Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

каталог сочиненийПетицияшколаМного платятАлые парусавыпускнойКаталог вузовлитератураПсихологпрограммированиеОГЭвысшее образованиеКонцертДевятиклассникамматематикаНевская лигачто посмотретьинформатикаувлечениякаталог увлеченийкуда пойти учитьсяурокиДизайнерискусствоФотографисторияНовыеГарри ПоттерЖурналистразвлеченияпабликаторPokemon GOфизикакак живут студентыСПбПУУчительколонка редактораобразованиеДля гуманитариевМинистр образованиямузыкалайфхакМГУлайфхакиСПбГУприемная кампанияИТМОвступительныеКуда сходитьегэ 2017путешествияробототехникабудни студентовЛучшее на Стенебюджетные местаабитур 2016Бухгалтеркем бытьолимпиадаличный опытпоступлениерейтинг вузовСтипендияКак сдать ЕГЭкнигиТворческиеобщагауниверситетвыставкипсихологияПосле 9-го классароботыобществознаниеЕГЭинтервьювузывыпускникикиносочинениерусский языксвободное времяКак сдать ЕГЭ на 100 балловОльга ВасильеваВостребованныеВасильеваШкольные проектыстудентыВУЗРособрнадзорМинистерство образованияЕГЭ 2016Образовательная резняЛЭТИЛогистжурфаколимпиадыМедикитоговое сочинениерейтинг
О чем писать в сочинении // Шпаргалка «ПУ»

О чем писать в сочинении // Шпаргалка «ПУ»

Что приводить в пример на темы «Складывание характера» и «Истинные и ложные ценности в жизни» и вспомнить, в каком произведении говорится о проблеме свободы личности. Публикуем краткую табличку с полезными рекомендациями для написания сочинений по разным темам.

05.11.2015 | Катерина Абрамова
Просмотры
342

Спойлер: произведения для примеров всё же придется прочитать.

   Тема сочинения

                                                Литературные примеры

Пьянство

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Мармеладов пьянствовал, осознавал бедственное положение своей семьи, но не мог найти в себе силы что-то изменить).

М. Горький «На дне» ( Актер – пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности своей жизни. Из-за пьянства он забыл своё имя, любимые монологи, роли)

Самовоспитание

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Базаров считал , что каждый сам должен себя воспитывать. Он типичный нигилист, идея самовоспитания вытекает из сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть самовоспитание)

Роль родителей в образовании детей

И.А. Гончаров «Обломов» (Характер Штольца. Родители воспитывали в нём жесткость, требовательности с одной стороны, и доброту и мягкость с другой. Благодаря всем качествам, он многого добивается во взрослой жизни. Из-за воспитания отца Андрею не хватает душевной мягкости, тонкости натуры)

Д.И. Фонвизин «Недоросль» ( Воспитание Митрофана. Невежество, в котором рос Митрофан, и домашние примеры вырастили в нём изверга, такого же, как и его мать)

Труд

М.М. Пришвин «Кладовая солнца» ( Митраша и Настя в годы ВОВ остались без родителей, но упорный труд помог маленьким детям не только выжить, но и заслужить уважение односельчан)

И.А. Гончаров «Обломов» (Штольц видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. Он не может существовать без движения, без труда, в отличие от своего друга Ильи Ильича)

А.Ию Солженицын «Матрёнин двор» (Главная героиня привыкла всю жизнь трудиться, помогать другим людям, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. Героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части своей жизни)

Безответная любовь

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна влюбилась в Онегина и любила его всю жизнь. Она написала ему письмо и ждала объяснения, надеясь на взаимность, но не получила этого. Со временем она становится недоступной и величавой. И тут Онегин пишет ей письмо, но судьба не даёт ему шанса, Татьяна замужем и не предаст своего мужа)

А.И. Куприн «Гранатовый браслет» (История генерала Аносова. Судьба Желткова)

Деревенский уклад

В. Распутин «Прощание с Матёрой» (Матёра – остров, одноименная деревня, которую обживали крестьяне 300 лет. Вместо деревни хотят построить электростанцию, а её снести. Но люди не хотят этого, пытаясь отстоять свою деревню)

Межнациональные отношения

К.М. Станюкович «Максимка» ( история спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, показывает, что каждый имеет право на свободу, любовь, заботу, независимо от расы, цвета кожи)

С. Довлатов «Понадобилось мне» ( Кеннет Бауэре, герой очерка, всех людей мира считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих)

Ю. Бондарев «Берег» (Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность – это стремление преодолеть национальные и идеологический барьеры)

Взаимоотношение людей и животных

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него – родная стихия , и он переживает за её обитателей)

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (история поскользнувшейся и упавшей лошади и черствой насмехающейся толпы)

Развитие и сохранения русского языка

И.С. Тургенев. Писатель признавался, что родной язык для него является не только средством общения, но и «надеждой и опорой» всей жизни. Он призывал любить, беречь и правильно пользоваться родными словами. «Во дни сомнений, во дни тягостный раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный язык!»

А.И. Куприн, говоря о чистоте и красоте речи, утверждал, что русский язык становится красивым, выразительным и вместительным лишь в «умелых руках и опытных устах». В этом залог формирования правильной речи. Поэтому так необходимо изучать русский язык , правильно пользоваться им , не засорять родную речь

Вмешательство науки в природу и человека

Человек и природа

М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский – задумывает соревнование с природой, он хочет создать нового человека путём пересадки собаке человеческого мозга. В результате появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Учёный должен быть ответственен за свой эксперимент , должен видеть последствия своих действий , понимать разницу между эволюционным изменений и революционным вторжением в жизнь.

М.А. Булгаков «Роковые яйца» (лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов , враждебных всему живому , убивающих и пожирающих его)

В. Астафьев «Царь-рыба» Судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей жестокости)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» ( Базаров отвергает всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека – как работника. Аркадий, друг Базарова, наоборот, относится к ней со всем присущим молодой душе восхищением. Каждый из героев проходит проверку природой. Аркадию с помощью неё удаётся залечить душевные раны.

И.С. Тургенев «Записки охотника» (Герой рассказа – Касьян с Красивой мечети, исходил половину страны и узнал новые места. Это человек ощущал свою неразрывную связь с природой и мечтал, чтобы жил всяк человек в довольствие и справедливости)

М.М. Пришвин «Кладовая солнца» (маленькие герои отправляются в лес за клюквой. Много испытаний выпадает на долю детей, прежде чем они понимают, что жизнь – это та самая «кладовая солнца», сокровища которой открываются не каждому и не просто так)

Проблема свободы личности

М. Горький «На дне» (Есть ли на свете способ вырваться на свободу из порочного круга жизненных забот и желаний? – главный вопрос данной пьесы. Также Горький пытается найти ответ на вопрос «можно ли считать свободным человеком того, кто смирился?». Таким образом, противоречия между правдой раба и свободой личности – вечная проблема)

А.Н. Островский «Гроза» (противостояние злу, тирании привлекало особое внимание русских писателей 19в. Молодая, одарённая женщина, Катерина – сильная, свободолюбивая натура – бросает вызов тирании. Конфликт завершился трагически)

А.П. Чехов «Человек в футляре» (Образ Беликова приводит к мысли о глубочайшей враждебности человека к господствующим отношениям. Он говорит о тяжелом заболевании современного общества с его государственностью, собственностью и прочими основаниями)

Наглость и хамство

А.Н. Островский «Гроза» (Дикой – типичный хам. Его называют ругателем, пронзительным мужиком, воином, всё говорит о сварливости и нервозности, о привычках губить окружающим.

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (Простакова своё хамство считает нормой, ведь она хозяйка, которой никто не смеет перечить, поэтому у неё Трошка – скот, болван, воровская харя)

Складывание характера

Л.Н. Толстой «Война и мир» (семья Ростовых: всё строится на искренности, честности, доброте, поэтому и дети становятся настоящими хорошими людьми.)

И.А.Гончаров «Обломов» (детство Обломова прошло в родовом имении – Обломовки . Илюша был резвым мальчиков, хотел движения, впечатлений, но родители огораживали его от всего этого, ничем не обременяя, запрещая любую свободу. Атмосфера лени, нежелание учиться, мыслить, всё это уродует его душу. И во взрослую жизнь вошел, не приспособленный к ней)

Истинные и ложные цели в жизни

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (писатель приветствует прозрение Раскольникова, ведь его теория стала источником страданий и внутренней борьбы. В реальности обнаружилась несостоятельность мнимых желаний студента)

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» (писатель отрицает жизнь, которую ведёт ГГ. Он показывает, как ничтожна такая жизнь. Главная идея – перед смертью все равны, поэтому жизненная цель должна быть такой, чтобы после смерти осталась о тебе память)

Скука

Произведения Чехова (Чехов выражает протест против обыденности. Нужно мечтать о новом и прекрасном, для этого необходимо много работать, учиться)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (поиски смысла жизни Онегина)

Чинопочитания

А.П. Чехов «Толстый и тонкий» (встреча Толстого (чиновник) и тонкого (бедняк). Тонкий начинает унижаться и т.д., и не может вести нормальный диалог)

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин уверен, что нужно всем угождать и т.д.)

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (все чиновники берут взятки, среди них процветает подлость, невежество, произвол властей)

Эгоизм и равнодушие

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин – эгоист поневоле . Он равнодушен к другим, и делает их несчастливыми. В итоге разочарован и одинок)

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин – безжалостный и черствый человек, похищает Бэлу , хотя даже её не любит.)

Ф.М. Достоевский «Преступление и Наказание» (эгоист Раскольников, хочет утвердить свою силу и т.д.)

Истинные и ложные ценности

Л.Н. Толстой «Война и мир» ( Курагины, чья главная ценность в жизни –деньги. В доме Ростовых всё наоборот)

М.А.Шолохов «Тихий Дон» (Григорий Мелехов  на протяжении долгого времени пытается найти ответы на важные для себя вопросы. Григорий теряет родных и близких людей.  В финале романа герой приходит к пониманию того, что главное для него – возможность спокойно жить на своей земле, возделывать её, любить и заботиться о своих детях)

Смысл жизни

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ( поиски смысла жизни Печорина, он чувствовал в своей душе силы, но не знал, как их правильно использовать)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (поиски смысла жизни Пьером Безуховым, Андреем Болконским)

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

И.А. Гончаров «Обломов»

Влияния денег на человека

И.А. Бунин «Человек и Сан-Франциско»

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (погоня за деньгами Простакова и Скотинина)

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

Человек и власть

Е.Замятин «Мы» (Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом , в стране нет людей, есть нумера, похожие на запрограммированных людей)

Любовь и милосердие

Л.Н.Толстой «Война и мир» ( Наташа Ростова)

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Л.Н.Толстой «Война и мир» ( пение Н.Ростовой спасло Николая от отчаяния, после того как тот проиграл деньги)

Литература должна помочь понять, что с нами происходит ©Шукшин

Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства ©Пабло Пикассо

Задача искусства – волновать сердца ©Гельвеций

Искусство в жизни

Военное время

Истинный и ложный патриотизм

Верность убеждениям

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Б.Васильев «А зори здесь тихие…»

В.Быков «Сотников»

К.Рылеев «Иван Сусанин»

М.Шолохов «Судьба человека»

Подлинная и мнимая красота

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ©А.П.Чехов

Л.Н.Толстой «Война и мир» (Элен Курагина и Наташа Ростова, противопоставление внутренней и наружной красоты)

Благородство, честь, достоинство

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Л.Н.Толстой «Война и мир»


Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать