Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

МГУкак живут студентыбудни студентовРособрнадзорКаталог профессийвузыпортфолиоисторияЛЭТИличный опытМинистр образованияПсихологСанкт-ПетербурглайфхакроботыинтервьюпрограммированиеУчительжурфакОГЭобщагаЖурналистшколашкольникисвободное времяолимпиадаКак сдать ЕГЭ на 100 балловВУЗрейтинг вузовфизикаЛингвистробототехникастудентыЧто почитатьАлые парусаВШЭЮристЕГЭ 2016литератураГарри Поттеркуда пойти учитьсявысшее образованиеКуда сходитьрейтингкиноPokemon GOобразованиеувлеченияТворческиеДизайнерМного платятинформатикаКак сдать ЕГЭДевятиклассникамвыставкиКонцерткаталог увлеченийуниверситетШкольные проектырусский языкпосле 9 классалайфхакипрофориентацияВыходныеСПбГУкаталог вузовЛучшее на Стенекаталог сочиненийОльга Васильеваколонка редакторакнигипабликаторВасильевасочинениеВостребованныеискусствокем бытьпсихологиябюджетные местаМинистерство образованияприемная кампанияпоступлениематематикаСтипендияВетеринаритоговое сочинениеразвлеченияурокимузыкаОбразовательная резняабитур 2016выпускнойвступительныеНовыеегэ 2017Для гуманитариевчто посмотретьпутешествияИТМО
Из Петербурга в Штутгарт, или Как променять российский вуз на немецкий

Из Петербурга в Штутгарт, или Как променять российский вуз на немецкий

Юнкор «Пяти углов» Полина Устинова поступила на модное нынче направление «Менеджмент» в один из петербургских государственных вузов. Спустя год учебы, столкнувшись на деле с российской системой образования, девушка отказалась от места на бюджете.

02.04.2014 | Наталья Александрикова
Просмотры
193

Так случилось, что я оказалась в Германии, в подготовительном для поступления в вуз колледже для иностранцев. Решение я приняла постепенно. Чтобы заняться поступлением в немецкий вуз, мне нужно было отчислиться из своего университета, где я проучилась два семестра. В течение этого времени я постепенно накапливала злость к российской системе образования. 

«Мне надоело совать свои бумажки» 

Хотя к системе – это как-то по-советски. Скорее, к людям, которые этой системой руководили и активно в ней участвовали. Начиная с охранников, которые каждое утро выливали на студента тонну недовольства, особенно если с ними поздороваться, и заканчивая деканатом факультета, куда некоторые мои одногруппники не заходили даже по необходимости: боялись плохого настроения секретаря. Вместо того чтобы помогать или хотя бы НЕ МЕШАТЬ мне учиться, в медпункте говорили, что за «прогул» медосмотра на городской студенческой Олимпиаде нужно заплатить в кассу. А в кассе возмущались: «Ну что вы суёте сюда свои бумажки, у вас что, меньше купюр нет?» 

Преподаватели прекрасно видят эту ситуацию, но только разводят руками. В итоге мне надоело совать свои бумажки. Надоело, что каждый раз отстаивать своё ПРАВО приходится не на жизнь, а на смерть. А потому расставание с заработанным кровью и потом бюджетным местом было почти безболезненным, ведь ко всему прочему я столкнулась с полнейшей девальвацией ума: рефераты и курсовые потоками компилируются, списываются, покупаются, экзамены оплачиваются. И всё это творится само собой. Уникально, когда кто-то требует знаний и собственного мыслительного процесса. Мне повезло, у меня был такой преподаватель. И когда я с ним в очередной раз обсуждала вопрос девальвации образования, он заключил: «Нельзя, чтобы все ученики после школы поступали в университет, тогда высшее образование уже не фильтр для общества. Нельзя, чтобы профессиональное образование считалось непрестижным, тогда рушится система ценностей человеческих знаний в экономике». 

Эти его слова были для меня своеобразным благословлением на отчисление из университета и последней каплей в принятии решения о переезде. Отчислялась с таким же стрессом, как и провела все два семестра. Пришла в деканат за академической справкой (там указывается количество прослушанных часов и оценки за экзамены), а мне сообщили, что даже не подумают её сделать сейчас, хоть и могут: «У нас есть законное право делать такие справки месяц. Вот через месяц и приходите. Но через месяц у меня отпуск, так что раньше сентября вас не отчислят. Если задумали поступать во вторую волну в другой вуз – желаю удачи в следующем году», – поморщившись от язвительности, сказала мне методист нашего факультета. Вот тут я поняла, как все-таки верно, что я отчисляюсь!

«Разговаривать могу только на английском, понимают меня далеко не все» 

Сначала казалось, что учиться за границей – это еще так далеко и так маловероятно. Потом все документы собраны, виза на руках, и вот уже я, искрясь от счастья, рассказываю сотруднику таможенной службы, что приехала сюда на учебу. Только через пару недель ко мне пришло осознание – я в другой стране, мамы и папы нет рядом, разговаривать могу только на английском, понимают меня далеко не все. Первый раз я поняла, что совсем одна, когда зашла в аптеку за лекарством от простуды. 

— Можно мне вот этот спрей и эти таблетки, – указала я пальцем на немецкие эквиваленты привычных русских таблеток. 

— Да, конечно, покажите, пожалуйста, ваш рецепт, – сказал фармацевт и вопросительно на меня посмотрел. 

— Но у меня нет рецепта… Может, посоветуете другие лекарства? – добавила я. 

— Конечно. Возможно, вам поможет горячий чай и теплая постель, – холодно и иронично произнес бледный и худой немец. 

В этот момент я вспомнила, что все горячие чаи и шерстяные носки всегда приносила мне мама. В общем, что имеем – не храним. А тут заботу предлагать не станут, вон какие все бледные, им самим уход требуется. 

Таблетки, к слову, стоили бы мне 25 евро, так что я бы не смогла позволить себе такие заботы. И так все деньги, которые были на руках, – от родителей, родственников и немножко накопленных самой. Работать моя виза не позволяла, так как я приехала на полугодовые языковые курсы. Подрабатывать незаконно не хватало смелости и времени: нужно подготовиться к экзаменам в Studienkolleg. Куда, в зависимости от направления обучения, есть несколько вступительных экзаменов. Немецкий язык в таком наборе из трех-четырех предметов обязателен. Я сдавала еще математику и экономику. Также необходимо предоставить сертификат знания языка на уровне A2-B1. Руководства таких колледжей единогласно уверяют, что это действительный минимум. 


К моменту планирования поступательных движений на сайте Studienkolleg были требования к уровню языка A2, а когда я подавала документы – это был уже B1. Такого уровня у меня не было, а чтобы его подтвердить, нужно сдавать тест DAF, дополнительный платный экзамен, запись на который закончилась за месяц до моих поисков. Я отчаялась, так как без языкового сертификата к экзамену в мой колледж не допускают. Но когда рассказала о ситуации своему учителю немецкого на языковых курсах, тот просто уладил этот вопрос по телефону. Ему пришлось соврать: он сказал, что моих знаний хватает на нужную ступеньку, и мне дали допуск к общему экзамену. Это был первый раз, когда я ощутила себя в Германии не одной. 

«В каждом городе есть русский район с дошираком и майонезом»

Когда я только переехала в Штутгарт, чтобы посещать языковые курсы, все немцы казались мне очень милыми. Потому что каждый из них вроде как не против, что я тут поучусь. Да и вообще, они специалисты не просто показать/рассказать, как пройти в библиотеку, а взять тебя за руку и отвести в запрашиваемое место. Чувство туриста ушло у меня через два с половиной месяца, когда более или менее обустроился быт. И я начала понимать, где сыр дешевле. В целом на питание уходит гораздо меньше денег, чем выходило на вас из родительского бюджета. Если посещает тоска по сгущенке или гречке, в каждом городе есть русский район, где расположен русский магазин с дошираком и майонезом. 

Общежитий русского типа с четырьмя соседями в комнате вы не найдете. Общаги в Германии похожи на хостел или коммунальную квартиру: максимум четыре комнаты (у каждого жильца своя) общая кухня, столовая, ванная комната. Соседей я сразу накормила борщом, чтобы они не так боялись медведя, который вместе с водкой и балалайкой сидит под моей кроватью. Мой приятель Аки из Японии постоянно спрашивает о погоде в России, потому что уверен, что там только снег и иногда дождь. Пришлось даже показать ему фильм «Питер FM». Реакция упрямого японца: «Это у вас, наверное, один месяц в году?» 

Когда я поступила в колледж, пришлось переехать в другой город, адаптироваться к новой общаге и новым людям. Иностранцев на квадратный метр почти по одному. Ребята приезжают учиться из Вьетнама, Колумбии, Сальвадора, Кении – в общем, весь земной шар в пятиэтажном доме. Есть те, кто уже давно в Германии, – переехал с родителями, живет у бабушки или просто часто ездил сюда по школьному обмену. Их легко отличить по отсутствию стеснения в общении. Другие, и я в том числе, – максимум полгода учили здесь язык, стесняются, опасаются, но жутко радуются всему происходящему, как будто вытащили счастливый билет.

 

Моя однокурсница сдавала экзамен в Studienkolleg два раза (не смогла сдать с первого). Полгода она ждала второй экзамен в Германии, хотя могла вернуться домой, в Индию, где обеспеченные родители устроили бы её в престижный вуз. Но ей не хотелось, потому что только в Германии, по её словам, она чувствовала себя наравне со всеми остальными. «Мне очень хотелось добиться чего-то самой», – говорит она мне и добавляет: «Я очень устала просто плыть по течению». 

«Ты не найдешь ни одного таксиста, окончившего Hochschule: почти все они отучились в университете» 

Бороться с трудностями действительно приходится. Для русских ребят поступление в немецкий вуз – длинный путь, который приводит на дорожку бесплатного образования в любом направлении почти что с гарантией, что после университета ты действительно сможешь устроиться по своей профессии и перестраиваться в клининг-менеджера не придется. 

Первое высшее образование в Германии бесплатно, а значит только на немецком языке, можно получить в Hochschule (высшая школа) или в университете. Многие боятся, что немецкая Hochschule приравнивается к российскому колледжу, и выбирают для поступления только университеты. Это большая ошибка, так как оба этих учебных заведения являются высшими, и по окончании первой ступени образования студенты получают степень бакалавра. Как сказал мне один немец-юрист: «Ты не найдешь ни одного таксиста, окончившего Hochschule: почти все они отучились в университете». Обучение в университете дает больше шансов для продолжения научной карьеры, получения докторской степени, преподавания. Образование в Hochschule престижно в практических областях – для инженеров, журналистов, социальных работников и других специалистов.

Немецким школьникам после окончания 13 классов (или после окончания Berufschule, приравниваемого к нашему техникуму или колледжу) выдается аттестат зрелости – документ, дающий право на поступление в вуз. Как и в России, в Германии действует система выпускных школьных экзаменов, результат которых влияет на поступление. Вступительные экзамены сдают абитуриенты, которые заявляют себя как будущие художники или медики. Любому иностранцу, в частности русским гражданам, надо получить допуск, равный по значению немецкому аттестату. 

После окончания школы с золотой или серебряной медалью (оказывается, медаль нужна не только для увеличения размера пенсии) или же после немецкой гимназии мы можем поступать в вуз любой федеральной земли Германии. То же самое можно сделать после окончания очного отделения двух семестров российского вуза (заочников и вечерников просим умножить количество семестров на два), сдав дополнительно языковой экзамен. Тип экзамена и необходимый для поступления балл определяется непосредственно учебным заведением. Так что если ты медалист – учи себе немецкий спокойно. А если нет, добро пожаловать в страну приключений! Ведь в таком случае надо будет выбирать, как русскому богатырю: налево пойдешь – четыре семестра русского высшего образования и языковой экзамен найдешь, направо пойдешь – первый курс и колледж найдешь. С первым вариантом схема такая же, как и для медалистов, но на год дольше. Во втором случае после первого курса вуза вы можете поступать на годовое обучение в колледж (Studienkolleg) предвузовской подготовки. Я воспользовалась как раз вторым вариантом, и пока что всё идет по плану. 

Каждый новый семестр в Studienkolleg проходит набор на годовое обучение. Конкурс приблизительно 5-6 человек на место. Ученики – только иностранцы, вернее будет сказать, только умные и целеустремленные иностранцы. В случае успешной сдачи экзаменов нам выдается аттестат, приравниваемый к аттестату окончившего 13 классов немецкого школьника.

 

Польза обучения в таком колледже – целый год на адаптацию. Я общаюсь с таким огромным количеством немецких студентов и преподавателей, что удается очень здорово подтянуть язык. 

Такое образование бесплатное, необходимо вносить лишь семестровый взнос – около 130 евро. Многие немцы после 16-18 лет становятся независимыми от родителей. Те редко дают им деньги и редко видятся с ними. Поэтому немецкие сверстники смотрят на меня, как на белую ворону, если вдруг я упоминаю, что родители оплачивают мою сладкую жизнь. Большой минус, что ученики не получают статус студента во время учёбы в таком колледже. А значит, и за страховку приходится платить, как взрослому, – где-то 370 евро за год. Плюс расходы на проезд – проездной на месяц обходится в 60-80 евро. Если вы рассекаете на велосипеде, это бесценно и бесплатно. 

В список расходов стандартно входят виза, страховка, жильё, еда, транспорт, развлечения. В месяц потребуется около 600 евро. Взамен вы получаете свободное владение языком, знание культурных особенностей Германии, образование и требовательность к высоким знаниям, конечно, если постараться это получить. 

В моих перспективах поступить в немецкую высшую школу по экономической специальности. На мой взгляд, в этом направлении я смогу найти себе место не только в Германии. Здесь существует специальный рейтинг вузов по профессиям. Он показывает, сколько выпускник будет зарабатывать в перспективе, окончив ту или иную программу. Данные приблизительные, но очень помогают определиться в выборе. Также я сразу вижу, как повысится моя зарплата, если буду продолжать учиться в магистратуре. Всё это применительно к немецким и крупным зарубежным фирмам. Жаль, что такого нет в России. Наша образовательная мясорубка (на входе строитель, на выходе директор продуктового магазина) перерубила много человеческих судеб. И, тем не менее, мне бы хотелось вернуться домой после обучения, чтобы пригодиться там, где я родилась.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать