Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

исследованиепабликатормузыкавыпускникифизикалитературажурфакДевятиклассникамВПРВыходныеВШЭрейтингегэ 2017советыОГЭвыпускнойкуда сходить на неделеВКонтактеМного платятобразованиепонятияшколародителиРособрнадзорВостребованныеКак сдать ЕГЭрусский языкОльга ВасильеваКаталог вузовканикулыВсероссийская олимпиада школьниковАлые парусаинформатикаЛЭТИфестивальбудни студентовкиберспорткем бытьМинистерство образованияитоговое сочинениеНовыеТворческиеспектакльPokemon GOразвлеченияВУЗчто посмотретьстудентыИТМОкнигикаталог увлеченийлайфхакСоветкуда пойти учитьсякиноЧто почитатьМинистр образованияНовый годолимпиадыСПбГУКонцертКаталог профессийматематикаКак сдать ЕГЭ на 100 балловкаталог сочиненийробототехникаДля гуманитариевИгра престоловкуда сходить в выходныеэкзаменЛучшее на Стеневыставкаколонка редактораПсихологошибкиувлечениявыставкиYoutubeМГУГарри ПоттерКуда сходитьхимияСочинениеличный опытЯндексуниверситетгеографиявузыолимпиадакак живут студентыпсихологияжурфак за и противвысшее образованиепутешествияисторияпоступлениеВасильеваФИПИДень открытых дверей
И тянется рука к перу… // Выпускное сочинение на 10 баллов

И тянется рука к перу… // Выпускное сочинение на 10 баллов

Шесть лет назад школьная программа осталась без итогового сочинения. Почему же сейчас оно вернулось, и как сдать первый выпускной экзамен «на все 10»? Об этом рассказывает Мария Багге, председатель конфликтной комиссии и заведующая кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

01.10.2015 | Юлия Рожнова
Просмотры
391

-Почему сочинение как выпускной экзамен возвращается?

- Потому что человеческая речь, в том числе в первую очередь  письменная,  – это средство не только общения, но и мышления. И если мы хотим воспитать человека глубокого, думающего, понимающего суть вещей, то нам обязательно нужен инструмент, средство, которое позволит ему это делать научиться думать. И вот с этой точки зрения сочинение необходимо. Последние годы как раз это доказали.

- Еще недавно мы все писали сочинения. Разве сейчас их не пишут?

- Пишут, кто-то больше, кто-то меньше.  Но любой экзамен предполагает систему подготовки, без упражнений, тренировки не достигается ни одно умение, и  умение писать сочинение будет проверено на экзамене. Поэтому экзамен заставляет тренироваться, или стимулирует желание тренироваться, если угодно. В далекие времена, еще советские, была норма выполнения письменных работ. В старших классах – семь обязательных сочинений. Они были контрольными, полагались еще обучающие сочинения, потому что за одно, или даже за 7 сочинений нельзя  достичь совершенства. Нужна подготовка, ответственность. И сегодня эта норма никуда не делась, и в программах обучения все прописано. Но тут очень многое зависит от профессиональной ответственности педагога, от того, в чем  он видит свою задачу, на чем делает акцент в преподавании литературы. Если просто натаскивать на ЕГЭ, или если дети только слушают, что говорит учитель, а не читают, а потом не  записывают своих рассуждений о прочитанном, навыки написания сочинений не появятся, никакого развития речи не будет.

- Может быть дело в том, что гуманитарные науки у нас сейчас отодвинуты даже не на второй, а на третий план?

-Так было всегда. По крайней мере, на моей памяти. Раньше приоритет в сознании общества отдавался техническим наукам, сейчас информатике. Но мне кажется, что сегодня возникает понимание значимости гуманитарных наук. Мы заговорили о духовности, о своей истории,  о культуре речи, куда входит умении убеждать собеседника, а ведь это все связано с гуманитарными науками, и это именно они обращаются к нравственным постулатам,  показывают, что человек не средство, человек – цель.

- Чем же нынешнее сочинение отличается от тех, что наше поколение писало лет 7-8 назад? Или от тех письменных работ, что сейчас ребята пишут в части «С» по русскому языку? Там, кстати, есть понятные шаблоны, критерии…

- Если человек написал по шаблону и получил хороший балл, скорее всего, он понимает то, о чем пишет. Так что в самих шаблонах ничего плохого нет. Другое дело, что далеко не все темы подходят для «шаблонного понимания», поэтому если ученик написал сочинение по шаблону, не разобравшись в теме и  проблеме, в его сочинении будет  отсутствать мысль, авторская (его собственная)позиция. Если коротко – нам желательно увидеть в письменной работе не формальный набор аргументов, а движение мысли, позицию автора сочинения, ну и, естественно, – знание дела.

- А не получится, что одно и то же сочинение в одном месте оценят выше, а в другом – ниже? Как оценить проверяющим – формальные аргументы или нет, позиция автора оригинальная или заимствованная?

- Тут все зависит от объективности педагогов, профессионального уровня. Но учителя, думаю, тоже повышают квалификацию, приступая к проверке сочинений как вида итоговой аттестации. Проверка сочинений – это хороший способ договориться в педагогическом сообществе, какое сочинение мы считает отвечающим требованиям к выпускному сочинению, какое – нет. Это во-первых. А во-вторых, – мы прожили с новым сочинением только один год. Достаточного опыта еще нет, чтобы сделать выводы, что сочинение действительно проверяет знания и умения выпускника. Но посмотрим на ЕГЭ. Сравним работы, которые мы получали в самом начале введения этой формы аттестации, с теми, что имеем сейчас. Совершенно очевидно, что проделан огромный труд и учителями, и детьми. Работы стали  качественнее, полнее, интереснее.  Думаю, так же будет и с сочинениями.

- А по каким критериям вузы оценивают школьников?

- По тем же самым, что и школы. Все должно быть ясно и открыто еще до начала экзамена. То, что для экспертов, учителей является критериями оценивания, для учащихся – требования.

- Пока некоторые вузы добавляли за сочинение только 1 балл, другие –10. Почему такой разброс?

- Думаю, это связано с уровнем конкурса – там, где он выше, там более высокие требования и более высокий балл. Там, где конкуренция меньше, соответственно, и требования ниже. И потом, многое зависит от профиля факультета, на матмехе вряд ли необходимо добавлять 10 баллов за хорошее сочинение, а на гуманитарных факультетах – почему бы и нет, если сочинение того заслуживает?

- Этот год для сочинения был, можно сказать, пробным. А в следующем можно ждать ужесточения требований?

- Какие-то поправки, конечно, будут. Любая предметная комиссия по результатам экзаменов пишет большой аналитический отчет. Уже в сентябре-октябре все рекомендации и изменения должны быть вывешены, чтобы с ними могли познакомиться рядовые учителя и ученики.  Так что учитесь писать сочинения, их ценность измеряется не только  баллами.

Что писать и как готовиться:


  1. Всегда следуйте требованиям программы. В сочинении не будет ничего такого, чего не было в программе.

  2. Обязательно читайте сами произведения, а не их краткое содержание.

  3. Отличайте позицию автора произведения от позиции  персонажей. Художественный текст – не слепок реальной жизни, обращайтесь к мысли автора, а не к мыслям героев, которые он создал; очень часто автор спорит со своим героем.


  1. В работе можно использовать просторечия или сленг, но у такого приема обязательно должна быть цель: выражение иронии или передача речи героя.  Не забудьте про кавычки.

  2. Используйте разговорную речь только в качестве средства выразительности.

  3. Следите за логикой повествования. Не давайте посторонним идеям, лишь косвенно связанным с основной темой,  становиться стимулом  и уводить вас в сторону от основной мысли. Письменная речь всегда целенаправленна и структурирована, продумывайте свое высказывание.

  4. Повторите правописание частиц «не» и «ни» с разными частями речи и правописание производных предлогов: слишком часто стали писать предлог в течение с буквой и на конце.

  5. Вдумывайтесь в смысл слов. Слово кардинальный не имеет отношение к координатам, но является родственником слов с корнем кард (кардинал, кардиостимулятор и пр.)

  6. Не забывайте ставить точку в конце предложения! Это очень характерная ошибка для нашего времени 0 отсутствие точки. Сочинение – не SMS-ка.

      10.Тренируйтесь.  Других способов подготовки просто нет. Хочешь  быть счастливым –
            будь    им, хочешь хорошо писать сочинения – пиши их.



Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать