Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

ТеатршколаробототехникаОбразовательная резняPokemon GOличный опытЛучшее на СтенеПосле 9-го классаШкольные проектывузыВасильеваМного платятлайфхакиДевятиклассникамСтипендиякиноКак сдать ЕГЭ на 100 балловитоговое сочинениебюджетные местаМинистр образованиясвободное времяуниверситетлайфхакВостребованныеГарри Поттерматематикаискусствоегэ 2017НовыефестивальСПбПУКаталог вузовинформатикапутешествиярейтингТворческиеАлые парусаКуда сходитькак живут студентыДля гуманитариевинтервьюфизикаМедикобщагакаталог сочиненийЖурналиствысшее образованиеприемная кампаниярейтинг вузовКоучколонка редакторапрограммированиесочинениеЕГЭ 2016выставкиМГУпсихологияУчителькнигилитератураЛЭТИкуда пойти учитьсяабитур 2016КонцертВКонтактекаталог увлеченийДизайнерПсихологПетербургКак сдать ЕГЭИТМОрусский языкпоясняет ТихийЯндексРособрнадзоржурфакЕГЭстудентыисториябудни студентовобразованиепабликаторОГЭСПбГУпоступлениеолимпиадавыпускнойкем бытьвступительныеПрограммистОльга ВасильеваМинистерство образованияразвлечениячто посмотретьувлечениямузыкароботыВУЗуроки
В «ЛЭТИ» – за знаниями! Диплом приложится!

В «ЛЭТИ» – за знаниями! Диплом приложится!

В одном из старейших технических университетов страны среди поступающих стало заметно больше мотивированных абитуриентов, – считает ответственный секретарь приемной комиссии к.т.н. Борис Геннадьевич Комаров. И похожую картину, как выяснили корреспонденты «Пяти углов», можно наблюдать сегодня во многих других технических вузах города. Что это – случайность или тенденция?

18.12.2012 | Наталья Александрикова
Просмотры
176

ПУ: Борис Геннадьевич, в приемных комиссиях – час пик, вчерашние выпускники делают окончательный выбор. Вы встречаетесь и работаете с абитуриентами почти двадцать лет. Чем нынешние ребята отличаются от своих предшественников?

Б.Г.: На мой взгляд, главное отличие – у нынешних абитуриентов заметно выше мотивация, к нам приходит меньше случайных людей. А это очень важно, пожалуй даже не меньше, чем высокие баллы по ЕГЭ.

ПУ: И в чем это проявляется?

Б.Г.: В том, кто приходит, чем интересуются, какие вопросы задают на первой встрече. Вы, наверное обратили внимание на представителей факультетов, которые сидят за столиками в вестибюле. Задача сотрудников вуза – отвечать на вопросы гостей. Мы ввели такую практику давно. И поначалу многие преподаватели были недовольны, жаловались, что времени тратиться много, а толку мало: вопросы чаще всего задают «Как пройти в аудиторию или где столовая?». А сегодня, практически у каждого столика обстоятельный разговор, многие юноши и девушки приходят, кстати, с родителями.

И вопросы сегодня задают уже другие, серьезные – о специальностях, о предметах, о возможных формах и условиях обучения (они у нас разные), о трудоустройстве и заработной плате. И у многих ребят достаточно высокие баллы по ЕГЭ. Они не отлынивали от занятий, работали в школе и сюда пришли не только за студенческим билетом или дипломом. Они пришли за знаниями, на базе которых будут дальше строить свою карьеру, свою жизнь.

ПУ: Чем, вы думаете, это вызвано – переходом на ЕГЭ, постоянными напоминаниями в СМИ о роли технических специальностей, о нехватке инженеров, о перепроизводстве гуманитариев?

Б.Г.: И это тоже, но думаю, прежде всего, роль сыграла государственная политика в сфере высшего профессионального образования и подготовки специалистов для промышленности и науки. Может быть с некоторым опозданием, но были все же определены причины острой нехватки квалифицированных кадров, учтена демографическая ситуация, изменения в структуре производства, в экономике.

И тогда стало ясно, что прежняя, десятилетиями складывающаяся модель высшего образования и системы отбора абитуриентов отстает от жизни. Отсюда – переход на ЕГЭ как более справедливую и демократичную систему отбора, отсюда переход на двухуровневую систему подготовки – бакалавриат и магистратуру, отсюда большая гибкость учебных планов, предусмотренная новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Отсюда, кстати, и единые государственные экзамены.

ПУ: Даже с учетом всей критики и скандалов, которая сопровождала модернизацию образования?

Б.Г.: Да, поначалу были и скандалы, и ошибки, но они быстро исправлялись. И сама модель еще дорабатывается. Мы же перестраиваемся на ходу и, конечно, делаем ошибки. Но главный-то результат уже налицо. Ведущие вузы Санкт-Петербурга и Москвы стали доступнее ребятам из дальних регионов. У нас, например, стало больше иногородних. Это повышает уровень конкуренции и мотивации. Причем, ребята из регионов очень мало уступают выпускникам из Питера по качеству знаний, зато, как правило – более мотивированы. Там, откуда они приехали, меньше перспектив, менее обеспеченные семьи, и эти абитуриенты за свой шанс будут бороться.

Вот почему, я считаю, ЕГЭ многим из них помогает поступить в престижный вуз, а нам – выбрать наиболее одаренных, с которыми и работать интереснее. Если же говорить о самом процессе обучения и конечном результате, то наши стратегические партнеры – работодатели уже прекрасно знают уровень подготовки бакалавров ЛЭТИ и охотно берут их на работу. Однако, замечу, преобладающая часть выпускников бакалавриата продолжает обучение в магистратуре (получая, по сути, шестилетнее инженерное образование).

ПУ: А что сегодня чаще всего привлекает абитуриентов в ЛЭТИ?

Б.Г.: В образовании «ЛЭТИ» – это известный брэнд, гарантия качества. За ним – сама история вуза и его выпускников, непосредственное участи в создании и развитии важнейших отраслей экономики и науки, многочисленные открытия, лауреаты вплоть до Нобелевской премии.

И сегодня полистайте справочник – нанотехнологи и информационные технологии, электроэнергетика и электротехника, радиотехника, биотехнические системы и технологии – все это на рубежах современной науки и все востребовано. Указанные области знаний интенсивно развиваются в нашей стране и за рубежом, что, безусловно, потребует высококвалифицированных специалистов. Отсюда и перспективы роста, и положение в обществе, и заработная плата.

ПУ: По скольким специальностям готовят сегодня в «ЛЭТИ»?

Б.Г.: Вообще-то сегодня мы отошли от термина «специальности». Скажем так – университет готовит высококвалифицированные кадры по нескольким основным приоритетным направлениям развития экономики России, в каждом из которых имеется по два-три профиля. То есть общее число образовательных программ – где-то около пятидесяти. Выбор достаточно широкий, и это, конечно, привлекает. Но ребята учитывают и разные условия поступления.

Скажем, есть поступление в общем потоке по результатам ЕГЭ, есть целевое поступление, направленное на подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса, подготовку специалистов по договорам между университетом и администрациями различного уровня для нужд региональных органов власти. За это обучение платит государство.

Наконец, есть возможность обучения по контракту, за плату. На разных факультетах эта сумма немного отличаются, но в среднем обучение стоит от 46 до 56 тысяч рублей за семестр. При этом, заметим, что в процессе обучения никакой разницы между студентами бюджетными и контрактниками не существует. И если студент хорошо успевает, он вполне может быть переведен на бюджет по результатам прошедшей сессии. Там свободные места появятся потому, что мы отчисляем студентов, не желающих учиться. И это, я считаю, нормально для технического вуза, потому что на самом деле к нам поступить не так уж сложно, у нас трудно учиться. Но кто сказал что глубокие знания и хорошие результаты можно получить не затрачивая сил? Другое дело, что мы, разумеется, помогаем.

В первую же неделю сентября все первокурсники будут проходить тестовые испытания по профильным предметам. Не для того, чтобы подвергнуть сомнению полученные в школе результаты ЕГЭ, а для того, чтобы мы уже на основе собственных данных могли каждому предложить программу индивидуальной дополнительной подготовки, организовать для новичков бесплатные дополнительные занятия, консультации.

Мы вкладываемся в наших студентов с перового курса, потому что прекрасно понимаем – пробелы у ребят чаще всего не их вина, а их беда. В школе их чаще всего натаскивали, заставляли. Пока они не умеют самостоятельно работать. Они учатся, потому что иначе поставят двойку, или будут ругать родители. А учиться просто для того чтобы знать – они не умеют. И нам приходится учить их самостоятельной работе. Иначе сложную профессию не освоить, тем более сегодня, когда чтобы не отстать, приходиться постоянно подпитывать, обновлять собственные знания.

ПУ: Насколько востребованы ваши выпускники? На какие заработки они могут рассчитывать?

Б.Г.: Сейчас все это гораздо сложнее отследить, чем раньше. Есть госслужба, есть частные компании, кто-то открывает собственный бизнес. Но нашим выпускникам трудоустроиться не сложно. Почему? Потому что к четвертому курсу ребята, как правило, уже имеют представление и о рынке труда, и о спросе, и о зарплатах. Подавляющее большинство студентов старших курсов – подрабатывает. Объективных данных по зарплатам у меня нет, но я знаю претензии студентов технарей – не ниже 30-35 тысяч рублей.

ПУ: Вернемся к абитуриентам-2012. Что бы вы могли посоветовать тем, кто еще не принял окончательное решение?

Б.Г.: Пусть не боятся ставить перед собой высокие и трудные цели. Только так можно заложить прочный фундамент под собственное будущее.

 

«Пять углов» узнал, как обстоят дела с мотивацией абитуриентов в других технических вузах Петербурга:

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)

Сегодняшние абитуриенты ИТМО мотивированы, так как прекрасно понимают, что в нашем вузе учиться не так легко. И связано это не только с дисциплинами, на которые делается уклон, но и с трудоемкой научной работой, которая широко ведется на факультетах.

 

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ)

В основном, абитуриенты Бонча – выпускники профильных колледжей или университетского лицея. Соответственно, они более подготовлены к обучению в сфере телекоммуникаций и, более того, осознают, зачем поступают и кем выпустятся.

 

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Корабелка)

Абитуриенты как таковые совсем не изменились за последние годы. Все так же приходят в приемную комиссию с родителями, бабушками и дедушками, которые, как кажется, волнуются в разы больше, чем сами поступающие.

 

Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ)

Целенаправленностью абитуриенты не блещут. Вот пятьдесят и даже двадцать лет назад поступающие понимали, что они идут учиться, а сегодня многим лишь бы документы куда-нибудь подать. Скорее всего, это проблема школы, которая не готовит их к будущей «взрослой» жизни. Плюс набора этого года лишь в том, что многие подали заявления на технические специальности, а не на гуманитарные, как было, например, в прошлом году. Здесь, возможно, роль сыграли СМИ, которые с подачки президента твердили, что нужны новые кадры в технической сфере.

 

Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС)

По сравнению с прошлым годом людей, нацеленных на достойное и качественное образование, несомненно, стало больше.  Всё реже попадаются  инфантильные юноши с трясущими руками, чаще приходят  уверенные в себе люди, вовсе не нуждающиеся в сопровождении бабушки или мамы.

 

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПбГУВК)

Сегодня будущие студенты более представительны, нежели в предшествующие годы. Да и заявлений подано почти в два раза больше. Это радует, потому что требуемый нами экзамен по физике совсем не просто сдать «за компанию», как это можно сделать по обществознанию. Следовательно, абитуриенты хотят учиться именно на тех факультетах и кафедрах, которые мы можем предложить.

 

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)

Абитуриенты стали целенаправленней - это несомненно правда. Но стоит отметить, что нельзя собирать студентов предыдущих годов под общую гребенку. Каждый год соответствует новому «типу» поступающих.  Да, в этом году выпускники более уверены в себе, точно знают, чего хотят. Наверное, это не обходится без поддержки и помощи семьи. Но и в прошлые годы к нам приходили выпускники школ, нацеленные на  качественное  образование, так нужное в наше время.

 

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Политех)

Мы не проводим тренингов и не общаемся напрямую со студентами, а только получаем от них документы с заявлениями на обучение, так что насчёт мотивации ничего сказать нельзя. Но можно отметить, что абитуриенты, пришедшие в этом году, уровень образования имеют ниже, чем в прошлом. И вообще создают не очень приятное впечатление.

 Иллюстрация: сайт ЛЭТИ

Сергей Грачев

Мария Клюшникова

Валерия Кузьмина

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать