В условиях, когда в вузы после окончания школы поступают 90% выпускников, на студенческой скамье оказывается очень специфический контингент – «необучаемые студенты». Под этой формулировкой профессор Тихоокеанского государственного университета Эльвира Леонтьева подразумевает как учащихся с низким уровнем подготовки, неспособных освоить университетскую программу, так и тех, кто в вуз поступает «для галочки» и серьезно учиться не намерен.
Доля необучаемых студентов, по подсчетам экспертов, составляет от 15 до 50% – в зависимости от вуза и региона. А иногда доходит до того, что учебную программу могут понимать и усваивать лишь единицы из студенческой группы.
Причина этого – образовательная миграция. Наиболее толковые и способные абитуриенты все чаще уезжают поступать в столичные вузы, более сильные и более престижные. В региональных учебных заведениях остаются те, кто поступить в крупный вуз не способен.
В таких условиях региональные институты вынуждены снижать проходной балл, принимать на 1 курс откровенных троечников – чтобы заполнить выделенные Министерством образования бюджетные места и на следующий год не лишиться их совсем из-за недобора.
Из-за низкого уровня школьной подготовки и слабой мотивации студентов преподаватели вынуждены упрощать учебную программу. Так начинают появляться системные проблемы в российском высшем образовании: «отсутствие стимулов к повышению академической культуры преподавателей, дискредитация учебных программ и образовательных стандартов, девальвация оценок и отсутствие четких критериев их выставления, коррупция».
Казалось бы – налицо негативные последствия для вузов. Однако автор доклада приходит к удивительному выводу: им выгодно учить «необучаемых студентов»! По данным Леонтьевой, 97% внебюджетных доходов (не выделенных Министерством образования, а самостоятельно заработанных) учебные заведения получают за счет оказания платных образовательных услуг. И чем «глупее» студенты, тем больше возможностей заставить их раскошелиться.
Впрочем, удручающее состояние высшего образования в России автора доклада удивляет мало: «Разве может быть иной картина, когда в университеты поступают и собираются поступать более 90% выпускников школ и когда других образовательных альтернатив перед школьниками фактически нет?»