Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Выходныесочинениеличный опыткнигиисследованиероботырейтингЕГЭкуда пойти учитьсяИТМОкем бытьОльга Васильевасвободное времяСПбГУпабликаторМедикродителиЛЭТИабитур 2016литературавысшее образованиеобразованиекак живут студентыитоговое сочинениеСтипендиячто посмотретьКВНШкольные проектыКаталог вузоврейтинг вузовЕГЭ 2016егэ 2017физикауниверситеткуда сходить на неделеКак сдать ЕГЭ на 100 балловPokemon GOисторияолимпиадыДля гуманитариевприемная кампанияГарри Поттерпортфолиолайфхаккаталог сочиненийканикулыинтервьюматематикарусский языкА2После 9-го классаТворческиепоступлениеВКонтактевыпускнойДевятиклассникамшколаробототехникаСПбПУYoutubeбудни студентовувлечениябюджетные местаколонка редактораВсероссийская олимпиада школьниковОГЭНовыевузыкаталог увлеченийлайфхакиПсихологВостребованныепсихологияВУЗАлые парусаолимпиадажурфакКонцертМГУобщагаКак сдать ЕГЭМинистр образованиямузыкаразвлечениявступительныеинформатикаВасильевавыставкиКаталог профессийпрограммированиеФИПИРособрнадзорМного платятЧто почитатьЛучшее на СтенеНовый годстудентыкиноМинистерство образования

Сочинение: вчера, завтра, всегда

«Сдавать всем литературу, тем более в 11 классе, совершенно не нужно», – считает Джанзала Абдуллаева, замдиректора по учебно-воспитательной работе Санкт-Петербургской гимназии № 56.

04.01.2014 | Наталья Александрикова
Просмотры
461

Выпускные сочинения вернутся в российские школы в 2015 году и будут учитываться при поступлении в вузы наравне с результатами ЕГЭ. Об этом несколько раз нынешней осенью заявлял президент Владимир Путин. О том, как относятся к новой инициативе в школе, поможет ли сочинение исправить недостатки ЕГЭ и справятся ли старшеклассники с новым заданием, корреспондент «Пяти углов» побеседовал с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Санкт-Петербургской гимназии № 56, педагогом-словесником Джанзалой Абдуллаевой.

— На протяжении всего существования ЕГЭ от президента и министров образования требовали вернуть сочинения в школы. Как вы считаете, почему это наконец произошло?

— Сочинение действительно позволяет ученику раскрыть свои коммуникативные способности, продемонстрировать понимание текста, умение анализировать, формулировать свои мысли, обобщать изученный материал. И, наверное, умение написать сочинение по литературе – это действительно тот итог, к которому мы стремимся. Поэтому так много сторонников сочинения. Другое дело, что сочинение в той форме, в которой оно существовало в последние годы, себя исчерпало. Потому что при том количестве изданий, составлявшихся «в помощь» ученику, учителю уже было трудно справиться с потоком этой информации. А на сегодняшний день, когда такие возможности открывает интернет, я думаю, что это вообще нереально.

— А что не так с сочинениями-эссе, которые школьники пишут на ЕГЭ в части С?

— На самом деле эти сочинения хорошо демонстрируют, насколько человек овладел теми способностями, которые мы в них формируем. Но это экзамен по русскому языку. Поэтому мы не можем оценивать его как сочинение литературное. Там есть элемент, требующий знания литературы, – аргументация, но, к сожалению, очень часто происходит ситуация, когда ученик формально называет того или иного автора, очень скупо говорит о произведении, и из сочинения не понятно, читал ли он это произведение в действительности. Как я понимаю, сегодня речь идет об экзамене и сочинении по литературе. Это совершенно другое: тут другие требования должны быть и другие критерии оценки.

— Ну а школы к такому формату экзамена готовы?

— Я считаю, что все зависит от школы. Неслучайно многие говорят, что экзамен должен быть на усмотрение школы. У нас во всех классах, с пятого по десятый (кроме девятого и одиннадцатого), есть экзамен по литературе. Ребята тянут билет, читают стихи наизусть и отвечают на проблемные вопросы. В тот момент, когда отменили литературу, мы ввели этот экзамен. И нам не нужно, чтобы было принято какое-то постановление на уровне государства или президента. Каждая школа может ввести свои формы оценки, аттестации, невзирая на то, что существует в стране в целом. Но сдавать всем литературу, тем более в 11 классе, совершенно, как мне кажется, не нужно. Потому что, кроме того что дети будут списывать – это очевидно, – в какие условия ставится учитель? Допустим, я уличила одиннадцатиклассника в том, что он какие-то фрагменты списал, – как я могу поставить ему «два» и не дать возможность дальше сдавать ЕГЭ и учиться? Ведь он до 11 класса доучился, готовится поступать в какой-то вуз не на филологический факультет и, может быть, не обладает такими способностями. Таким образом, мы этот экзамен превращаем в формальность. Я лучше потребую, чтобы в течение учебного года он мне сдавал какие-то работы, стихи наизусть, чтобы я могла поставить заработанную им оценку объективно. А дальше, если уж он считает, что литература не его область, не его интересы, – он сдает те экзамены, которые ему необходимы для жизни. Я думаю, так будут многие учителя поступать, потому что и в прошлом сочинение не было тем препятствием, которое бы помешало ученику получить аттестат.

— То есть вы считаете, что проверять сочинения должны в школе?

— Мне кажется, что будет крайне тяжело организовать какую-то внешнюю проверку сочинений. Потому что на сочинение должно быть как минимум четыре часа, если не шесть, как это было раньше. То есть это еще один день, который добавляется к экзаменационной сессии наших выпускников. И там могут быть результаты самые разные: учитывая, что мы все эти годы не ставили перед собой задачу подготовить к сочинению, можем ли мы требовать от выпускника написать это сочинение и написать его хорошо? Учителя-словесники поставлены в страшную ситуацию: часы на литературу сокращаются, поэтому целенаправленно сочинением как таковым мы не занимаемся. И ждать высоких результатов от выпускников нынешних или даже будущего года, конечно, не приходится. Потому мы можем оказаться в ситуации, когда очень многие ученики просто не справятся.

— Многие противники ЕГЭ считают, что «тесты воспитали поколение, не умеющее выражать свои мысли». Вы согласны?

— Время меняется, но дети остаются детьми. Такими же, как были десять лет назад, двадцать. Кто-то читает много и самостоятельно, кто-то никогда не читает, а есть те, кто читает только то, что нравится. И в этом смысле все остается по-прежнему: они умеют говорить, умеют рассуждать, но по-разному. Поэтому я категорически против штампов и утверждений, что нынешние дети хуже, меньше читают…

— И их приходится «натаскивать»…

— Да не в «натаскивании» дело! За многолетний опыт я видела всю эволюцию экзамена по литературе. И помню, как, когда я работала в гуманитарных классах, моим детям предстояло сдавать экзамен в университет – сочинение на филфак или юрфак. И они, естественно, занимались с репетиторами этих вузов, СПбГУ, с людьми с филфака… Дети были медалистами, им нужно было написать сочинение на «пятерку», но на «пятерку» писали редко. Тогда давалось три темы: по XIX веку, XX веку и современной литературе. Чтобы получить хорошую оценку, «четверку», репетитор (университетский преподаватель!) сразу им говорил: «Мы готовимся по XIX веку». То есть сразу сокращал себе объем, потому что невозможно охватить все. Школьники приносили мне эти сочинения: ничего лишнего, никаких эмоций, никаких своих творческих «завихрений» – надо привести два произведения и по такому шаблону написать сочинение. Значит, они тоже вырабатывали определенные навыки написания этой работы. Так что это большой миф, что сочинения в университете – это возможность проявить свои творческие способности. Это очень красиво звучит, но на самом деле это не так. Там как раз нужно кратко, грамотно изложить свои мысли. «Правильные». И если уж использовать слово «натаскивание», неприличное, оскорбительное, то там тоже тем же самым занимались.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать