Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Театрприемная кампанияНовый годлайфхакиСПбГУкаталог сочиненийОГЭвузыисследованиерейтинг вузовна практику — в ПУ!75 лет ПобедыКуда сходитьчто посмотретьуниверситетвыставкаподросткиНовыерусский языкВШЭжурналистикавыпускнойстудентамкуда поступатьитоговое сочинениеотношенияобразованиеинтервьюопросновости кинонеделипоступлениеУчительлицензияКаталог вузовкнигиволонтерствоЕГЭ-2022экзаменысоветы психологарецензияработаЧто почитатьВостребованныелитератураличный опыткак прошли ЕГЭ-2018МГУЛучшее на СтенеРособрнадзорИТМОолимпиадыфестивальВаши историиподготовка к ЕГЭВсероссийские открытые урокирейтингмузыкаразвлеченияКонцертМинистерство образованиясоветыВыходныешколаспортСочинениеЕГЭ 2018лайфхакиНа практику — в ПУ!твоя историяпрофориентациякарантинКаталог профессийкиноВУЗувлеченияхоббипутешествияКак сдать ЕГЭКем бытьискусствоПсихологияканикулыисторияолимпиадааккредитацияпрофессииподготовка к ОГЭДевятиклассникам
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 18

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

Пять углов
«Время», «Дом», «Любовь», «Путь»

«Время», «Дом», «Любовь», «Путь»

Итоговые сочинения на примере одного рассказа

30.11.2015 | Диана Черношейкина
Просмотры
6249

Не прочёл ни одной книжки из кодификатора? Возьми себя в руки и победи «Мальчика на велосипеде» Бориса Екимова. Этот рассказ подходит сразу под четыре темы итогового сочинения. Не веришь? Тогда держи работы учителя русского языка и литературы Инны Олеговны Сулимовой.

Время.

"А жизнь? Сколько золотых дней уплыло, И вот уже нужно считать остатние. Уходят товарищи, уходят и зовут. И прав, наверное, Виктор: все золото дней истрачено зазря". Герой рассказа Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде» задумывается над проблемой времени, которое, как считал его друг Виктор, было потрачено ими зря.

Хурдин, главный герой рассказа, давно не был на родине, в родной деревне, не видел мать. Он очень сожалеет об это, т.к. многое изменилось с момента его последнего визита. Ушел из жизни его лучший друг Виктор, вместе с которым в детстве они строили планы, мечтали о профессии ("Виктор хотел стать летчиком, а Хурдин - инженером. Так и остались они каждый в своей вере: после школы Виктор поступил в летное училище, Хурдин - в институт").

В день их последней встречи Виктор поделился своими мыслями, он сожалел о том, что стал летчиком, что покинул родную деревню, оторвался от земли ("На прекрасной земле, устроенной чудно: с зеленым лесом и травой, с синей водой и небом, с людьми-братьями, дорогими, любимыми. И вся мудрость мира, все лучшие люди его из века в век твердят: живите проще"). "На что мы жизнь свою тратим, что мы с ней делаем... Ведь ее больше не будет. А мы ее - впустую", - сожалеет Виктор. Он решил вернуться на родину, работать на земле, но не успел, т.к. трагически погиб.

Хурдин только сейчас, когда не стало друга, осознал, что свою жизнь прожил зря, зря потратил время. Но сам себе он признается, что ничего не сможет изменить, потому что его не поймет жена, дети, друзья.

Борис Екимов заставляет задуматься читателя о времени, о быстротечности жизни, о том, правильно ли живет человек. Задуматься и изменить жизнь, пока не стало поздно, т.к. жизнь - одна, и надо прожить ее так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" (Н.А. Островский).

Дом.

Пять долгих лет Хурдин, главный герой рассказа Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде», не был на родине, не видел мать. Он очень сожалеет об этом. Гуляя по родному хутору, он удивляется, как же все здесь изменилось. Изменилась и мать, постарела. Ему стыдно и неловко перед нею за эти долгие годы молчания.

«Весь хутор был родным гнездом. А теперь?.. Как запустел он... Старая кровь текла в его жилах, утишая и утишая бег». Хурдин понимает, насколько дорог ему и любим этот родной край. Поднимая проблему родной деревни, Борис Екимов призывает читателя вспомнить о своей малой родине, навестить родителей и близких. Автор с сожаление говорит о том, что в зрелом возрасте (а герою было за сорок) приходит осознание важности «дома» в жизни человека.

Пока герой был молод, он не понимал этого, жил своей новой городской жизнью, и только возвращение на родину пробудило в нем чувства патриотизма, любви к своему дому, привело к осознанию, что ни работа, ни деньги не являются ценностью в жизни: «На что мы жизнь свою тратим, что мы с ней делаем... Ведь ее больше не будет. А мы ее - впустую. Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни. Да, да... Долгие дни, мудрые, счастливые».

Именно теперь он понял всю важность «дома», понял, как неправильно жил, бесполезно тратя жизнь: «Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь - все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами. Второй жизни не дано, и об этом жалеть пустое».

Дом, родное гнездо, малая родина – вот важные ценности в жизни любого человека.

Любовь.

Понятие любви всесторонне, имеет разные формы и проявления. В рассказе Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде» речь идет о сыновней любви и о любви материнской. Мать долгие годы не видела взрослого сына, который уехал жить в город. Она жила надеждой на встречу с сыном. «О своем приезде он не писал, но мать должна была почуять. Она всегда угадывала наперед. Да и знала она, что сын возвращается и, конечно, приедет».

Их встреча было очень трогательной: «Мать уже не могла говорить, она лишь в исступленье колотилась легкой седой головой о сыновью грудь. Хурдин тоже плакал. Молча, глотая слезы, он плакал и ждал, когда мать успокоится». Сыну было стыдно за эти годы разлуки, он и не предполагал, как постарела мать. А мать, в свою очередь, не могла насмотреться на сына, не могла поверить, что он все-таки приехал.

Борис Екимов в своем рассказе призывает читателей вспоминать своих родителей, навещать их, не забывать.

Путь.

Хурдин, главный герой рассказа Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде», прошел долгий и сложный путь взросления, обретения смысла жизни.

Вернувшись в родное село (он не был здесь 5 лет), он понял, как важен ему этот край, как дороги ему эти места, как важны для него жители хутора, которых Хурдин давно не видел.

Узнав о гибели своего школьного товарища Виктора, Хурдин переосмыслил все свое отношение к жизни. Виктор жалел о бесполезно прожитой жизни, он мечтал бросить работу (профессия была выбрана им еще в детстве, он был летчиком), вернуться в родную деревню, обрабатывать землю, ухаживать за скотом и таким образом изменить свой жизненный путь. Но не успел, т.к. трагически погиб.

Главный герой тоже осознал, что выбрал неправильный путь, только он признавался сам себе, что ничего не сможет изменить: «Дерзкая мысль, подсказанная Виктором: все бросить и уйти, мелькнула в голове. Вспыхнула и сразу погасла. Хурдин знал, что никогда не сможет уйти. Его не поняли бы ни жена, ни дети, ни товарищи, ни родная мать».

Таким образом, Борис Екимов поднимает в рассказе проблему жизненного выбора, жизненного пути. Автор говорит о том, что не только время может повлиять на ход жизни, на ее течение, на ее путь, что сам человек в силах все изменить. Нужно только вовремя решиться на это, пока не стало поздно, т.к. жизнь - одна, и надо прожить ее так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" (Н.А. Островский).

Учительница Климовской СОШ №3 (Брянская область) наглядно демонстрирует, как запросто на основе использования одного текста, можно придумать 4 вполне себе неплохих сочинения. Это, кстати, касается не только «Мальчика на велосипеде». Так, опираясь на рассказ Алекса Петровского «Ах, время», можно написать текст по направлениям «Время» и «Любовь». Комедия «Горе от ума» Грибоедова, «Капитанская дочка» Пушкина и пьеса «Вишнёвый сад» Чехова актуальны для всех направлений. С «Домом» и «Любовью» поможет Карамзин и его повесть «Бедная Лиза», драма Островского «Гроза» и рассказ Солженицына «Матрёнин двор». Тема «Времени» и «Пути» хорошо раскрыта в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича», для написания тем подойдёт и трилогия Максима Горького «Детство. В людях. Мои университеты».

Источник ru.calameo.com 

Итоговые сочинения на примере одного рассказа
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru