Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Кем быть?русский языкКаталог профессийопросуниверситетКак сдать ЕГЭкнигикуда сходить на неделеисследованиеПабликатор Дарьи КуликовойрецензияисториявыпускнойШкола 151пабликаторЛето в городах РоссиивыставкаВойсковицкая школа 1Лучшее на СтенеИгра престоловгимназия 19 Орелрейтинг вузовработасоветымузыкаегэ 2017Концертспектаклькак сдать ОГЭробототехникакем бытьвузыМинобрнаукикинокак прошли ЕГЭ-2018что посмотретьлицензияаккредитацияинформатикаитоговое сочинениеКонкурсканикулыстудия журналистики Калининского р-наолимпиадаЕГЭ 2018Девятиклассникамолимпиадыкуда поступатьДля гуманитариевВКонтактеволонтерствоСПбГУинтервьюВПРэкзаменэкзаменыкаталог сочиненийфизикаМинистерство образованияВШЭОГЭкуда пойти учитьсяВУЗРособрнадзорпутешествиякуда сходить в выходныеобществознаниеКуда сходитьфестивальКаталог вузовОльга ВасильеваИТМОМного платятВостребованныежурфакшкола 118 МоскварейтингМинистр образованияпоступлениематематикаНовыеНовый годпабликатор Юрия БалясниковаМГУВыходныеличный опытАкадемическая гимназия 56СочинениехимияУчительТворческиестудентылитературалайфхакжурфак за и противобразованиеувлеченияшколаАлые паруса
Владимир Мельников: как создавался Музей-институт семьи Рерихов

Владимир Мельников: как создавался Музей-институт семьи Рерихов

С замдиректора по научной работе Музея-института семьи Рерихов беседовала Дарья Кананыхина, школа №27 им. Бунина

Просмотры
287

Знаковая встреча

Людмила Степановна Митусова, двоюродная племянница Елены Ивановны Рерих, полностью изменила мою жизнь. Это была очень скромная пожилая дама. Мы познакомились с ней 13 февраля 1992 года в доме Рерихов на Мойке, 83. Это был вечер, посвященный ее двоюродной тете Елене Ивановне Рерих. Когда я увидел Людмилу Степановну, словно молния прошла в мое сознание, и я понял, что этот человек мне очень нужен. Я мечтал встретить ее снова, познакомиться поближе. Тогда я руководил студенческим клубом в общежитии Петербургского госуниверситета, где учился на физфаке. Мною двигала идея фикс – приглашать интересных людей на разные встречи. И я подумал: «Вот бы и ее позвать. Нашим студентам она понравится».

Людмила Степановна была интересная, живая, какая-то вся в устремлении, но достаточно скромная. Многие выступающие в тот вечер представлялись так, что было видно, что они осознают свою собственную значимость. А Людмила Степановна вела себя совсем иначе, она очень скромно рассказала о Елене Ивановне Рерих и прочла стихотворение Юрия Николаевича Рериха, посвященное матери. После этого посыпались вопросы, стали писать записки. Я тоже подал вопрос, и она его прочитала.

Это была знаковая встреча. Как раз накануне я закончил читать книгу Николая Константиновича Рериха, в которой было написано о том, что если готов ученик, то готов и Учитель, и тогда состоится встреча, предсказанная свыше. Я почему-то возомнил, что со мной это произошло именно в тот день. Я кинулся к Людмиле Степановне после этого мероприятия, оттоптав ноги половине присутствующих в зале, сказал, что я студент, поэт, руковожу клубом студентов и хотел бы с ней познакомиться. Она очень спокойно, доброжелательно и приятно сказала, чтобы насчет встречи я позвонил ей на следующей неделе.

В следующий понедельник в девять утра (в восемь мне казалось слишком рано) я позвонил Людмиле Степановне Митусовой. Для того чтобы совершить этот звонок, мне пришлось пропустить пару. Она сказала, чтобы я пришел в среду. Мне так хотелось побывать у нее, казалось, что я не дождусь нашей встречи. Когда я вошел, Людмила Степановна сразу меня успокоила, а затем пригласила к себе в гости снова. После этого прихода я стал бывать у нее.

Неизданные воспоминания о Рерихах

Я перезнакомил с Людмилой Степановной всех своих друзей. Один из них, Алексей Анатольевич Бондаренко, стал потом директором нашего Музея-института семьи Рерихов, который мы основали совместно с ней. Людмила Степановна еще в начале знакомства поделилась с нами одной проблемой. Существуют разные места, картины и мемориальные предметы, которые напрямую связаны с Рерихами, но в их родном городе Петербурге до сих пор не было пристанища для этих культурных сокровищ. Юрий Николаевич Рерих, когда вернулся на родину в 1957 году, мечтал создать в Ленинграде музей своего отца. Людмила Степановна Митусова передавала его убежденность, что «будет по-нашему», как он говорил, «будет музей». Об этой мечте, как я теперь понимаю, она рассказывала очень многим людям. Людмила Степановна всей душой хотела создать музей семьи Рерихов. Возможно, случилось такое самообольщение с моей стороны, но я подумал, что именно мы должны заняться этим вопросом и помочь ей.

На тот момент у Людмилы Степановны была только младшая сестра Татьяна, пережившая с ней блокаду Ленинграда. К теме создания музея у Татьяны Степановны Митусовой то возникал, то пропадал интерес. В отличие от старшей сестры, она не была большим знатоком наследия Рерихов, но и не противилась этой идее, а временами очень даже поддерживала. Меня и моих друзей сначала она приняла тепло, а Людмила Степановна постепенно и неуклонно привлекала нас к музейной работе. Это происходило через встречи с разными ее знакомыми, посещение выставок, архивов, художественных коллекций, а главное – через сердце. Трудно описать всю радость, которую мы испытывали при общении с ней. Для кого-то это была возможность послушать чистую русскую речь, для кого-то – послушать о Рерихах из «первых уст».  

Людмила Степановна еще с детства хоть и смутно, но запомнила образ Николая Константиновича. Также она вспоминала Елену Ивановну Рерих, рожденную Шапошникову, кузину отца, Степана Степановича Митусова. Очень много Людмила Степановна Митусова знала о Рерихах из его рассказов, поэтому она помнила какие-то подробности из их семейной жизни, о которых не знал никто, и ни в одной книжке ее истории записаны не были. Я почти сразу загорелся желанием описать ее архив, сохранить все воспоминания. До встречи с нами у нее были фрагментарные записи, которые она делала в течение всей жизни. Но с 1993 года мы целенаправленно занялись систематизацией всего, что она сохранила в памяти и на бумаге. Мы записывали беседы с ней на аудиокассеты, а затем расшифровывали. Постепенно родилась книга, которая вышла вскоре после ее смерти: «О прожитом и судьбах близких». Она теперь есть во многих библиотеках мира.

Представительница настоящего Старого Петербурга

Людмила Степановна Митусова была человеком удивительным и по своему воспитанию. Она получила начальное образование до революции в гимназии княгини Оболенской, потом училась в Академии художеств, откуда ее отчислили из-за дворянского происхождения. Всю жизнь Людмила Степановна проработала в средних специальных учебных заведениях художественно-технического направления. Выйдя на пенсию, служила помощником библиотекаря в Российской национальной библиотеке, затем пела в церковном хоре, будучи глубоко верующим человеком. Мы знали в ее лице подлинного представителя настоящего Старого Петербурга. Кто-то хотел спросить у нее что-то о картинах Рерихов, о старинных вещах, которые сохранились в семье, кто-то стремился увидеть их археологические находки. Мне посчастливилось прожить с ней вместе 12 лет в одной квартире. Почти десять лет я был ее личным секретарем, хотя это не афишировалось и никому не объявлялось. Теперь мне очень приятно об этом вспоминать. У Льва Толстого был секретарь Валентин Булгаков, у Николая Рериха – Владимир Шибаев, а у Людмилы Митусовой – Владимир Мельников, и я очень этим горжусь. Сейчас я работаю в Музее-институте семьи Рерихов, который учредила она. В 2001 году мы смогли создать это учреждение культуры, которое через семь лет было объявлено государственным.

Музею семьи Рерихов в Петербурге – быть!

Теперь здесь в экспозиции представлены материалы рукописи ее отца, Степана Степановича Митусова, под общим названием «Петрушина гора». И хотя «Петрушина гора» напрямую не связана с нашим музеем- институтом, но ее идеи очень близки нам. К «Петрушиной горе» нужно стремиться, хоть можно ее и не достичь. Рукопись Митусова – это сосредоточие его собственного мировоззрения, его понимания, которое он передал трем дочерям. В нашем музее-институте это понимание Петрушиной горы равносильно поисками Шамбалы, которую Рерихи искали и нашли на Востоке.

И к Петрушиной горе, и к Шамбале нужно восходить через трудности. Точно так же и наш музей-институт был создан через большое число различных препятствий. Людмила Степановна учредила наш музей в свои 90 лет, и в год столетия семьи Рерихов. Большинство препятствий были административного характера. Например, в 2001 году правовых оснований для такого учреждения еще было недостаточно, не работали законы о культуре. Все это только формировалось в нашей стране. И мы создали учреждение культуры и науки нового типа, поэтому у нас и музей, и институт. Мы сразу поняли, что нам нужна организация, которая получит поддержку от государства. Только государству под силу поднять весь гигантских массив наследия семьи Рерихов. На этом пути нам потребовалось получить дополнительное образование, кому-то даже защитить диссертацию, чтобы стать музейными специалистами. Многие вехи мы проходили уже без Людмилы Степановны, но вместе с ней – в духе. Все препятствия оказались благими, через них мы выросли. И всегда нас поддерживало изречение Николая Рериха: «Препятствиями мы растем». Благодаря трудностям мы расширяем планы, развиваем научную работу, устраиваем выставки. Сейчас мы фактически идем по пути Рерихов, которые создавали вокруг себя пространство культуры. Нельзя ограничиться только мемориальными предметами, нельзя ограничиться только тем, что осталось от великих людей. Нужно делать то, что развивает, по-своему притворяет их идеи в наше время, позволяет сбыться тем установкам, тем мечтаниям, о которых они писали, которые были их целью жизни. Как говорила мне Людмила Степановна, нужно любить не только Рерихов, но и то, что любили они.

Культура – это не выставки и мероприятия, это жизнь

Учреждение культуры не может работать без постоянного притока новых кадров. Наш музей может стать базовым для образовательных учреждений. Если кто-то настроен работать в сфере культуры, ему лучше начинать свою профессиональную подготовку как можно раньше, нужно знакомиться с музейной спецификой еще в школе. Любой музей – это не только культурно-массовые мероприятия, какие-то пасторальные посиделки, концерты и экскурсии; это тяжелая, повседневная жизнь, которая предполагает сохранение, а иногда просто спасение культурных ценностей. Для этого нужно очень хорошо понимать материалы, хорошо разбираться в истории, знать, как физически сохранить наследие. К примеру, в нашем музее находятся археологические находки, которые очень трудно было найти не повредив, но еще труднее сберечь. Если с ними ничего не делать в музее, они просто рассыпятся. Их нужно консервировать, обрабатывать, реставрировать. И для этого необходимо получать обширные знания и умения. Музейная деятельность разнообразна, она имеет разные аспекты.

Николай Константинович Рерих считал, что музей – это высшая форма существования человеческого общества. Очень важно привлекать сюда молодых людей на практику, которая так же полезна и для самого музея. Ведь что такое практика? Это то, что мы можем проверить, прежде чем окончательно сделаем жизненный выбор. Если человек может проверить себя в пространстве культуры, где все пронизано духом высших достижений прошлого, настоящего и будущего, то, наверное, он не ошибется.

Людмила Степановна Митусова
Внутри музея-института семьи Рерихов

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать