Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Лучшее на СтенеИгра престоловАлые парусашколаЖурналистбудни студентовМного платятинформатикакнигиискусствоУчительурокиЕГЭ 2016Школьные проектыувлеченияинтервьюДевятиклассникамИТМОМинистр образованияробототехникаЕГЭитоговое сочинениеКак сдать ЕГЭ на 100 балловМедикМинистерство образованиялайфхакпутешествияКуда сходитьВКонтактеолимпиадаСПбГУОГЭчто посмотретьКонцерткаталог сочиненийфестивальРособрнадзорТворческиеВасильевагеографиявысшее образованиеприемная кампанияСПбПУмузыкаНовыелитературабюджетные местаPokemon GOкуда пойти учитьсястудентыкак живут студентыпрограммированиеОбразовательная резняЛЭТИматематикаОльга Васильевафизикарусский языквыставкипоясняет Тихийкем бытьМГУобщагавыпускнойСтипендиясочинениепсихологиярейтинглайфхакиДизайнерегэ 2017концертыколонка редакторакиноДля гуманитариевкаталог вузовВУЗЯндекссвободное времяжурфакуниверситетисторияличный опытвузыабитур 2016рейтинг вузовпабликаторВостребованныекаталог увлеченийпоступлениеГарри Поттерпобеда и поражениеобразованиеПсихологКоучроботывступительныеразвлеченияКак сдать ЕГЭ
Год литературы в России // Что писать и не писать

Год литературы в России // Что писать и не писать

Самый размытый и непростой тематический блок. Схема написания, как раскрыть тему, что привести в аргументы и какой список литературы пригодится – разбираемся. 

27.11.2015 | Катерина Абрамова
Просмотры
252

Аспекты: 

1. Круг чтения
2. Роль литературы в культурной жизни общества

Возможные формулировки темы:

«Роль книги в моей жизни»
«Кто для Вас идеальный герой литературы?»
«Можно ли обойтись без книг?»
«Поэт в России больше, чем поэт»
«Какие вопросы задает человеку литература?»

Как раскрыть

Если тема предполагает рассуждение о круге чтения («Моя библиотека», «Мой любимый писатель» и т.д), здесь главное – вы и ваше представление о книге. Раскрыть тему можно при помощи безболезненного способа – напишите о вашем любимом произведении. Что оно помогло понять, чем поразило, почему заставило переживать и над чем задуматься.

Книгу для аргументации можно выбрать любую – от Ремарка до «Пятидесяти оттенков серого». Ваша задача – рассказать, почему и за что вы выбрали именно её. Ваш замысел – объяснить, «что мне дала книга».

Если тема предполагает более абстрактное рассуждение – о значении литературы в жизни общества, можно пойти одним из двух путей.

1. Выбрать книгу, высоко оцененную обществом, и представить ее как литературный феномен, повлиявший на культурную жизнь и определивший общественную мысль. Здесь рекомендуются книги-«юбиляры» (см. Список литературы ниже)
2. Выбрать произведение, в котором говорится о важности литературы и книги – «451 по Фаренгейту» Бредбери, «Зеленая лампа» Грина и т.д.

Эпиграфы

Правильно подобранный эпиграф поможет сформулировать замысел сочинения. Несколько коротких универсальных вариантов, которые подойдут к любому из двух аспектов:

«Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В. Г. Белинский)
«Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду» (Д. Аддисон)
«Одна книгу тысячу людей учит» (Фольклор)
«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» (Ш. Блан)

Структура написания сочинения (по Карелиной Л. В)

Вступление
Первая фраза – о литературе и ее роли в жизни человека. Она огромна. Учит жить, делать правильный нравственный выбор, не перепутать белое и черное, добро и зло, радует в тяжелый час, развлекает, если скучно. Книг написано множество, но есть среди них такие, которые будут жить вечно, потому что они не для развлечения, не для радости, а для работы ума, души и сердца, потому что в них больше вопросов, чем ответов.

Основная часть
Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать правоту. Это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Почему? (Основной тезис) Роман построен вокруг теории Раскольникова, которая (излагаете теорию)… В ней будто соединены две антагонистические вещи: добро через зло, альтруизм (для людей убивает герой, или он так думает) и эгоизм (Раскольников решает судьбы людей по своей прихоти), крайняя степень безверия (Бога не боится) и вера (что, как не вера в собственную исключительность, толкнула его на убийства)? И в романе больше вопросов, нежели ответов на них.

 Теорию в разных аспектах представляют герои со своей правдой. Это Лужин и Разумихин, Соня и Порфирий, Свидригайлов и Лебезятников. И каждый убедителен в своих рассуждениях, и выходит, что теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А есть вопросы, которые читатель уже задает себе: как избежать зла, которое несет теория? А можно прожить без нее? А нужно ли? А я сторонник или противник? Только великий Достоевский мог так прямо задавать такие больные и мучительные вопросы.

 Роман Достоевского полифоничен: каждый из героев представляет свою правду. А ответов писатель не дает. И читатель идет за героями, взвешивая и оценивая, постигая основную мысль Достоевского: злом достичь добра нельзя, а фанатизм – страшная сила, способная уничтожить человечество.

Заключение
Конечно, можно сказать, что в книгах мы ищем ответы, но ведь вопрос, который будоражит душу, который сам себе боишься задать, порой важнее, чем ответ. Не так ли?

Список литературы по теме

Книги-юбиляры:
А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» (180 лет книге)
М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» (175 лет книге)
Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» (180 лет книге)
Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» (150 лет книге)
В. Г. Распутин, «Прощание с Матерой» (40 лет книге)

Писатели-юбиляры
Д. И. Фонвизин, «Недоросль» (270 лет со дня рождения)
А. С. Грибоедов, «Горе от ума» (220 лет со дня рождения).

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать