Концепцию преподавания обновленной «Технологии» в Минобрнауки подготовят уже к 2017 году. Тут решили, что традиционные знания и умения школьникам в недалеком будущем уже не понадобятся, и решили усовершенствовать образовательную программу таким образом, что через пару лет здесь будут выделены отдельные часы не только на изучение 3D-принтеры, но и на работу с ними.
В некоторые российские школы печатные машины уже поступили. Например, в Воронежской области закупили аж целых 50 штук и собираются целенаправленно обучать школьников работе на них. Здесь создали специальный Центр аддитивных технологий (аддитивное производство – производство с помощью 3D-принтеров), и ребята, которые будут параллельно обучаться в Центре, в дальнейшем смогут поступить уже в Воронежский госуниверситет на соответствующую кафедру. Правда, с будущим трудоустройством пока неясно – всё-таки в России производство с помощью 3D-принтеров не конвейер еще не поставлено, зато оно успешно развивается в США и Европе, например. Хотя, судя по скорости прогресса, за три-четыре года и в нашей стране наверняка успеют подготовить рабочие места для первых выпускников кафедры аддитивных технологий.
В ногу с прогрессом зато идут в Финляндии. Здесь уже с нового учебного года отменяют обучение слитному написанию букв. Звучит странно, однако, в управлении образования считают, что гораздо продуктивнее – развивать навыки печати на клавиатуре, а для письменной речи оставить печатное написание букв. Минна Харманен, председатель управления образования страны, пояснила Guardian, что навык слитного написания букв перестал быть необходимым.
«Мы использовали слитное письмо, чтобы писать быстрее, – цитирует Харманен «РИА Новости», – но сегодня дети начинают учиться писать слитно только во втором классе (в возрасте восьми лет), и у них уходит год, чтобы освоить этот навык настолько, чтобы больше задумываться над смыслом написанного, а не над самим процессом».
Мы поинтересовались среди российских школьников и выпускников, как сегодня, на их взгляд, следует обучать письму. Из тысячи опрошенных более 75% считают, что в школах надо обучать и письменным, и печатным навыкам. Почти 13% – «олдфаги», ратующие исключительно за слитное написание. Порядка 7% полагают, что сейчас нужно обучать печатанью, а затем – слепому набору. И еще 5% голосуют только за печатные буквы.
Тем не менее, решение финнов кажется логичным, учитывая, что сейчас при трудоустройстве основополагающие навыки – и свободное владение компьютером, и высокая скорость печати. Хотя ученые и настаивают на том, что обучение слитному написанию стимулирует работу мозга и развивает мелкую моторику, но их протесты за грохотом конвейерной машины, производящей рабочую силу, увы, уже никто не слышит.