Школьные учителя способны дать необходимые знания. Необходимые в тестовой части. То есть в 12 вопросах, каждый из которых оценивается одним баллом. При 42 первичных баллах и вот такой вот шкале перевода в стобалльную систему. Конечно, такое соотношение баллов за тест и за сочинения (12 к 30) опровергает тезис «ЕГЭ — это просто зубрежка» (в случае с литературой). Вопросы в тесте, к слову, вопреки слухам не сводятся к цвету глаз коня князя Андрея, etc.
Вообще, вот история, которая расставляет все точки над «i» в обсуждении важности знаний: большое сочинение можно написать на 13 баллов из 14, даже не прочитав исходное произведение. Краткого пересказа и статьи из справочника будет вполне достаточно.
Как ни странно, оценка экзамена с пятью сочинениями далеко не субъективна: критерии существуют, притом достаточно жесткие. И, что самое главное, нигде толком не прописанные четче, чем «экзаменуемый убедительно обосновывает свои тезисы» и тому подобные, больше похожие не на критерии, а на очевидные советы.
Всем, кто хоть немного готовился к ЕГЭ, известно, что в "большом" сочинении выпускник должен цитировать, цитировать и еще раз цитировать. Иначе исчезают и без того колеблющиеся на уровне статистической погрешности шансы на вожделенные 14 баллов. Однако мало кто знает, что цитирование крайне желательно во всех пяти сочинениях.
В подавляющем большинстве случаев сама по себе школа не может подготовить к ЕГЭ по литературе как следует. Даже при наличии учителей, прилагающих для этого немалые усилия. В школе вас в лучшем случае научат без ошибок решать тесты. Хорошие репетиторы помогут собрать недостающие знания, которые пригодятся вам при написании сочинений. Вы будете знать, что писать, но по-прежнему не будете знать как. Тут ваш чуть ли не единственный помощник — упомянутые выше товарищи, напрямую связанные с ЕГЭ по литературе.
«Но это же несправедливо!» — воскликнете вы. И, в общем-то, будете правы.