Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

литературауниверситетPokemon GOобщагаобществознаниеДевятиклассникамКаталог вузовУчительисториявступительныеобразованиебудни студентовЛогистМинистерство образованиякаталог увлеченийсвободное времябюджетные месталайфхакикуда пойти учитьсяМГУвысшее образованиесочинениефизикаДля гуманитариевТворческиеинтервьюОГЭвузыколонка редакторавыставкимузыкапабликаторКонцерткаталог сочиненийкак живут студентыМедикчто посмотретьпрограммированиеВостребованныеФотографЖурналистразвлечениякинопсихологиякем бытьвыпускникиНевская лигаКак сдать ЕГЭЕГЭ 2016После 9-го классаискусствоДизайнерприемная кампанияпутешествияПсихологМинистр образованияИТМОНовыестудентыСтипендиярейтинг вузовувлеченияробототехникаКуда сходитьрейтингСПбГУжурфаквыпускнойБухгалтеролимпиадыабитур 2016егэ 2017Алые парусаОльга ВасильеваВУЗинформатикашколаматематикаСПбПУКак сдать ЕГЭ на 100 балловолимпиадапоступлениеЛучшее на СтенеВасильевакнигиГарри Поттеритоговое сочинениероботыРособрнадзорШкольные проектырусский языкМного платятЛЭТИЕГЭлайфхакурокиличный опытОбразовательная резняПетиция

Сочинение: вчера, завтра, всегда

«Сдавать всем литературу, тем более в 11 классе, совершенно не нужно», – считает Джанзала Абдуллаева, замдиректора по учебно-воспитательной работе Санкт-Петербургской гимназии № 56.

04.01.2014 | Наталья Александрикова
Просмотры
371

Выпускные сочинения вернутся в российские школы в 2015 году и будут учитываться при поступлении в вузы наравне с результатами ЕГЭ. Об этом несколько раз нынешней осенью заявлял президент Владимир Путин. О том, как относятся к новой инициативе в школе, поможет ли сочинение исправить недостатки ЕГЭ и справятся ли старшеклассники с новым заданием, корреспондент «Пяти углов» побеседовал с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Санкт-Петербургской гимназии № 56, педагогом-словесником Джанзалой Абдуллаевой.

— На протяжении всего существования ЕГЭ от президента и министров образования требовали вернуть сочинения в школы. Как вы считаете, почему это наконец произошло?

— Сочинение действительно позволяет ученику раскрыть свои коммуникативные способности, продемонстрировать понимание текста, умение анализировать, формулировать свои мысли, обобщать изученный материал. И, наверное, умение написать сочинение по литературе – это действительно тот итог, к которому мы стремимся. Поэтому так много сторонников сочинения. Другое дело, что сочинение в той форме, в которой оно существовало в последние годы, себя исчерпало. Потому что при том количестве изданий, составлявшихся «в помощь» ученику, учителю уже было трудно справиться с потоком этой информации. А на сегодняшний день, когда такие возможности открывает интернет, я думаю, что это вообще нереально.

— А что не так с сочинениями-эссе, которые школьники пишут на ЕГЭ в части С?

— На самом деле эти сочинения хорошо демонстрируют, насколько человек овладел теми способностями, которые мы в них формируем. Но это экзамен по русскому языку. Поэтому мы не можем оценивать его как сочинение литературное. Там есть элемент, требующий знания литературы, – аргументация, но, к сожалению, очень часто происходит ситуация, когда ученик формально называет того или иного автора, очень скупо говорит о произведении, и из сочинения не понятно, читал ли он это произведение в действительности. Как я понимаю, сегодня речь идет об экзамене и сочинении по литературе. Это совершенно другое: тут другие требования должны быть и другие критерии оценки.

— Ну а школы к такому формату экзамена готовы?

— Я считаю, что все зависит от школы. Неслучайно многие говорят, что экзамен должен быть на усмотрение школы. У нас во всех классах, с пятого по десятый (кроме девятого и одиннадцатого), есть экзамен по литературе. Ребята тянут билет, читают стихи наизусть и отвечают на проблемные вопросы. В тот момент, когда отменили литературу, мы ввели этот экзамен. И нам не нужно, чтобы было принято какое-то постановление на уровне государства или президента. Каждая школа может ввести свои формы оценки, аттестации, невзирая на то, что существует в стране в целом. Но сдавать всем литературу, тем более в 11 классе, совершенно, как мне кажется, не нужно. Потому что, кроме того что дети будут списывать – это очевидно, – в какие условия ставится учитель? Допустим, я уличила одиннадцатиклассника в том, что он какие-то фрагменты списал, – как я могу поставить ему «два» и не дать возможность дальше сдавать ЕГЭ и учиться? Ведь он до 11 класса доучился, готовится поступать в какой-то вуз не на филологический факультет и, может быть, не обладает такими способностями. Таким образом, мы этот экзамен превращаем в формальность. Я лучше потребую, чтобы в течение учебного года он мне сдавал какие-то работы, стихи наизусть, чтобы я могла поставить заработанную им оценку объективно. А дальше, если уж он считает, что литература не его область, не его интересы, – он сдает те экзамены, которые ему необходимы для жизни. Я думаю, так будут многие учителя поступать, потому что и в прошлом сочинение не было тем препятствием, которое бы помешало ученику получить аттестат.

— То есть вы считаете, что проверять сочинения должны в школе?

— Мне кажется, что будет крайне тяжело организовать какую-то внешнюю проверку сочинений. Потому что на сочинение должно быть как минимум четыре часа, если не шесть, как это было раньше. То есть это еще один день, который добавляется к экзаменационной сессии наших выпускников. И там могут быть результаты самые разные: учитывая, что мы все эти годы не ставили перед собой задачу подготовить к сочинению, можем ли мы требовать от выпускника написать это сочинение и написать его хорошо? Учителя-словесники поставлены в страшную ситуацию: часы на литературу сокращаются, поэтому целенаправленно сочинением как таковым мы не занимаемся. И ждать высоких результатов от выпускников нынешних или даже будущего года, конечно, не приходится. Потому мы можем оказаться в ситуации, когда очень многие ученики просто не справятся.

— Многие противники ЕГЭ считают, что «тесты воспитали поколение, не умеющее выражать свои мысли». Вы согласны?

— Время меняется, но дети остаются детьми. Такими же, как были десять лет назад, двадцать. Кто-то читает много и самостоятельно, кто-то никогда не читает, а есть те, кто читает только то, что нравится. И в этом смысле все остается по-прежнему: они умеют говорить, умеют рассуждать, но по-разному. Поэтому я категорически против штампов и утверждений, что нынешние дети хуже, меньше читают…

— И их приходится «натаскивать»…

— Да не в «натаскивании» дело! За многолетний опыт я видела всю эволюцию экзамена по литературе. И помню, как, когда я работала в гуманитарных классах, моим детям предстояло сдавать экзамен в университет – сочинение на филфак или юрфак. И они, естественно, занимались с репетиторами этих вузов, СПбГУ, с людьми с филфака… Дети были медалистами, им нужно было написать сочинение на «пятерку», но на «пятерку» писали редко. Тогда давалось три темы: по XIX веку, XX веку и современной литературе. Чтобы получить хорошую оценку, «четверку», репетитор (университетский преподаватель!) сразу им говорил: «Мы готовимся по XIX веку». То есть сразу сокращал себе объем, потому что невозможно охватить все. Школьники приносили мне эти сочинения: ничего лишнего, никаких эмоций, никаких своих творческих «завихрений» – надо привести два произведения и по такому шаблону написать сочинение. Значит, они тоже вырабатывали определенные навыки написания этой работы. Так что это большой миф, что сочинения в университете – это возможность проявить свои творческие способности. Это очень красиво звучит, но на самом деле это не так. Там как раз нужно кратко, грамотно изложить свои мысли. «Правильные». И если уж использовать слово «натаскивание», неприличное, оскорбительное, то там тоже тем же самым занимались.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать