Свою подготовку к экзамену по русскому языку я начала еще в 10 классе. Наш преподаватель - очень ответственный человек, а потому уже с самого начала года она заказала нам пособия по подготовке. Сразу скажу, что самым удобным для меня стал учебник под редакцией Н. А. Сениной "Русский язык. Подготовка к ЕГЭ" от издательства "Легион".
"Легион" я оценила еще в 9 классе: почти 600 страниц продуктивности и пользы. Особенно удобно было то, что половина пособия - теория, то есть подробный разбор каждого задания, множество правил, таблицы, примеры и советы, а другая половина - практика. Прочитал теорию и тут же использовал на практике.
Еще одно удобство этой книги - ее большой объем: хватит на два года. Несмотря на добавление нового задания, мы решили не покупать новые пособия. Я выполнила все 25 вариантов из нашего пособия, а в остальное время пользовалась интернет-ресурсом "Решу ЕГЭ". На сайте каждый месяц обновляются варианты и, как и в пособии, есть разбор заданий. Единственное: не такой подробный, как в "Легионе".
Что было грамотно в преподавании моего учителя, так это то, как она распределила время: в десятом классе мы отрабатывали первую часть, а в одиннадцатом приступили к сочинению. Так, за два года мы прошли каждое задание по несколько раз.
А вот на сочинении понадобились знания по литературе. Моя подруга как-то сказала, что мне, как сдающей и русский, и литературу, комфортнее всех, так как я знаю много произведений, и в аргументах чувствую себя как рыба в воде. И она права.
Однако я никогда не пускала все на самотек - авось на экзамене аргумент в голову сам придет. Обращалась, например, в пособие Н. А. Сениной, где есть ответы на все варианты и даже подсказки к сочинению с проблемой текста и авторской позицией.
Перед всеми пробниками и самим экзаменом мы открывали эти ответы и все вместе думали над аргументацией. Чаще всего мы выбирали такие произведения, как "Война и мир" Л. Н. Толстова, "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова.
Для тех, кто сдает литературу, легко составить аргументы по темам "Природа", "Быт", "Чувства", "Война" и т.д.. Плюс, наша преподаватель неоднократно присылала нам сайты с аргументами. Это было невероятно удобно, так как обычно на таких сайтах не пишут ничего лишнего, а только пару предложений о сути проблемы, которые нужно просто заучить, запомнить.
Кроме того, нам посоветовали прочесть большие произведения, так как легче запомнить их сюжет, имена, автора. Я же читала еще и мелкие произведения из творчества Чехова. Короткие, но проблематичные рассказы - они оказались очень полезными. Кстати, стихотворения также считаются аргументом из литературы! Так что если знаете пару стихотворений по нужной теме, то смело пишите. Главное: не забудьте указать имя поэта.
Небольшой совет: если возникают трудности с поиском проблемы в тексте, то в задании с художественными средствами (задание 25) иногда подсказывают проблему или дают к ней отсылки. Не всегда, но бывает. Мне это помогало на пробниках и помогло на самом ЕГЭ.
А вот чтобы выучить термины к заданию 25 (эти термины мне еще на литературе нужны), я делала так: разрезала картон на карточки и на одной стороне писала термин, а на другой - значение.
А чтобы себя немного разгрузить, а составляла расписание на неделю: каждый день недели соответствовал предмету ЕГЭ. Так я давала немного отдыха мозгу и себе.
И несколько слов об самом экзамене. КИМы были несложные, тексты понятные. Я чувствовала себя спокойно. Одноклассница даже шутила: “Алина, поделись железными нервами”, - а я ей отвечала, что у меня уже "нет нервов" поэтому и не волнуюсь. Так, экзамен сдала на 82 балла. Результатом вполне довольна.
Напоследок скажу только одно: экзамен - это ничто. Не стоит убивать свои нервы при подготовке, лучше правильно распределить время и не забывать о своем здоровье. Спите ночью нормально, днем живите нормально. Не зубрите. Лучше несколько дней подряд пытайтесь понять правило, но главное ПОЙМИТЕ, а не зазубрите на один день.
И помните: вы делаете это не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы знать свой язык и грамотно применять его в жизни.
Желаю всем удачи!
Личный опытом делится Алина Бородкина, г. Минеральные Воды, школа №11