Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Как сдать ЕГЭ на 100 балловОльга ВасильеваинтервьюНовыеГИАРособрнадзорвступительныеМного платятлитератураКонцерткак живут студентырейтинг вузовИТМОискусствопабликаторТворческиеразвлеченияурокижурфакобщагамузыкаКаталог профессийприемная кампаниялайфхакуниверситетабитур 2016будни студентоввысшее образованиевыпускнойДизайнеркаталог сочиненийАлые парусакнигиОГЭВостребованныешколарусский языкСтипендиявузыобразованиенаукаВасильевапутешествияисториячто посмотретькаталог увлеченийУчительвыставкифизикаегэ 2017Петициякем бытьолимпиадаПсихологОбразовательная резнястудентыЕГЭ 2016лайфхакиитоговое сочинениеЛучшее на СтенематематикаМГУувлеченияроботыкуда пойти учитьсяолимпиадыбюджетные местапоступлениеЖурналистсоветыВПРДевятиклассникамНаноинженерМинистерство образованияхимиярейтингсвободное времяДля гуманитариевличный опытКуда сходитьСПбГУВУЗPokemon GOМинистр образованияЛЭТИФИПИминиатюрапсихологияинформатикаробототехникаГарри Поттеркаталог вузовКак сдать ЕГЭкиноШкольные проектысочинениеколонка редактораКВНпрограммирование
Линия наименьшего сопротивления

Линия наименьшего сопротивления

Дизайн

Просмотры
141

Один из самых известных петербургских дизайнеров, отец-основатель студии графического дизайна «Проектор», преподаватель, фотограф и просто жизнелюб Митя Харшак рассказал о том, что общего у дизайна и шоколада, а также без какой главной черты характера не сможет работать ни один представитель этой профессии.


– В каждом деле есть своя магия, которая заставляет не есть, не спать и только творить. А какая магия в дизайне?

– Не есть и не спать – это совершенно не про меня история, – произносит Митя Харшак, отрезая аппетитной кусочек рыбы в одном из гастробаров Петербурга, где мы и встретились для интервью. – Для меня магия – это создание журнала. Каждый выпуск – это мини-книга, а на сегодня я выпустил 27 номеров «Проектора», к тому же мы делали много книг, альбомов, каталогов. Вроде, когда идёт рабочий процесс, ты его не особенно замечаешь. Ну, двигается и двигается. А потом из типографии отгружают тираж – и это магия! Как будто он сам собой получился. Или ты делаешь-делаешь что-то, а потом заказчик говорит: «Вау, как классно! Выставляй счёт». И я смотрю – на счет деньги упали. Такая магия! Ещё круче, чем когда журнал приезжает.

– Вы и сами получали дизайнерское образование, и преподаёте студентам, поэтому, наверняка, знаете – дизайнерами становятся или всё-таки рождаются?

– Становятся. Ровным счётом никаких особенных врождённых качеств для этой профессии я не вижу. Абсолютно обучаемая история. Притом не надо путать дизайнера с художником – это совсем разные пути. Если художник – это человек, который двигается в основном по наитию и вполне может себе позволить какие-то творческие эксперименты, то работа дизайнера, в первую очередь, продиктована техническим заданием и решением определённых задач, которые стоят в том или ином проекте.

– Ведь чтобы решать эти задачи, нужно, наверно, обладать каким-то особенным видением, взглядом на мир?

– На самом деле главное – это насмотренность. Я своим студентам часто говорю, что обучение в школе (в широком смысле) – это не только то, что вы берёте от своих преподавателей, но и обязательно погружение в профессиональную среду, посещение выставок, просмотр бесконечных книг. Сейчас интернет даёт безграничные информационные ресурсы, которых мы в своё время, а я учился в 90-е годы, были лишены. Каждый западный профессиональный журнал или книга тогда залистывались до дыр и передавались из рук в руки.

– Как же вы тогда выбрали профессию, если возможностей познакомиться с ней у вас было гораздо меньше?

– Так получилось, что я ни в какую другую сторону особенно не смотрел. Моя семья вот уже на протяжении трех поколений связана с Академией Художеств, кстати, как и жена — она тоже окончила Академию, а я выбрал более прагматичный путь, и пошёл в Муху (Санкт-Петербургскую Государственную Художествено-промышленную академию – прим. ред.) на факультет дизайна. Перед этим, ещё в школьные годы, было несколько лет очень увлекательной учёбы в Детском дизайн центре во Дворце Пионеров (сегодня Городской Дворец творчества юных – прим. ред.).

В общем, я пошёл по пути наименьшего сопротивления, потому что к точным наукам у меня голова не лежала, к естественным наукам – тоже. Вроде как, гуманитарий, но тоже так себе. Для меня важно получать удовольствие от того, чем я занимаюсь. Графический дизайн, на мой взгляд, предлагает эти возможности через край. Идти за деньгами в эту профессию однозначно не стоит, а вот удовольствия там много.

– Почему вас увлёк именно графический дизайн, а не дизайн, к примеру, интерьеров или одежды?

– Если говорить о дизайне предметном, промышленном, транспортном, то в этом случае мальчишки с детства рисуют машинки и мечтают проектировать автомобили. Меня это толком никогда не интересовало, как и техника – я равнодушен к гаджетам. Что касается дизайна среды, там тоже надо понимать в математике и быть неплохим геометром. Графический дизайн – это на самом деле для лодырей. Я опять же пошёл по пути наименьшего сопротивления и выбрал то, где можно, обладая весьма скромными данными, преуспеть за счёт острого ума.

– А какими ещё чертами характера должен обладать дизайнер?

– Любопытством! Оно заменяет всё остальное. Нелюбопытный дизайнер – это сразу же профнепригодность, потому что профессия подразумевает постоянный интерес к чему-то. Путешествия, знакомства с другими людьми, новые места, новая еда – да всё, что угодно. Это постоянное накапливание впечатлений. На мой взгляд, сложно быть дизайнером, сидя отшельником в своей мастерской. Мне известен только один такой пример, когда человек – успешный дизайнер, но страшный мизантроп, нелюдим и терпеть не может вообще куда-то вылезать. Все остальные ребята, которые чего-то достигают в профессии, любопытные. Не важно, им 70 лет или 20, они с горящими глазами всё время находятся в поиске новых впечатлений.

– Как вы думаете, есть ли у дизайнера какая-то глобальная задача, миссия в мире?

– Поймите, что любая вещь, которая стоит на вашем столе, или любой предмет, который на вас надет, созданы в первую очередь по каким-то проектам. Они же не просто так появились из воздуха. Дизайн – это создание среды вокруг человека: визуальной, графической, информационной, программной, предметной и так далее. Дизайнерская профессия – это один из самых созидательных трудов.

– Стоит ли сегодня молодым людям идти в профессию? Или сейчас не лучшее для этого время и надо заняться чем-то совершенно другим?

– Сложный вопрос. Это как с рождением детей. Говорят, что сейчас не лучшее время, кризис, надо переждать, купить квартиру сначала... Да глупости это всё! Если чувствуешь, что никак без этого, то надо в омут с головой. Повторюсь, явно не стоит лезть в профессию для того, чтобы заработать деньги. Есть множество других прекрасных способов достижения материальных благ, но по уровню эндорфинов дизайн – это практически чистый шоколад, потому что радость от того, чем ты занимаешься, совершенно зашкаливающая.

Идти в профессию, наверно, стоит. Единственное, озаботиться этим надо в 8-9 классе, потому что я всё-таки сторонник фундаментального дизайнерского образования. Если говорить о графическом дизайне в Санкт-Петербурге сегодня, то, безусловно, это кафедра графического дизайна в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете искусств. Там замечательный творческий руководитель Константин Старцев, который вынимает из студентов совершенно уникальные результаты, сейчас в городе близко никто даже не может приблизиться к ним по уровню. В Москве есть Британская высшая школа дизайна, есть Высшая академическая школа графического дизайна. Если ближе, чем Москва, то это Хельсинки, Университет Аалто. Всего 380 километров на поезде – и ты там. Я верю в лучшее и надеюсь, что у наших молодых ребят всегда будет возможность учиться в той стране, где они пожелают.

Беседовала Полина Огородникова

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать