Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

искусствороботыжурфакЛингвиствысшее образованиепсихологияОльга Васильеваколонка редакторалитературапутешествияуниверситетЕГЭ 2016рейтинг вузовбудни студентовприемная кампанияабитур 2016Pokemon GOробототехникалайфхакиКак сдать ЕГЭ на 100 балловегэ 2017куда пойти учитьсяВетеринарсвободное времякем бытьВыходныерейтингРособрнадзоркаталог сочиненийинтервьюстудентыолимпиадаНовыеВостребованныепортфолиоВасильевабюджетные меставузыпоступлениеКак сдать ЕГЭКонцертитоговое сочинениеобразованиеМинистр образованияПсихологЮристСтипендиякак живут студентыОбразовательная резнявыставкиДевятиклассникампрофориентацияпабликаторшколашкольникикаталог вузовДля гуманитариеврусский языкличный опытисторияТворческиеКуда сходитьинформатикаМГУСПбГУШкольные проектыкинокаталог увлечениймузыкаМного платятУчительВШЭДизайнерурокиГарри ПоттерсочинениеМинистерство образованияКаталог профессийобщагавыпускнойАлые парусаСанкт-ПетербургЛучшее на СтенеВУЗЖурналистпрограммированиечто посмотретьЛЭТИОГЭлайфхакразвлеченияфизикаЧто почитатьИТМОвступительныекнигиматематикаувлеченияпосле 9 класса
Современное искусство - миф или реальность?

Современное искусство - миф или реальность?

Петр Белый преподает в Смольном Институте , занимается инсталляцией и кураторской деятельностью. В интервью ПУ он рассказал о самом живом месте в городе с точки зрения образования, а также посоветовал идти туда лишь тем, кто все-таки не готов обменять свою жизнь на офис и деньги.

21.05.2014 | Екатерина Неделько
Просмотры
149

Какова ситуация в Петербургском современном искусстве на данный момент?

Я бы лучше сказал, «какие тенденции», потому что некоторых тенденций я просто не знаю, поскольку занимаюсь довольно узкой областью искусства, и в определенных кругах она считается чуть ли не приравненной к терроризму. Ну, скажем, в том же Союзе Художников, царит консервативный дух.

То есть в Петербурге все еще есть группировка, которая не воспринимает современные течения?

Да. Конечно. Ну, в общем, я думаю, так всегда было. Например, у нас есть Академия Художеств — очень консервативная институция, есть Союз Художников - очень консервативная институция, Мухинское Училище — из учебных заведений тоже сильно отстающее, на мой взгляд, в области прогресса. Возвращаясь к ситуации в Петербургском искусстве, я думаю, что, как раз упоминая «Манифесту», все не плохо: есть такое оживление, которое на некоторое время фокус, даже мировой может быть, сместит сюда в Петербург. Это очень важно, и это впервые такая штука. Но еще раз хочу заметить, что это очень узкая область - не вообще все искусство. Поэтому такое оживление очень позитивно должно сказаться на общем климате, но, тем не менее, оно никак не повлияет на институции, которые существуют в абсолютно вакуумном пространстве — на государственные дотации, им абсолютно все равно.

А в отношении инсталляций — как эта область сейчас востребована?

Востребована каким-то образом, но инсталляция - вещь сложная, поскольку не рыночный продукт. Но, тем не менее, она, конечно, существует, и она, что называется, в тренде, модная... вот я не люблю эти слова, но иначе не скажешь. То есть художники, занимающиеся инсталляциями — такие отчаянные пацаны, которые готовы существовать в рамках этой довольно сумасшедшей жизни.

Еще такой вопрос. С чего нужно начать, если очень хочется заниматься в данной сфере и существовать в ней?

Я так понимаю, вопрос об образовании. Ну как сказать, в общем-то это довольно сложно: «Как стать художником инсталлятором?» или «Как стать современным художником?»

Мы же видим только вершину айсберга. То есть: огромнейшие цены на аукционах, все время скандалы, связанные с современным искусством, а по сути - это лишь верхняя часть айсберга, причем маленькая. А сам айсберг очень большой, а внизу то, чего мы не видим, и, собственно, большинство художников находится именно там, под водой. Как начать? По сути, как и в любой другой области. Во-первых, надо понять, что это такое - идя на экономический факультет, вы примерно себе представляете круг вопросов, понимаете, что происходит.

То есть недостаточно только потенциала?

Потенциала в смысле таланта или каких-то желаний?

Да, именно.

Ну конечно, нет. Эта область высоко интеллектуализирована, насыщенная и текстами в основном на иностранных языках, и концептуальными, и философскими контекстами. Я не против «толчения воды в ступе» как процесса обучения, то есть повторения чужих инсталляций, и это вполне законный метод, но я имею в виду способ мышления. Нужно развивать эту способность в себе, ведь нет такого института, где вас бы научили: вот, будешь делать так и так и станешь современным успешным художником.

Как вы считаете, когда нужно начать себя продавать? Все-таки это одна из основных частей существования..

Не знаю. Я учился в Англии, и там сразу предупредили на первом курсе, на первой встрече: если вы хотите быть абсолютным лузером, то оставайтесь художником любого формата, а если хотите зарабатывать деньги, то лучше сейчас встать и уйти, потому что вы будете стремительно отставать от товарищей в области финансовых успехов. Скажем так: в 25 лет какой-нибудь молодой работник банка зарабатывает нормальные деньги, в 35 — это уже карьера и далее будет лучше, а у художников все не так. Если вам удается выйти на какой-то минимальный финансовый уровень, то это уже большое счастье. Поэтому говорить о супер доходах вряд ли возможно, да и рассчитывать на них не стоит. Искусство - это все-таки вопрос призвания страсти и внутренней свободы, потому что, работая в офисе, вы обмениваете свою жизнь на деньги. Все зависит от того, какой путь вам больше нравится, потому что, конечно, если вы озабочены вопросами личной свободы и имеете тенденцию к размышлениям, анализам - да можно становится современным художником, но я бы не сказал, что это престижная работа.

А насколько еще можно конкурировать в этой сфере. Допустим: я начинающий художник, и насколько я еще могу выбиться среди уже устоявшихся личностей?

Довольно просто, поскольку у нас довольно большой дефицит молодых художников, и любое новое имя даже среднего дарования в силу просто молодости ценно... молодость в данном случае - козырь.

Интересно. Вы преподаете. А что именно вы преподаете и какие навыки в итоге курса получают студенты?

Я не преподаю современное искусство. Я преподаю печатную графику, а это узкопрофильная история. И мы преподаем непрофессионалам - тем людям, которые в первый раз за все берутся.

Это больше какие-то технические навыки?

Печатная графика - узкое направление, которое вообще не имеет прямого отношения к современному искусству. Но поскольку я и мой партнер имеем профессиональное образование в этой области, то нам так проще, нежели преподавать современное искусство. Конечно, идут постоянные обсуждения, чтобы открыть класс современного искусства в Смольном, но покамест до этого не дошло, ведь требуется техническая база и отовят здесь профессиональных художников - это просто фрагмент обще-либерального обучения.

Что вы можете сказать о Смольном как об учебном заведении?

Мне он кажется супер прогрессивным для России заведением. Там преподают многие мои друзья.

То есть он не только на словах являются действительно свободным учебным заведением?

Да. Там есть абсолютно блестящие люди. Если есть желание обще-гуманитарный курс пройти - рекомендую, Смольный — это практически идеальное место, потому что лучшие петербургские искусствоведы, критики, философы, многие музыканты, художники там преподают. Это действительно самое живое место в городе с точки зрения образования. Но и тут в основном теория, а практики совсем немного.

Да теория, но больше техники все же в «Академии художеств»?

Да. Но техника как таковая... Видите, «Академия художеств» поглощена китайскими мастерами, которых там очень много, потому что их привлекает сам технический момент. Соответственно, искусство превращается в товар, а Смольный в этом смысле на голову выше, но они не преподают, как я уже сказал, практику. Разговоры идут, но новый курс открывать не совсем по их профилю, потому что по сути должна быть академия какого-нибудь «Fine Art», где готовят профессиональных художников в области современных медиа, но такого, к сожалению, у нас в Петербурге пока нет.

Да. Но уже неплохо, что ведутся разговоры.

Западная практика показывает, что школа формируется вокруг имени, а не наоборот. Все таки искусство - дело индивидуальное, а сила личности  и харизма учителя имеют чуть ли не принципиальное значение. Так что, какую бы хорошую школу не сделаешь, все-равно очень важны имена внутри этой школы. 

Ты говоришь: «Я художник». Но это не значит ничего, потому что сейчас всегда есть приставка: художник-инсталлятор, художник-концептуалист и еще другие разные расширения, которых бесконечное множество. Поэтому только вы сами выбираете область, в которой будете работать.


Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать