Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

профориентацияподготовка к ОГЭВУЗВШЭМинистерство образованияЕГЭ-2022работаискусствоКаталог вузовна практику — в ПУ!советы психологавыпускнойличный опытжурналистикарейтинг вузовотношенияПсихологиякак прошли ЕГЭ-2018волонтерстволайфхакиолимпиадырецензиякнигипоступлениелицензиярейтингНа практику — в ПУ!ВыходныеэкзаменыУчительвузыпрофессиикуда поступатьхоббиКак сдать ЕГЭитоговое сочинениелитератураКонцертОГЭканикулыкаталог сочиненийкарантинувлеченияспортстудентамВостребованныеНовыефестивальКаталог профессийшколавыставкапутешествиямузыкаразвлеченияДевятиклассникамолимпиадаподросткиИТМОрусский языксоветыСПбГУинтервьюВсероссийские открытые урокиЛучшее на СтенеЕГЭ 2018исследование75 лет ПобедыисториякиноЧто почитатьуниверситетРособрнадзорприемная кампаниятвоя историяТеатрМГУНовый годКем бытьВаши историиобразованиеаккредитацияКуда сходитьновости кинонеделиопросподготовка к ЕГЭлайфхакичто посмотретьСочинение
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 19

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

Пять углов

“Осенний марафон”- отражение советской действительности или философия банальности?

Новый взгляд на советский кинематограф от нашего юнкора Аркадия Рыбакова, СПбГУ

Так уж исторически сложилось, что советский кинематограф оставил не очень большое наследие в области по-настоящему серьезного кино. Тем не менее, некоторые шедевры до сих пор не обходят нас стороной. Для меня такой фильм - "Осенний марафон" Георгия Данелии. Давайте разберемся, какие смыслы скрывает в себе картина, и почему его стоит пересмотреть даже современному зрителю?

О ЧЕМ ФИЛЬМ?


Завязка состоит в любовном треугольнике Бузыкин-Нина-Алла: на протяжении всей картины главный герой мечется между одной и другой дамой, но в конце концов принимает окончательное решение, которое и определяет всю его дальнейшую судьбу. 

Андрей и Нина несчастливы в браке, в то же время, Алла, несчастна от того, что Андрей не может бросить жену. И, логочно, что Бузыкин -  единственный, кто способен эту проблему разрешить, сделав выбор в пользу жены, или любовницы. 

Но сделать он этого не может: у него нет для совершения подобного поступка моральных сил и характера. Бузыкин - приспособленец, который пытается усидеть на двух стульях: ему проще смириться с действительностью, чем бороться до конца. Иными словами, он плывет по течению.
1705329537.jpeg

ОТРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


Вначале поговорим о том, почему этот фильм действительно является зеркалом, в котором практически каждый советский гражданин мог увидеть свое отражение. Дело в том, что система, построенная на подавлении, если не сказать уничтожении личности, рано или поздно рождает людей слабых и невротичных, несклонных к поступкам и свободе воли.

Таким и было советское время. К сожалению, 30-е годы 20-го века во многом определили модель поведения советского человека: доносы, массовые расстрелы, ГУЛАГ не могли пройти бесследно. Об этом даже писали книги. Напрмер, У Шаламова есть рассказ “Шоковая терапия”, в нем он раскрывает всю сущность советской системы и показывает, как она ломала людей, прибегая к самым изощренным методам подавления, например, шоковой терапии. Стоит оговориться, безусловно, так или иначе, даже в самые суровые времена были люди, которые подобно локомотиву тянули всех вперед и не ломались под гнетом постоянных унижений и запретов. Но сейчас мы говорим о массе, обществе, иными словами, о большинстве.

А олицетворением большинства как раз и является главный герой фильма Андрей Бузыкин. По своей натуре он слаб и беспомощен, несмотря на безусловное интеллектуальное превосходство над окружающими его людьми. Каждый день он делает то, что не хочет: его тяготит жизнь с нелюбимой женой Ниной, он помогает бездарной переводчице Варваре, по утрам прогуливается с профессором из Дании Биллом Хансеном. Можно долго разбирать фрагменты, в которых Олег Басилашвили, играющий Бузыкина, притворно улыбается, глядя Варваре или Хансену в глаза, а потом отворачивается и улыбку на его лице сменяет гримаса отвращения и неприятия.
1705329538.png

Советский гражданин точно так же боится сделать лишний шаг в сторону, потому что сразу подвергнется осуждению со стороны так называемого большинства. Он боится высказать свое мнение, несогласие с чем-либо, навязать свою волю по этой же причине. Жизнь советского человека в некоторой степени искусственна, поскольку он вечно вынужден подавлять в себе чувства, он принимает решения не сердцем и даже не разумом, скорее инстинктом самосохранения.

Занятно, что в 1973 году, то есть за 6 лет до выхода на большой экран “Осеннего марафона”, Юрий Трифонов публикует “Дом на набережной”, повесть, которая стала знаковой не только для творчества писателя, но и для всей литературы советского периода. Можно провести некие параллели между произведением Трифонова и картиной Данелия, ведь по сути, главный герой повести Глебов, такой же приспособленец, как и Бузыкин, не способный бороться за свое счастье, и смиряющийся с судьбой. 

Замятин в романе “МЫ”, написанном в 1920-ом году, во многом предсказал всю модель советского общества, проанализировав ее достоинства и недостатки.   Практически каждый советский гражданин конформист, вверяющий свою жизнь государству, от того он и несчастен, как Андрей Бузыкин, ведь счастью его, из раза в раз мешают разводящиеся мосты Петербурга.

1705329539.jpeg

ФИЛОСОФИЯ БАНАЛЬНОСТИ


Так в чем же состоит философия банальности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить последний кадр фильма, в котором Бузыкин и Билл бегут по мокрой осенней дороге. Куда же они бегут и зачем?

Как бы ни было грустно это признавать, но жизнь, до всех ее мельчайших подробностей ужасающе банальна. Ходить на работу банально, учиться банально, любить банально, любое чувство, которое человек испытывает в тот, или иной момент было пережито миллиарды раз другими людьми. Получается, что так называемой индивидуальности не существует вовсе, то есть все мы являемся лишь репродукцией друг друга и судьбы наши, если и отличаются, то незначительно, а в вещах для человека фундаментальных, таких как: любовь, дружба, семья мы и вовсе практически идентичны. 

Мне же кажется, что “Осенний марафон” – это фильм про победившую банальность, ее торжество. Весь фильм пронизан светлой грустью по тому как могло быть, и как банально получилось в итоге.

Бузыкин талантливый человек, хорошо разбирающийся в художественных переводах, тонко чувствующий, но при этом, окруженный заурядными, не интересными людьми, которые своей примитивностью и ограниченностью создают невыносимые для человека хотя бы немного выдающегося условия. Бузыкин буквально задыхается от пошлой банальности бытия и даже наличие любовницы не утешает его, ведь это банально, все перипетии его судьбы давно известны и его жизнь, является лишь еще одним повтором давно известной истории с незамысловатым концом. А бежит Бузыкин навстречу своей судьбе, которую он сам себе выбрал, испугавшись первый раз в жизни поступить не банально и совершить сильный поступок, признавшись во всем своей жене и уйти от нее. 

1705329540.jpg

Философия банальности состоит в стоическом принятии своей заурядности и типичности бытия. Необходимо осознать, что ты лишь один из большинства, ничем не отличающийся и не способный на что-то большее, чем ты есть. В банальности есть свой пафос и уметь наслаждаться банальностью дано не каждому. Заметим, что Нина, Алла и Бузыкин буквально наслаждаются страданием: они не пытаются найти выход из ситуации, а подобно флагелланту подвергают друг друга все новым и новым мучениям.

Самое главное – это страх небанальности, для Андрея и остальных героев фильма возможность жить по-другому немыслима, именно поэтому, Бузыкин, страдая от общества и бытия, на самом деле  получает удовольствие: ему комфортнее влачить существование ни на что не способного человечка, нежели ступить в новую жизнь. В этом плане, сосед Бузыкина Василий Харитонов, противопоставлен, как главному герою, так и всем остальным. Харитонов банален по своей сути, он алкоголик, но выделяется он на фоне остальных потому, что живет так как хочет, а не так, как диктуют обстоятельства, поэтому, можно предположить, что он самый небанальный персонаж всего фильма. Интересно, что единственной областью, в которой Андрей может почувствовать себя хотя бы немного оригинальным - это переводы произведений, действительно, двух одинаковых переводов не бывает, каждый уникален, это значит, что работа для Бузыкина – это единственный способ почувствовать себя личностью отдельной и независимой от остальных. 

Немаловажен и тот факт, что Бузыкин работает над переводом “Разбитой Луны” вымышленного писателя Сколфилда. Занимаясь переводами, он проживает некую иную реальность, отличную от жизни, как-бы предается мечтам, которым никогда не суждено будет сбыться. 

Философия банальности исключает возможность быть счастливым, поскольку счастье, рано или поздно требует от человека поступка, на который заурядный человек не способен. Наше существование - это преодоление определенных препятствий, мешающих  на пути к счастью, а успех зависит от выбора в определенный момент жизни. Все сводится к довольно таки незамысловатым формулам: подтолкнуть падающего, или протянуть руку помощи, предать близкого человека, или остаться с чистой совестью. Сделать выбор в таких вещах может лишь по-настоящему сильный человек. Посредственность же, не способна принять решение, она занимает слабую, пассивную позицию.  Банальность можно сравнить с метрономом, отбивающим ритм, который никогда не собьется: скучная, но при этом спокойная жизнь противопоставлена тахикардии оригинальности.  Бузыкин талантлив в области лингвистики, но как человек он совершенно обыкновенен. Именно поэтому, в погоне за счастьем, он будет вечно бежать свой осенний марафон, навстречу банальности. В предпоследнем кадре Билл спрашивает Андрея: “ Андре, вы готов? – “Готов”. Готов смириться с печальным концом своей жизни.


ПОЧЕМУ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ И СЕЙЧАС?


"Осенний марафон" стоит отнести к той категории фильмов, которые являются вечными, ведь в них поднимаются самые острые для каждого человека темы. Фильм актуален и по сей день потому, что он многогранен и каждый зритель сможет найти в нем свое. 

Кто-то получит наслаждение от философской линии фильма, кто-то от игры актеров или работы операторов. 

Однако картина не является руководством к действию и не дает четких ответов на вопрос «как надо»? Скорее задает вопросы и заставляет задуматься. Тем не менее, фильм стоит посмотреть каждому, поскольку Данелия снял одну из лучших картин 20-го века, в которой мастерски раскрыл тему о смысле человеческой жизни. 

Новый взгляд на советский кинематограф от нашего юнкора Аркадия Рыбакова, СПбГУ
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru