Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Лучшее на СтенеОбразовательная резняисторияМинистр образованияпутешествияурокирейтингуниверситеткуда пойти учитьсялайфхакиРособрнадзорКВНвыставкиГИАPokemon GOегэ 2017ЕГЭматематикавузыИТМОприемная кампаниякаталог сочиненийпабликаторшколаКуда сходитьДизайнермузыкаабитур 2016Наноинженеритоговое сочинениеВПРДля гуманитариевсоветыколонка редактораЕГЭ 2016ФИПИМинистерство образованияАлые парусанаукаПсихологНовыеУчительВасильевалайфхакЛЭТИвыпускнойфизикаВостребованныерусский языкличный опытМного платятГарри ПоттерШкольные проектыкаталог вузовстудентыинтервьюпоступлениеКак сдать ЕГЭобщагаразвлечениякаталог увлеченийКонцертпсихологияувлеченияинформатикалитературавступительныечто посмотретьобразованиеОльга ВасильеваКак сдать ЕГЭ на 100 балловбюджетные местакинокем бытьсвободное времяЖурналистсочинениебудни студентовМедикСПбГУжурфакроботыискусствоДевятиклассникампрограммированиеМГУСтипендияВУЗкнигикак живут студентыОГЭБухгалтерминиатюраолимпиадахимиярейтинг вузовТворческиеробототехникавысшее образование
Кадровый резерв // Как воспитать ценные кадры со школьной скамьи?

Кадровый резерв // Как воспитать ценные кадры со школьной скамьи?

Сегодня, когда дефицит хорошо подготовленных молодых кадров налицо, российские компании начинают присматривать себе талантливых сотрудников на перспективу уже со школьной скамьи. Это не просто необходимость, а часть продуманной кампании, в том числе по формированию образа привлекательной для нового поколения организации.

02.09.2014 | Наталья Александрикова
Просмотры
158

Задача особенно актуальна для тех компаний, на чьем кадровом рынке наблюдается нехватка молодежи, в частности по ряду технических направлений. Как отметила в марте 2014 года вице-премьер Ольга Голодец, в России полтора года устойчиво растет дефицит рабочей силы, он составляет 1,8 миллиона мест, и это является серьезной угрозой и сдерживающим фактором развития экономики.

Более того, согласно данным опроса российских предпринимателей международной организации «Грант Торнтон», которые были представлены в июле, в нашей стране недостаток квалифицированных кадров является одной из главных помех для развития бизнеса. Об этом говорят итоги ежеквартального исследования о предпринимательских ожиданиях и прогнозах, проводимых по заказу Grant Thornton в 34 странах мира. Среди препятствий, тормозящих развитие бизнеса, каждый второй опрошенный предприниматель России поставил на первое место недостаток квалифицированного персонала (50%). Кроме того, опрос PricewaterhouseCoopers показал, что дефицитом кадров обеспокоены 85% руководителей компаний России, сообщило РБК в январе 2014 года.

Диспропорции в выборе абитуриентов тоже говорят о не совсем сбалансированном положении HR-рынка. Многие выпускники школ по-прежнему отдают предпочтение гуманитарным предметам. Так, в 2014 году проценты распределились следующим образом: почти 63% сдавали обществознание, физику ― около 28%, историю ― около 23%, английский язык ― чуть более 11%, а информатику и ИКТ ― почти 10%, тогда как географию ― порядка 4%.

В борьбе за молодые кадры российским компаниям приходится сталкиваться не только с отечественными, но и с зарубежными конкурентами. Примером может служить медицинская отрасль. Согласно данным исследования по изучению миграционных процессов в отрасли по заказу Минздрава при поддержке Национальной медицинской палаты, 22% студентов планируют уехать за рубеж для получения дальнейшего образования, из них после окончания обучения хотели бы остаться работать за границей 44%, передает РИА АМИ. В 2002-2010 годах порядка 750 тысяч – миллиона россиян с высшим образованием уехали из страны, в том числе 1200-1600 кандидатов и докторов  наук, сообщают «Ведомости», анализируя работу «Эмиграция ученых из России: циркуляция или утечка умов» Сергея Рязанцева из Института социально-политических исследований РАН и Елены Письменной из Финансового университета при правительстве России.

Учитывая все эти факторы и последствия сокращения рождаемости в 1990-е годы, компаниям сегодня мало просто рассказывать о вакансиях на ярмарках и днях открытых дверей. Поэтому организации разрабатывают программы по работе с кадровым резервом и спектр соответствующих мероприятий. У каждой компании своя специфика такой работы, но можно выделить несколько общих направлений: 

 стипендии и шефство, патронаж, поддержка материально-технической базы;

♦ оплата обучения;

 конкурсы и олимпиады;

♦ ярмарки вакансий и форумы, конференции;

 практика и стажировки, экскурсии, дни открытых дверей

Стипендии и шефство, патронаж, поддержка материально-технической базы

Стипендии и поддержка образования ― это не просто PR-ход, а эффективный инструмент поиска талантливых кадров со школы или вуза. Преимущества такого подхода очевидны: компания с ранних лет воспитывает кадровый резерв и привлекает в свои ряды лучших молодых специалистов. В этом плане примером для всего российского бизнеса служат крупнейшие корпорации и холдинги. Так, в нескольких дочерних обществах «Газпрома» работают региональные отделения, где школьные выпускники могут пройти подготовку к поступлению в профильный вуз. «Газпром» помогает вузам в создании лабораторной и тренажерной баз, а сотрудники компании там преподают. Ежегодно по результатам конкурса «Газпром» поощряет перспективных студентов 25 именными стипендиями. Только в 2012 году на работу в компанию поступили свыше двух тысяч молодых специалистов, а по данным на 2012 год, 19% сотрудников «Газпрома» ― специалисты до 30 лет.

Именные стипендии школьникам выдает и «Тобольск-Нефтехим». Так, например, стипендиальная программа «Тобольск-Нефтехима» утверждена на 2012-2013 учебный год в процессе сотрудничества компании и подшефной школы. Ученики профильного класса поощряются за успехи в освоении химии, физики, математики и олимпиадные победы.

В июне 2014 года Челябинский меткомбинат (ОАО «ЧМК») вручил стипендии лучшим школьникам Металлургического района. Их получили 11 учеников, отличившихся учебными и общественными достижениями. При этом предприятие отмечает самых перспективных школьников района уже более 10 лет.

Интересна и политика именных стипендий «Россгосстраха». В частности, уже два года стипендии выдают только детям рядовых сотрудников филиалов «Россгосстраха», учащихся на бюджетных дневных отделениях вузов и колледжей. Ежегодно их получают свыше 100 студентов.

Оплата обучения

Оплата обучения ― также актуальный способ привлечения «золотых голов» в компанию, причем гарантированного, так как обучающийся за счет компании обязан потом какое-то время отработать на предприятии. Примером такого сотрудничества является  целевое обучение выпускников школ в опорных технических вузах для ООО «Газпром трансгаз Сургут», при этом перечень вузов обозначен Программой инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года. При этом компания использует комплексный подход, например организует подготовку выпускников к ЕГЭ по физике и математике, выдает стипендии «Газпрома» целевым студентам при отличной учебе, проводит расширенный курс лекций по профилю компании. С целевыми студентами компания оформляет договоры, обязывающие выпускников вуза в течение трех лет отработать в структуре компании.

Конкурсы и олимпиады

Всевозможные конкурсы и олимпиады стали распространенным механизмом выявления самых перспективных молодых кадров. Это могут быть конкурсы на получение стипендий, призов, трудоустройства, а также конкурсы научных разработок и т.д.

Так, например, компания «Сухой» совместно с Московским авиационным институтом организуют олимпиаду по авиации для 10-11 классов. Выигравшим выдают гранты на обучение в МАИ в целевой группе подготовки «Сухого», призы и премии. С целевиками оформляется контракт, дающий право получения стипендии «Сухого», прохождение практики, консультации по теме диплома, гарантированное трудоустройство после выпуска из вуза, а в дальнейшем – получение надбавки молодого специалиста (20-40%).

Интересный конкурсный механизм по развитию кадрового потенциала реализует «РусГидро»: компания проводит конкурс студенческих проектов по гидроэнергетике «Энергия развития». Более десяти победителей конкурса уже работают на сибирских и южных гидростанциях, в проектных и научных институтах, производственном блоке компании. За годы проведения конкурса в нем поучаствовали свыше пятисот студентов и аспирантов из почти 100 вузов России. Победители получают сертификаты на зарубежную стажировку.

На базе ООО «Газпром добыча Ямбург» проходят конкурсы на право трудоустройства в дочерние организации «Газпрома». Так, ежегодно конкурс молодых специалистов «Успешный старт» организуется в Новом Уренгое. За время их существования в них участвовали свыше  1,5 тысяч человек, сертификаты на трудоустройство выданы 182 участникам. Участвовать в таких конкурсах могут выпускники вузов и учреждений среднего профессионального образования, окончившие учебу не позднее года назад.

«Росгосстрах» проводит конкурс научных работ и рефератов по страхованию среди студентов на денежные призы компании. В 2013-2014 учебном году в нем участвовали студенты 87 российских учебных заведений. 

Ярмарки вакансий и форумы, конференции

Ярмарки вакансий и форумы, конференции ― результативный событийный инструмент, позволяющий компаниям лицом к лицу взаимодействовать с молодежью. Примером такой работы является апрельский форум для старшеклассников о выборе будущей профессии «Старт карьеры» в Москве. В рамках него прошли  мастер-классы, тренинги, конкурсы, бизнес-игры от десятков ведущих мировых компаний: Coca-Cola Hellenic, «АльфаСтрахование»,  Leroy Merlin и др. Форум вызвал большой интерес молодежи и собрал около 5 тысяч участников.

В Москве также проводится специализированная ярмарка вакансий для студентов и выпускников технических вузов «Технократия 2014». В ней участвуют десятки крупнейших компаний-работодателей, молодежь может ознакомиться с презентациями от российских и зарубежных компаний, пройти мастер-классы, деловые игры и получить консультации по вопросам построения карьеры, а также лично пообщаться с HR-директорами, передать резюме и пройти предварительное собеседование.

Что касается конференций, то, например, «Роснефть» проводит Межрегиональную научно-техническую конференцию молодых специалистов из дочерних обществ компании. Молодые ученые представляют инновационные и исследовательские проекты по всем направлениям деятельности «Роснефти». Победители получают премии, а лучшие проекты внедряются в дело.

Практика и стажировки, экскурсии, дни открытых дверей

Практика и стажировки уже давно зарекомендовали себя как действенный метод работы по формированию кадрового резерва. Компании предоставляют свои площади для практик и стажировок в надежде, что молодые специалисты заинтересуются работой на предприятии. Так, порядка 120 студентов каждый год проходят практику в конструкторском бюро ОАО «Компания Сухой» «ОКБ Сухого», а некоторые уже в вузе учатся по специализированным программам «Сухого» и получают именные стипендии. Каждый год свыше 5 тысяч студентов проходят практику в «Газпроме». Студенты 4-го курса бакалавриата МФТИ могут пройти двухгодичную стажировку в компаниях «Газпром нефть» и «Роснефть» в период обучения в магистратуре. 

В рамках работы с учебными заведениями холдинг «Росгеология» предлагает студентам пройти преддипломную практику на предприятиях холдинга, где они на практике осваивают знания. За практикантом закрепляют наставника.

Что касается экскурсий, то, например, «Газпром» организует ознакомительные экскурсии для лучших учащихся профильных вузов на свое производство.

Зарубежные компании

Привлечением российской молодежи занимаются и зарубежные компании. В частности, студенты Национального исследовательского Томского политехнического университета 2-3 курса могут поучаствовать в конкурсе на стипендию от компании «БиПи Эксплорэйшн Оперейтинг Компани Лимитед» (BP). Это 10 стипендий по 10 тысяч рублей в месяц. При этом ВР отдает предпочтение студентам-отличникам, изучающим такие направления, как нефтяной и газовый бизнес, добыча, переработка нефти и газа, макроэкономика и др.

Компания PepsiCo реализует программу развития молодых специалистов, дающую молодым специалистам с опытом работы до двух лет возможность начать и продолжить карьеру в компании. Кроме того,  PepsiCo  осуществляет программу оплачиваемых  стажировок для студентов и выпускников вузов «Все вкусы успеха», что позволяет молодежи без опыта работы стартовать в компании.

Coca-Cola Hellenic в России предоставляет возможность для выпускников и молодых специалистов участвовать в программе подготовки будущих менеджеров – Coca-Cola Hellenic Management Trainee Program. Молодые кадры могут построить карьеру от выпускника до линейного руководителя.

 

Таким образом, сегодня, чтобы выстоять в конкурентной борьбе за самые умные и перспективные молодые головы, российскому бизнесу необходимы четкие стратегии, рассчитанные на годы вперед, и системная работа. Судя по статистическим данным, борьба будет только усиливаться, поэтому выиграют ее те организации, в которых HR-политика используется как реально работающий механизм по выявлению, привлечению и удержанию молодых кадров. 


Автор материала: старший специалист проекта Rosolymp

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать