В последнее время СМИ все чаще пестрят школьным криминалом. Создается ощущение, что школы забыли, что значит решать проблемы внутри своих стен, без помощи пиара, телевидения и журналистов. В моей школе проблемы решались не двойкой в дневник или вызовом родителей в школу, а с помощью Суда Чести.
Что такое Суд Чести?
Википедия дает вполне понятный ответ: «Суд Чести — обычно неформальный орган, рассматривающий проступки членов человеческого сообщества или организации. Суды Чести обычно решают вопросы, связанные с этическими нарушениями членов сообщества, или нарушения корпоративных правил». Такие суды были популярны в рыцарской Англии, затем часто использовались вместо военного трибунала. Последние 10 лет Суд Чести снова набирает популярность – и именно в школах.
Суд Чести набирается из учеников и учителей школы равноправным голосованием. Участники могут быть выдвинуты классами, кафедрами, группами. Также разрешается самовыдвижение. Проблема (у нас это называется серьезным словом «Дело") рассматривается в присутствии потерпевшего, обвиняемого и лиц, избранных ими в качестве адвокатов. По окончании заседания решение Суда Чести объявляется школьным СМИ и сообщается родителям.
Я не раз была на заседаниях Суда и могу сказать: такой институт в школе – вещь полезная. Позволив ученикам в равных правах с учителями решать школьные проблемы и отстаивать свои права, взрослые перекладывают часть ответственности на самих подростков, прививая им чувство самостоятельности и умение отвечать за свои поступки. Хотя бывает, что Суд очень субъективен. К девочке-отличнице с хорошей репутацией у нас часто относились лояльнее, чем к двоечнику-задире. Поэтому мы учились абстрагироваться от личного отношения к обвиняемому или потерпевшему.
Мой одноклассник попробовал алкоголь на школьном выезде, тем самым нарушив школьный устав. Но выгонять его из школы из-за подростковой глупости было как-то неправильно, поэтому мы с классом попросили о заседании Суда Чести. Вот, как видел Суд обвиняемый Даниил Г., 16 лет:
«Насчёт объективности Суда я бы поспорил: мешают старые
конфликты с учителями и ребятами. Поначалу казалось, что это какая-то глупая игра, но выводы я для себя после суда сделал: надо уметь договариваться, а еще ценить людей, которые в трудных ситуациях встают на твою сторону».
То дело, кстати говоря, мы провалили, хотя были достаточно убедительными. Слово директора и учителей, конечно, у нас закон. Но нам, ученикам, дали голос – и на том спасибо. За свои права надо бороться, где бы вы ни были и сколько бы лет вам не было.