Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

каникулыСочинениеМГУисторияНовый годошибкипсихологияВасильевапоступлениеувлеченияразвлеченияДень открытых дверейПсихологтерминыкаталог увлеченийВПРлитературафестивалькнигиНовыеробототехникаВУЗМинистерство образованиялайфхакрейтингYoutubeЧто почитатькем бытьбудни студентоволимпиадаегэ 2017ФИПИинтервьюКуда сходитьвыпускнойДля гуманитариевЛучшее на СтенефизикаВыходныеКак сдать ЕГЭДевятиклассникамобразованиеОГЭСПбГУКаталог вузоввузыИТМОкуда сходить в выходныеКонцертроботыВостребованныежурфак за и противРособрнадзоркак живут студентыпабликаторматематикаУчительИнтересные личностипутешествиярусский языкколонка редактораСПбПУродителиВсероссийская олимпиада школьниковподаркимузыкаитоговое сочинениежурфакбиологиявыставкикиноОГЭ 2017географияОльга Васильеваэкзаменличный опытМного платяткуда сходить на неделевысшее образованиеСтипендиястудентышколакуда пойти учитьсяАлые парусаТворческиеЛЭТИкаталог сочиненийКаталог профессийпонятиясоветычто посмотретьИнстаграмКак сдать ЕГЭ на 100 балловисследованиеВШЭPokemon GOВКонтактеМинистр образованияинформатика
Линия наименьшего сопротивления

Линия наименьшего сопротивления

Дизайн

01.10.2014 | Пять углов
Просмотры
260

Один из самых известных петербургских дизайнеров, отец-основатель студии графического дизайна «Проектор», преподаватель, фотограф и просто жизнелюб Митя Харшак рассказал о том, что общего у дизайна и шоколада, а также без какой главной черты характера не сможет работать ни один представитель этой профессии.


– В каждом деле есть своя магия, которая заставляет не есть, не спать и только творить. А какая магия в дизайне?

– Не есть и не спать – это совершенно не про меня история, – произносит Митя Харшак, отрезая аппетитной кусочек рыбы в одном из гастробаров Петербурга, где мы и встретились для интервью. – Для меня магия – это создание журнала. Каждый выпуск – это мини-книга, а на сегодня я выпустил 27 номеров «Проектора», к тому же мы делали много книг, альбомов, каталогов. Вроде, когда идёт рабочий процесс, ты его не особенно замечаешь. Ну, двигается и двигается. А потом из типографии отгружают тираж – и это магия! Как будто он сам собой получился. Или ты делаешь-делаешь что-то, а потом заказчик говорит: «Вау, как классно! Выставляй счёт». И я смотрю – на счет деньги упали. Такая магия! Ещё круче, чем когда журнал приезжает.

– Вы и сами получали дизайнерское образование, и преподаёте студентам, поэтому, наверняка, знаете – дизайнерами становятся или всё-таки рождаются?

– Становятся. Ровным счётом никаких особенных врождённых качеств для этой профессии я не вижу. Абсолютно обучаемая история. Притом не надо путать дизайнера с художником – это совсем разные пути. Если художник – это человек, который двигается в основном по наитию и вполне может себе позволить какие-то творческие эксперименты, то работа дизайнера, в первую очередь, продиктована техническим заданием и решением определённых задач, которые стоят в том или ином проекте.

– Ведь чтобы решать эти задачи, нужно, наверно, обладать каким-то особенным видением, взглядом на мир?

– На самом деле главное – это насмотренность. Я своим студентам часто говорю, что обучение в школе (в широком смысле) – это не только то, что вы берёте от своих преподавателей, но и обязательно погружение в профессиональную среду, посещение выставок, просмотр бесконечных книг. Сейчас интернет даёт безграничные информационные ресурсы, которых мы в своё время, а я учился в 90-е годы, были лишены. Каждый западный профессиональный журнал или книга тогда залистывались до дыр и передавались из рук в руки.

– Как же вы тогда выбрали профессию, если возможностей познакомиться с ней у вас было гораздо меньше?

– Так получилось, что я ни в какую другую сторону особенно не смотрел. Моя семья вот уже на протяжении трех поколений связана с Академией Художеств, кстати, как и жена — она тоже окончила Академию, а я выбрал более прагматичный путь, и пошёл в Муху (Санкт-Петербургскую Государственную Художествено-промышленную академию – прим. ред.) на факультет дизайна. Перед этим, ещё в школьные годы, было несколько лет очень увлекательной учёбы в Детском дизайн центре во Дворце Пионеров (сегодня Городской Дворец творчества юных – прим. ред.).

В общем, я пошёл по пути наименьшего сопротивления, потому что к точным наукам у меня голова не лежала, к естественным наукам – тоже. Вроде как, гуманитарий, но тоже так себе. Для меня важно получать удовольствие от того, чем я занимаюсь. Графический дизайн, на мой взгляд, предлагает эти возможности через край. Идти за деньгами в эту профессию однозначно не стоит, а вот удовольствия там много.

– Почему вас увлёк именно графический дизайн, а не дизайн, к примеру, интерьеров или одежды?

– Если говорить о дизайне предметном, промышленном, транспортном, то в этом случае мальчишки с детства рисуют машинки и мечтают проектировать автомобили. Меня это толком никогда не интересовало, как и техника – я равнодушен к гаджетам. Что касается дизайна среды, там тоже надо понимать в математике и быть неплохим геометром. Графический дизайн – это на самом деле для лодырей. Я опять же пошёл по пути наименьшего сопротивления и выбрал то, где можно, обладая весьма скромными данными, преуспеть за счёт острого ума.

– А какими ещё чертами характера должен обладать дизайнер?

– Любопытством! Оно заменяет всё остальное. Нелюбопытный дизайнер – это сразу же профнепригодность, потому что профессия подразумевает постоянный интерес к чему-то. Путешествия, знакомства с другими людьми, новые места, новая еда – да всё, что угодно. Это постоянное накапливание впечатлений. На мой взгляд, сложно быть дизайнером, сидя отшельником в своей мастерской. Мне известен только один такой пример, когда человек – успешный дизайнер, но страшный мизантроп, нелюдим и терпеть не может вообще куда-то вылезать. Все остальные ребята, которые чего-то достигают в профессии, любопытные. Не важно, им 70 лет или 20, они с горящими глазами всё время находятся в поиске новых впечатлений.

– Как вы думаете, есть ли у дизайнера какая-то глобальная задача, миссия в мире?

– Поймите, что любая вещь, которая стоит на вашем столе, или любой предмет, который на вас надет, созданы в первую очередь по каким-то проектам. Они же не просто так появились из воздуха. Дизайн – это создание среды вокруг человека: визуальной, графической, информационной, программной, предметной и так далее. Дизайнерская профессия – это один из самых созидательных трудов.

– Стоит ли сегодня молодым людям идти в профессию? Или сейчас не лучшее для этого время и надо заняться чем-то совершенно другим?

– Сложный вопрос. Это как с рождением детей. Говорят, что сейчас не лучшее время, кризис, надо переждать, купить квартиру сначала... Да глупости это всё! Если чувствуешь, что никак без этого, то надо в омут с головой. Повторюсь, явно не стоит лезть в профессию для того, чтобы заработать деньги. Есть множество других прекрасных способов достижения материальных благ, но по уровню эндорфинов дизайн – это практически чистый шоколад, потому что радость от того, чем ты занимаешься, совершенно зашкаливающая.

Идти в профессию, наверно, стоит. Единственное, озаботиться этим надо в 8-9 классе, потому что я всё-таки сторонник фундаментального дизайнерского образования. Если говорить о графическом дизайне в Санкт-Петербурге сегодня, то, безусловно, это кафедра графического дизайна в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете искусств. Там замечательный творческий руководитель Константин Старцев, который вынимает из студентов совершенно уникальные результаты, сейчас в городе близко никто даже не может приблизиться к ним по уровню. В Москве есть Британская высшая школа дизайна, есть Высшая академическая школа графического дизайна. Если ближе, чем Москва, то это Хельсинки, Университет Аалто. Всего 380 километров на поезде – и ты там. Я верю в лучшее и надеюсь, что у наших молодых ребят всегда будет возможность учиться в той стране, где они пожелают.

Беседовала Полина Огородникова

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать