Пять углов



Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

олимпиадыДень открытых дверейВостребованныевузыпутешествиякуда сходить в выходныеэкзаменСПбГУэкзаменырусский языкродителиКонцертлитературакуда пойти учитьсяволонтерствожурфак за и противканикулыробототехникаисследованиеВШЭкиберспорткем бытьВКонтактесоветырейтингВУЗитоговое сочинениеуниверситетлицензияегэ 2017Сочинениематематикастудия журналистики Калининского р-наспектакльИТМОКонкурсличный опытфизикабиологияАлые парусаНИУ ВШЭпоступлениеобразованиеКак сдать ЕГЭДля гуманитариевмузыкалайфхакМГУинформатикаУчительВыходныеПабликатор Дарьи КуликовойвыпускнойВсероссийская олимпиада школьниковкак прошли ЕГЭ-2018Куда сходитьгеографияДевятиклассникамвыставкагимназия 19 Орелкинокуда поступатьОГЭкаталог сочиненийувлеченияолимпиадаМного платятОльга ВасильеваКаталог профессийкак сдать ОГЭВПРобществознаниеисторияНовый годФИПИРособрнадзорпабликатор Юрия БалясниковааккредитацияопросжурфакВойсковицкая школа 1Каталог вузовИгра престоловкуда сходить на неделешколаМинистерство образованияЛучшее на Стенерейтинг вузовТворческиепабликаторхимияфестивальМинистр образованиястудентыНовыеинтервьюЕГЭ 2018Академическая гимназия 56Минобрнауки
Год литературы в России // Что писать и не писать

Год литературы в России // Что писать и не писать

Самый размытый и непростой тематический блок. Схема написания, как раскрыть тему, что привести в аргументы и какой список литературы пригодится – разбираемся. 

27.11.2015 | Катерина Абрамова
Просмотры
682


Аспекты: 


1. Круг чтения

2. Роль литературы в культурной жизни общества




Возможные формулировки темы:


«Роль книги в моей жизни»

«Кто для Вас идеальный герой литературы?»

«Можно ли обойтись без книг?»

«Поэт в России больше, чем поэт»

«Какие вопросы задает человеку литература?»




Как раскрыть


Если тема предполагает рассуждение о круге чтения («Моя библиотека», «Мой любимый писатель» и т.д), здесь главное – вы и ваше представление о книге. Раскрыть тему можно при помощи безболезненного способа – напишите о вашем любимом произведении. Что оно помогло понять, чем поразило, почему заставило переживать и над чем задуматься.



Книгу для аргументации можно выбрать любую – от Ремарка до «Пятидесяти оттенков серого». Ваша задача – рассказать, почему и за что вы выбрали именно её. Ваш замысел – объяснить, «что мне дала книга».



Если тема предполагает более абстрактное рассуждение – о значении литературы в жизни общества, можно пойти одним из двух путей.



1. Выбрать книгу, высоко оцененную обществом, и представить ее как литературный феномен, повлиявший на культурную жизнь и определивший общественную мысль. Здесь рекомендуются книги-«юбиляры» (см. Список литературы ниже)

2. Выбрать произведение, в котором говорится о важности литературы и книги – «451 по Фаренгейту» Бредбери, «Зеленая лампа» Грина и т.д.




Эпиграфы


Правильно подобранный эпиграф поможет сформулировать замысел сочинения. Несколько коротких универсальных вариантов, которые подойдут к любому из двух аспектов:



«Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В. Г. Белинский)

«Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду» (Д. Аддисон)

«Одна книгу тысячу людей учит» (Фольклор)

«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» (Ш. Блан)




Структура написания сочинения (по Карелиной Л. В)


Вступление

Первая фраза – о литературе и ее роли в жизни человека. Она огромна. Учит жить, делать правильный нравственный выбор, не перепутать белое и черное, добро и зло, радует в тяжелый час, развлекает, если скучно. Книг написано множество, но есть среди них такие, которые будут жить вечно, потому что они не для развлечения, не для радости, а для работы ума, души и сердца, потому что в них больше вопросов, чем ответов.



Основная часть

Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать правоту. Это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Почему? (Основной тезис) Роман построен вокруг теории Раскольникова, которая (излагаете теорию)… В ней будто соединены две антагонистические вещи: добро через зло, альтруизм (для людей убивает герой, или он так думает) и эгоизм (Раскольников решает судьбы людей по своей прихоти), крайняя степень безверия (Бога не боится) и вера (что, как не вера в собственную исключительность, толкнула его на убийства)? И в романе больше вопросов, нежели ответов на них.



 Теорию в разных аспектах представляют герои со своей правдой. Это Лужин и Разумихин, Соня и Порфирий, Свидригайлов и Лебезятников. И каждый убедителен в своих рассуждениях, и выходит, что теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А есть вопросы, которые читатель уже задает себе: как избежать зла, которое несет теория? А можно прожить без нее? А нужно ли? А я сторонник или противник? Только великий Достоевский мог так прямо задавать такие больные и мучительные вопросы.



 Роман Достоевского полифоничен: каждый из героев представляет свою правду. А ответов писатель не дает. И читатель идет за героями, взвешивая и оценивая, постигая основную мысль Достоевского: злом достичь добра нельзя, а фанатизм – страшная сила, способная уничтожить человечество.



Заключение

Конечно, можно сказать, что в книгах мы ищем ответы, но ведь вопрос, который будоражит душу, который сам себе боишься задать, порой важнее, чем ответ. Не так ли?



Список литературы по теме


Книги-юбиляры:

А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» (180 лет книге)

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» (175 лет книге)

Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» (180 лет книге)

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» (150 лет книге)

В. Г. Распутин, «Прощание с Матерой» (40 лет книге)



Писатели-юбиляры

Д. И. Фонвизин, «Недоросль» (270 лет со дня рождения)

А. С. Грибоедов, «Горе от ума» (220 лет со дня рождения).

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать