1 сентября 2012 года в России ввели возрастные ограничения. После этого на каждом фильме и книге должна стоять маркировка, которая показывает, с какого возраста дети могут смотреть или читать данное произведение.
С одной стороны, они помогают родителям следить за тем, что смотрит и читает их ребенок, предупреждают о том, что может навредить детям. Но иногда возрастные ограничения выглядят абсурдно. Так, например, курящий волк в "Ну, погоди!" «обеспечил» детскому мультфильму маркировку "12+".
В современном мире разница между 16-летним и 14-летним подростком не столь велика. Поэтому не пускать детей чуть младше 16 на фильмы с ограничением "16+" – по меньшей мере странно. В последнее время выходит очень много экранизаций классических произведений, снимают фильмы на исторические темы. На эти картины очень редко ставят возрастное ограничение меньше, чем "16+". Тогда получается, что дети до 16 обречены смотреть "Буратино"? В 10 лет маловероятно, что кто-то поймет классику, соответственно маловероятно и то, что дети такого возраста пойдут на ее экранизации.
Но если 13, 14, 15-летние подростки прочувствовали, полюбили классические произведения, если они хотят посмотреть фильм, то почему ограничения как бы говорят им: "Нет искусству!"?
Маркировки появились даже на билетах в театры и выставки. На билете на интерактивную выставку в Михайловском замке Санкт-Петербурга "Романтический наш император", посвященную Павлу I, поставили ограничение "12+". Таким образом ее организаторы запретили ее к просмотру детям 10, 11 лет.
С каждым годом новое поколение должно изучать больше, чем предыдущее. Поэтому не удивительно, что дети развиваются быстрее. Но им будто закрывают двери к искусству. Их будто пытаются держать за некой железной стеной.
Если мы начнем изучать классику, серьезные произведения только после 16, 18 лет, то что случится с нами? До совершеннолетия мы будем читать детские произведения. И вдруг на голову "свалятся" Толстой и Пушкин?
Предыдущее поколение жалуется, что мы, подростки, не читаем, не смотрим хорошие фильмы, не ходим в театры. Но что они хотят, если нам запрещают ходить на экранизации, запрещают читать то, что хотим. Зачем же тогда говорить о нашем "потерянном в Интернете поколении"?
Может, с какой-то стороны причиной нашего "слабого развития", как говорят очень многие, является вовсе не компьютер, а те самые ограничения. Постоянные замечания взрослых: "И что, вы понимаете, о чем пишет Достоевский? – или – Вы думаете, что осознаете смысл “Вишневого сада?” И что же тогда? Неужели сейчас нам рано думать?
Нам постоянно намекают, что в силу возраста мы не должны читать Набокова или Булгакова. Да, возможно через несколько лет мы по-другому поймем смысл этих книг. Но наша подростковая точка зрения тоже имеет право на существование. И даже если какие-то аспекты книг мы и не осознаем, то их чтение точно не испортит нас.
Не приближаемся ли мы к тем антиутопиям, где книги находятся под запретом? Не наступит ли скоро «1984» год, о котором нас предостерегал Оруэлл?