Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

приемная кампанияобщагаИТМОкуда сходить на неделешколаолимпиадаегэ 2017УчительYoutubeискусствоМинистерство образованияСПбПУДевятиклассникамВостребованныевыпускнойпабликаторкаталог сочиненийвыставкиМГУПосле 9-го классакуда пойти учитьсяпоступлениежурфаксоветыпутешествияВсероссийская олимпиада школьниковСПбГУТворческиевузыАлые парусаКаталог вузовкиноувлеченияличный опытстудентымузыкасочинениеШкольные проектыуниверситетВасильеваКуда сходитьфизикаканикулырусский языкЛучшее на СтеневступительныерейтинглайфхакМного платятЕГЭолимпиадыколонка редактораВыходныелитературавысшее образованиеВУЗPokemon GOОльга ВасильеваразвлеченияЛЭТИМинистр образованияКонцертКВНРособрнадзорНовыеДля гуманитариевОбразовательная резнякнигиобразованиеинтервьюВКонтактеКак сдать ЕГЭ на 100 балловкем бытьФИПИпсихологиябудни студентовкаталог увлеченийпортфолиоисториясвободное времяурокиитоговое сочинениеОГЭчто посмотретьСтипендияМедикЧто почитатьматематикаГарри Поттер и проклятое дитяКак сдать ЕГЭГарри Поттерробототехникаабитур 2016Новый годкак живут студентыЖурналистроботыВПРДизайнер
«Менеджером можно стать и без образования…»

«Менеджером можно стать и без образования…»

Как меняется в современном обществе отношение к высшему образованию? Зачем инженерам экономика? И почему «платные» студенты – это хорошие студенты? Об этом «Пяти углам» рассказал профессор Даниил Александров, заведующий лабораторией социологии образования и науки НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

08.09.2014 | Наталья Александрикова
Просмотры
654

Роль высшего образования в современном обществе сильно изменилась. Еще сто лет назад школьное образование получало меньше людей, чем сейчас заканчивает вузы. Тогда для работы и успешной карьеры достаточно было окончить хорошее учебное заведение – реальное училище или гимназию. И лишь для работы в специальных областях, где требовались особенные знания, нужно было получать высшее образование. Такими областями всегда были юриспруденция, медицина, сложная инженерная работа. Собственно, с этого и начинались университеты. У англичан есть такое выражение – «Its not a rocket science» («это не очень сложно»). Так вот, любой инженер в конце XIX – начале XX века был человеком масштаба rocket science. Их было очень мало, они занимались серьезным делом и получали очень много денег. Вот для чего было нужно высшее образование.

Образование ради образования

Современная установка – это когда после школы нужно еще несколько лет поучиться в колледже каким-то общим вещам – литературе, философии – чтобы потом стать менеджером. Ведь, в принципе, менеджером можно стать и без этого. В развивающейся экономике спрос на такое высшее образование растет и начинает в какой-то момент становиться самодовлеющим. Где-то в 90-е годы, сами не заметив, мы перешли тот рубеж, когда люди стали получать образование не потому, что оно им нужно, а просто потому, что так принято. Если раньше высшее образование для многих было средством прихода в какую-то профессию, для получения какой-то должности, то сейчас оно стало ценностью само по себе. Как же, все учатся – и я буду учиться!

И это мы видим по тому, как подают документы студенты. Например, на факультеты экономики, менеджмента и социологии надо сдавать математику, а на факультеты истории, политологии и юриспруденции – не надо. И они подают на все три факультета одновременно, потому что им в каком-то смысле все равно. Это прямое свидетельство того, что ценностью для них является само высшее образование, оно перестало быть инструментом получения нужной профессии. Работу они будут искать другим образом. И поэтому не имеет значения, какой факультет выпускники окончат: во многом их будущее может оказаться схожим, например они станут менеджерами.

Общее или специальное?

Отчасти эта ситуация связана с тем, что у нас устаревшая модель образования и номенклатура специальностей. В современном мире побеждает англосаксонская, или англоамериканская, модель. Там, поступая в университет, студент первые несколько лет учится неким общим вещам: древним языкам, литературе, математике… А потом идет работать, например, в министерство иностранных дел. Русская модель – это окончить МГИМО и пойти в министерство иностранных дел. Но дипломатия – это искусство, а не наука, ее нельзя освоить в классе. Поэтому четыре года в британском или американском колледже тратятся на языки, историю, на какие-то общие полезные предметы.

У нас же до сих пор сохраняется система, при которой школьник в 17 лет выбирает узкую специализацию. Конечно, человек в этом возрасте не может знать, куда его заведет жизнь. И поэтому не приходится удивляться, что многие меняют свою специальность на втором-третьем курсе, в крайнем случае берут вторую специальность. Например, в инженерном вузе студенты часто начинают учить экономику и менеджмент, полагая, что это сочетание точно поможет им устроиться в жизни. Еще неизвестно, в какой области, – но они понимают, что два диплома лучше, чем один.

Если бы всех брали, например, на специализацию «Инженерное дело», а потом после первого-второго курса путем сортировки делили студентов по специальностям, то у нас было бы меньше необходимости менять направление. В нашем университете мы вот что придумали: у студента, который учится на какой-либо специальности по российской номенклатуре, будет возможность выбрать вторую специальность – minor. Это, например, международные отношения, международный менеджмент или data science, наука о данных. Если наш социолог или политолог хочет работать в международной компании, он сможет пойти на англоязычную программу – и так у него, по крайней мере, будет больше степеней свободы.

В современном обществе образование вообще перестает быть какой-то отдельной, обособленной задачей. Мало поступить в вуз и отучиться в нем четыре года. Пополнение знаний должно продолжаться всю жизнь, поэтому придется постоянно добирать дополнительные курсы, посещать мастер-классы и тренинги, чтобы развивать необходимые в процессе развития карьеры навыки. Коллеги из американского технологического института рассказывали мне, что самым полезным их студенты назвали курс бизнес-письма. Они обнаружили, что мало создать инженерную разработку – надо убедить остальных в том, что она действительно нужна.

Почем диплом?

Мне кажется, что мы достигли того состояния, когда студентам все равно, платное или бесплатное образование они получают. Просто у кого-то есть деньги, а у кого-то их нет. Но представление о том, что бесплатное образование – это хорошо, а платное – это плохо, уже исчезло. Более того, опросы показывают, что большинство населения страны готово платить за высшее образование. Вопрос в том, сколько. В своих исследованиях я сталкивался с людьми, которые получают социальные пособия по бедности, а дочка в семье учится платно (правда, в областном вузе, где платить надо мало). Потому что она хочет научиться рекламе и пиару, а там весь прием на эту специальность, понятно, платный.

В конце 90-х годов существовало повсеместное убеждение, что платные студенты – это ленивые студенты, которые плохо учатся. И даже в начале 2000-х мнение преподавателей оставалось таким же. Причем сами студенты в это время уже почти не отличали платных сокурсников от бесплатных. Помню случай, в одном московском вузе профессор объявил очень трудный факультатив и потом рассказал, что к нему ходят всего семь человек, и из них пять – платные студенты. Тогда у меня родилась гипотеза, что есть градация вузов по качеству коммерческих студентов. Если это очень хороший вуз, то там и платные студенты будут очень хорошего качества. Ведь они туда идут не потому, что не хотят учиться, а потому, что они что-то сдали не так хорошо, чтобы попасть на бюджетное отделение. Но они хотят, чтоб было интересно и трудно, и идут на сложные специальности в хорошие вузы.

Сейчас у меня такое впечатление, что в нашем вузе вообще никакой разницы между коммерческими и некоммерческими студентами нет. И среди платных студентов есть удивительно мотивированные и талантливые. Хотя, конечно, при нашей системе они ко второму курсу перестают платить, потому что учатся на все пятерки и переводятся на бюджет.  

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать