Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Алые парусаКак сдать ЕГЭНовыероботыобщагаЕГЭОльга ВасильевасоветыуниверситетДля гуманитариевматематикапсихологияминиатюраЛучшее на Стенерейтинг вузовприемная кампанияУчительМного платятолимпиадаисторияпабликаторстудентывыставкиКак сдать ЕГЭ на 100 балловВПРлитератураКаталог вузовинтервьюкуда пойти учитьсяПосле 9-го классаОГЭЕГЭ 2016ИТМОМинистр образованияГИАВостребованныеДизайнеррусский языкобразованиеискусстволайфхакишколакаталог увлеченийличный опытувлеченияГарри ПоттервступительныеразвлеченияСтипендияРособрнадзоринформатикакнигивузыфизикавыпускнойКонцертчто посмотретьКуда сходитьрейтингсочинениекем бытьаничков дворецсвободное времяПсихологпрограммированиеСПбГУегэ 2017будни студентовкиноМГУабитур 2016высшее образованиепоступлениеурокиколонка редакторакак живут студентыВасильеваЛЭТИробототехникаЖурналистбюджетные местаитоговое сочинениежурфакОбразовательная резняВУЗНаноинженеркаталог сочиненийДевятиклассникаммузыканаукаСПбПУФИПИPokemon GOШкольные проектылайфхакМинистерство образованияТворческиеМедикпутешествия
Как писать сочинение по русскому языку // Всё, что ты должен знать о ЕГЭ

Как писать сочинение по русскому языку // Всё, что ты должен знать о ЕГЭ

Как определить проблему, поднятую автором текста, и аргументировать свою позицию, по какому плану писать работу, какие ошибки встречаются чаще всего – поговорили с экспертом и собрали в одном тексте всё (вообще всё), что нужно для сочинения на 24 балла.

21.04.2016 | Юлия Рожнова
Просмотры
3388

Специально для тебя мы бережно и тщательно отобрали только лучшие советы по написанию сочинения, пообщались с педагогом Татьяной Алтуховой и нашли примеры уже готовых работ. В общем, читай и сдавай ЕГЭ на 100 баллов. Начнем с начала:

Ты открываешь текст и…

Читаешь не его, а задание, прописанное в каждом КИМе. Оно поможет тебе составить план будущего сочинения. Как вычленить из задания самое важное, рассказывает Татьяна Алтухова, эксперт по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

на­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.
Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.
Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).
Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Итак, безо всяких лишних шпаргалок, а просто исходя из задания, получается структура сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Она включает 6 элементов:

·         формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!);

·         комментарий к выделенной проблеме;

·         формулировка позиции автора текста по проблеме;

·         ваша собственная позиция;

·         два аргумента, доказывающих вашу позицию;

·         заключение (вывод);

Определяем проблему текста

Как видно из плана сочинения, проверяющие ждут от тебя диалога с автором исходного текста. Сначала ты формулируешь над чем и как рассуждает автор, к какому выводу приходит, а потом излагаешь свое аргументированное мнение по этому поводу. Главное – не перепутать повод. Тут снова поможет детальный разбор от нашего эксперта:

Проблема – это сложный теоретический (чаще всего нравственный) вопрос, который решает автор в своем тексте. То есть текст, который лежит перед тобой – это ответ на тот вопрос, ту проблему, которая была у автора в голове, когда он его писал. Проще говоря – мы должны сформулировать вопрос, исходя из того ответа, который нам дан.

Внимание, первый подводный камень! Проблем в тексте может быть несколько. Твоя задача – выбрать только одну и все сочинение посвятить только ей, не отвлекаясь на другие.

Есть в тексте и ответ на проблему, которую поставил автор, а затем ты озвучил в своем эссэ. Это позиция автора, которая является главной мыслью текста.

Как понять, что ты ничего не перепутал? Посмотри:

·         связаны ли выделенные тобой проблема и позиция автора как вопрос и ответ.

Вот пример из конкретного сочинения. Задается вопрос:

Можно ли манипулировать понятием справедливости? Этим вопросом задается автор предложенного для анализа текста.

Или формулируется повествовательным предложением: Автор предложенного для анализа текста ставит проблему манипуляции понятием справедливость.

Тогда позиция автора:

Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями, так как нельзя уровнять понятия добра и зла.

·         Дает ли автор ответ на вопрос, который ты сформулировал по тексту. Часто правильно найдя ключевые слова в тексте, мы неверно формулируем вопрос, подменяем его на другой, ответа на которого в тексте нет. Если мы видим проблему, но не видим позицию на нее (автор не выражает мнения по этому вопросу, не высказывает отношения к нему), значит, мы неправильно выделили проблему, формулировку нужно уточнить.



Проблема в тексте-повествовании, тексте-рассуждении и тексте-описании

Хотя «Формулировка проблемы» – это первый пункт уже готового эссе, работу лучше начинать с позиции автора. В тексте – это главная мысль. Сформулируй ее четко и кратко – и получишь ответ, от которого гораздо проще будет сформулировать вопрос – предупреждает эксперт. В позиции обязательно должны быть ключевые слова из текста, они же должны присутствовать и в формулировке проблемы:

·         В тексте-рассуждении обрати внимание на начало и конец текста. Часто ответ на вопрос кроется именно там: либо в виде вывода, к которому приходит автор, либо в виде тезиса, который он доказывает.

·         В текстах-описаниях проблема связана с тем объектом, который описывает автор. Что главное в нем, на что автор хочет обратить наше внимание? Это и будет позиция автора.

·         Текст-повествование связан с каким-то событием, поступком героя. Чтобы понять, в чем заключаются проблема и позиция, нужно найти и проанализировать главное событие текста, ответить на вопрос, какие качества персонажей раскрылись в этом событии. Какое явление/нравственное качество человека это явление обнаружило? Вот об этих качествах и явлениях будет идти речь в и проблеме, и в позиции.

Помни о проблеме в сочинении то, что она:

Всегда связана с человеком, его внутренним миром, качествами или с внешним миром в соприкосновении с человеком. Нельзя сказать: ««проблема войны», должна быть фигура человека: «проблема влияния войны на жизнь человека», «проблема человека на войне». Именно мир человека порождает проблемы, и автор имеет свое видение решения проблемы.

Про позицию автора не забывай, что она:

Всегда касается не только героев текста, но и каждого из нас. Нельзя сказать в позиции, что автор осуждает жестокость своих героев (это уместно в комментарии), но можно сказать, что автор осуждает человеческую жестокость, считает, что она приводит к нравственной деградации (этот тезис, в отличие от предыдущего, можно отнести к любому человеку, не только к героям).

Основные ошибки при определении проблемы текста и авторской позиции

·         Чрезмерное сужение или, наоборот, расширение проблемы и позиции автора. Чтобы ничего не напутать, используйт ключевые слова из текста.

·         «Подтягивание» проблемы анализируемого текста под уже известную проблему, но не имеющую отношение к тексту (ту, которая тебе известна или которую ты знаешь, чем аргументировать). Помни, нет определенного круга проблем или позиций автора, поэтому опирайся на ключевые слова или понятия текста, а не «подтягивай» формулировку.

·         Подмена проблемы авторской позицией. Эта ситуация возникает, когда ты используешь формулировку «проблема того, что…» или «проблема того, как…», например, вместо проблемы манипуляции понятием справедливость, ты пишешь: проблема того, что человек не должен манипулировать справедливостью.

·         Использование стилистически неверной формулировки «проблема о (сущ. в п.п.)». Допустимо только сочетание слова проблема с существительным в родительном падеже.

·         Подмена авторской позиции, мысли, к которой писатель или публицист приходит в тексте, некой общепринятой мыслью, которая не имеет отношения к тексту. Приведу пример из практики. В тексте автор, размышляя о российской действительности, пишет, что ханжество – не такое страшное явление, что с ханжой по определенным причинам ужиться можно. А в сочинении ученик пишет: «автор приходит к выводу, что ханжество – это лицемерие, с ним никак нельзя мириться, с ним нужно бороться». Ошибка очевидна.




Как комментировать проблему текста

Итак, проблема и позиция автора ясна, теперь нужно добавить к ней свой комментарий. А именно: показать, КАК автор поставил вопрос, о котором размышлял, и как он пришел к тому ответу, который стал главной мыслью текста. Татьяна Алтухова предупреждает:

В комментарии должно быть не менее двух примеров-иллюстраций из текста, которые важны для понимания проблемы. Этими примерами могут быть цитаты (небольшие!), отсылки к номерам предложений или небольшие фрагменты пересказа. Очень важно, чтобы комментарий и примеры показывали логику движения авторской мысли.

Лайфхак: Для составления комментария ты можешь взять сведения из 24 задания, однако полностью пересказывать рецензию из этого задания нельзя – такой комментарий не засчитают.

Главной ошибкой в комментарии всегда остается чрезмерный пересказ. Помни, что все, что ты говоришь о тексте, ты даешь через призму отношений, оценок или замысла автора: на что он обратил внимание, о чем сказал с гордостью или, наоборот, с горечью. В комментарии главный герой - он, а не персонажи или явления исходного текста.

Твое мнение и аргументы в сочинении по русскому языку

Высказать свое аргументированное мнение часто бывает непросто, поэтому у многих возникает желание открыть «банк аргументов». Мы с Татьяной Алтуховой предупреждаем – этого делать не нужно, ты станешь куда более универсальным солдатом, научившись аргументировать свою позицию самостоятельно.

Итак, ваша позиция должна включать в себя всего два элемента: согласие или несогласие с позицией автора и обоснование вашего мнения.

Аргументация собственного мнения – это доказательство вашей позиции.

Аргументы в эссе могут быть:

·         основаны на читательском опыте и предполагать использование сведений, почерпнутых из литературы (как художественной, так и научной, публицистической; художественная литература может быть и зарубежной, и русской, прозаической и поэтической). Выбирая аргумент из литературы, помни, что у таких доказательств есть возрастной ценз: экзаменатор вправе не засчитать аргумент, который не соответствует пишущему по возрасту. И это в первую очередь касается детской литературы, из которой выпускники школ уже выросли. На экзамене предлагаются серьезные проблемы, поэтому и аргументы должны соответствовать им.

·         основаны на жизненном опыте и предполагать обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной): к истории, общественным событиям, освещаемых на телевидении, газетах, в интернете, фольклору, жизни известных людей, фильмам и сериалам.

Любой аргумент должен включать в себя: краткое описание эпизода, на примере которого ты доказываешь свою позицию (литературный аргумент к тому же необходимо снабдить фактической информацией: именем и фамилией автора, названием произведения) и вывод, который будет созвучен с твоей позицией и сделает аргумент полноценным доказательством.

Кроме того, чтобы верно подобрать аргументы, необходимо их доказательно изложить, чтобы не допустить логическую ошибку.

Помни, что аргументы доказывают твою позицию (ту позицию, с которой ты соглашаешься), а не просто иллюстрируют проблему, выделенную тобой в тексте.

Пример ошибочно построенного аргумента:

Позиция ученика: каждый человек по-своему уникален и исключителен.

Аргумент: Это полностью подтверждается жизнью Евгения Базарова из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь Базаров в начале романа отрицал все духовное и моральное, что есть в человеке, в том числе и его ценность для всех других.

Как видишь, в аргументе нет ни слова об уникальности любого человека, о которой было сказано в позиции. Это логическая ошибка.

А вот пример доказательно изложенного аргумента. Обрати внимание на то, что он снабжен выводом, который перекликается с той позицией, которую доказывает автор эссе.

Автор считает, что каждый может быть самоотверженным.

Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь всякое живое существо способно любить, а значит, и жертвовать собой. Так в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита, чтобы быть с мастером, заключает сделку с дьяволом. Она готова отдать даже свою бессмертную душу, чтобы помочь возлюбленному.




И еще несколько советов от нашего эксперта:

·         Проверь, что у тебя есть вступление и заключение, не противоречащие друг другу и основному содержанию;

·         текст поделен на абзацы в соответствии с микротемами (структурными элементами) сочинения;

·         содержание сочинения и его речевое оформление этически корректно;

·         сочинение является собственным рассуждением экзаменуемого, цитирование и пересказ не занимают большого объема;

·         сочинение написано разборчиво.

И еще…

Если ты дочитал до этого момента, значит, ты очень хочешь написать сочинение по русскому языку на максимальный балл. Поэтому, вот тебе еще несколько полезных ссылок:

1. Образцы сочинений из ЕГЭ по русскому языку от репетитора Светланы Николаевны: rusrepet.ru/info/sochinenie-eges/primery-sochineniy/

2. Банк аргументов для сочинения, для тех, кто все-таки хочет им воспользоваться: 4ege.ru/russkiy/5879-bank-argumentov-dlya-sochineniy-ege.html

3. Клише для сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Но предупреждаем, использование клише ухудшает качество вашей работы! egeigia.ru/2009/

4. Реальные тексты с досрочного ЕГЭ по русскому языку, который прошёл 25 марта 2016 года: www.ctege.info/ege-po-russkomu-yazyiku/tekstyi-dosrochnogo-ege-2016-po-russkomu-yazyiku.html

фото: www.instagram.com/nickel_lis/

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать