит.

Мне сами по себе отметки не нравятся. У нас пятибалльная, а точнее трехбалльная система — «колы» же мы не ставим, да и двойки, по сути. Точнее ставим, но в конце четверти их придётся исправлять, итоговая «двойкой» быть не может. Поэтому у нас есть только три оценки «тройка», «четверка», «пятерка». В принципе, отметки нужны сейчас только родителям, чтобы они видели, как учится их ребенок. Мне, как учителю, оценка ничего не говорит. Ученику отметка тоже, в принципе, не очень важна — в школу ведь ходят за знаниями.

– Вам, как советнику министра, не хотелось бы изменить систему оценок знаний в школах России? Например, в США – 100-балльная система, в Финляндии – 10-ти балльная...

– Министерство образования не может изменить систему оценок в России. Оно отвечает в целом за законы, за учебники. А вот муниципалитеты могут систему оценивания менять. И они это делают. Например, в некоторых школах Москвы введена 12-ти балльная система, в школах Тюмени действует накопительная система баллов, когда оценка за каждый вид заданий имеет свой вес.

– Как вы относитесь к ЕГЭ и тестированиям?
 – Я считаю их правильными. У нас очень мало способов объективной оценки знаний, а ЕГЭ постоянно совершенствуется. Сколько он уже существует? Пятнадцать лет? За это время ЕГЭ по истории, например,  стал, на мой взгляд, близок к идеалу. Он проверяет то, что мне, как учителю, хотелось бы видеть: как дети умеют находить информацию, сопоставлять причины и следствия, описывать события. Потому что в знании нет никакого толка, если ты не умеешь его выразить. И ЕГЭ всё это проверяет. Расставить события в правильной последовательности, описать исторический период – для этого надо в датах ориентироваться, но знание годов здесь не главное. История ведь не в датах, она в причинах и следствиях, в людях и событиях.

– Вы ведь не только учитель истории и обществознания, но и руководитель двух внешкольных студий: ведете клуб любителей Толкиена и театральную студию, где ставите спектакли на немецком языке. Как вы относитесь к такому дополнительному образованию?
– Отношусь положительно. Не всем интересно то, что происходит в школе на уроке, не всем нравятся некоторые предметы. Кто-то любит историю, кто-то биологию. Это очевидно: все мы разные. Дополнительное образование помогает, не прикладывая каких-то особых усилий, оказаться в среде тех, кто болеет душой за то же дело, что и ты. Помогает, не выходя из школы и учебного пространства, находиться с теми, кто разделяет твои интересы и страсти.

–И последний вопрос: каково ваше учительское кредо?

– Очень трудно сформулировать свои убеждения в одном предложении. Я взял фразу: «В нас заложено больше» и перевел её на латынь. 

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать