Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

кем бытьвысшее образованиеМГУкиноВостребованныерусский языкКуда сходитьРособрнадзорСериалАлые парусавыпускнойискусствопоступлениеPokemon GOУчительегэ 2017ЛЭТИДевятиклассникамКак сдать ЕГЭкаталог сочиненийрейтинг вузовНовыеПсихологфизикаолимпиадаОГЭабитур 2016СПбПУВетеринарДля гуманитариевприемная кампанияшколаЕГЭ 2016общагаМинистр образованияитоговое сочинениеколонка редактораМинистерство образованияИТМОШкольные проектысвободное времяпутешествияисторияВасильеваТворческиеФИПИинформатикаДизайнеробразованиешкольникиЖурналисткаталог увлеченийжурфакличный опытОльга ВасильеваВПРлайфхакивступительныевузыпсихологиякак живут студентыбудни студентовдополнительные баллырейтингразвлеченияКаталог вузовуниверситетПосле 9-го классаинтервьючто посмотретьпабликаторМедикурокиувлечениякуда пойти учитьсяСтипендияОбразовательная резнястудентысочинениематематикаЕГЭкнигиКак сдать ЕГЭ на 100 балловпрограммированиебюджетные месталайфхаккитайский языкробототехникалитературароботыКонцертМного платятГарри ПоттервыставкиЧто почитатьЛучшее на СтенеСПбГУмузыкаВУЗ
Светлана Красовская: «В центре сочинения должен быть не Грин, не Ассоль…»

Светлана Красовская: «В центре сочинения должен быть не Грин, не Ассоль…»

До итогового сочинения осталось меньше месяца, а вопросов у школьников и учителей меньше не стало. Что такое «литературоцентричность» сочинения? Насколько глубоким должен быть анализ произведения? На какие тексты надо ориентироваться? С этими вопросами попыталась разобраться Светлана Красовская, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение».

11.11.2014 | Наталья Александрикова
Просмотры
350

Главное, что в своем выступлении перед учительской аудиторией подчеркнула Светлана Игоревна: литературное произведение в итоговом сочинении должно носить характер именно аргумента, доказательства, но не цели. В качестве примера она привела тему из рекомендаций Рособрнадзора – «Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?».

«Прежде всего ученик опирается на свой собственный опыт, и, конечно, он может иметь свою позицию и уже относительно этой позиции подбирать тексты», – советует Красовская и объясняет, почему не стоит сразу начинать с выбора литературы: «Если мы захотим использовать в качестве примера повесть Грина «Алые паруса» и начнем анализировать «Алые паруса» как произведение – его проблематику, систему образов, ответим ли мы на вопрос? В центре сочинения должен быть не Грин, не Ассоль, а ответ на заданную тему».

В подборе литературных аргументов автор методических пособий предлагает старшеклассникам использовать не только «близкие» произведения, прочитанные в 10-11 классе, но и вспомнить более «легкие» тексты. «В старшей школе объем чтения программных произведений снижается: дети часто читают что-то не по программе, – объясняет она. – Поэтому можно обратиться к тем текстам, которые были изучены в основной школе, когда школьники еще прилежно читали программную литературу».

В конце лекции Светлана Красовская ответила на ряд волнующих учителей и школьников вопросов.

— Есть ли какой-то «джентльменский набор текстов» для каждой темы? Можно ли использовать произведения, которые ученики читают вне школьной программы?

— Если школьники будут опираться только на то, что они читают, они рискуют оказаться непонятыми. А классика – это то, что понимают все. И если они будут использовать литературную классику, то проверяющий эксперт их точно поймет. Поэтому если ты приводишь специфический аргумент, то проведи аналогию с классическим произведением.

Что касается «джентльменского набора», то как, например, решить «спор поколений» без «Отцов и детей», без «Войны и мира»? Как обойтись без «Горя от ума», «Недоросля»?

— Можно ли при аргументации апеллировать к сказкам? И будет ли засчитан за аргумент пересказ каких-то элементов биографии писателя?

— Любой пересказ не может быть аргументом. Тем более пересказ биографии писателя. Это одна из типичных ошибок: анализ это не есть пересказ. А что касается сказки, я думаю, что это допустимо. Конечно, когда мы говорим «литературный аргумент», то мы имеем в виду в принципе словесное искусство.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать