Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

каникулыпутешествияолимпиадахимиякак живут студентыбудни студентовгеографияЯндексобразованиешколавыпускникиВКонтактеPokemon GOВУЗробототехникарусский языкпоступлениеувлеченияДля гуманитариевКак сдать ЕГЭ на 100 балловитоговое сочинениеОльга ВасильеваМГУкуда пойти учитьсячто посмотретьКаталог вузовМинистерство образованиякнигиисследованиелайфхакЛЭТИМинистр образованияНовыекиноСПбГУколонка редактораНовый годОГЭЛучшее на СтенеСочинениевысшее образованиемузыкаматематикаИгра престоловлитературастудентыМного платятРособрнадзорспектакльСоветВостребованныеЧто почитатьВасильевавыставкаегэ 2017куда сходить на неделеДень открытых дверейкуда сходить в выходныепонятияолимпиадыГарри ПоттерКаталог профессийYoutubeАлые парусасоветыКуда сходитькаталог сочиненийрейтингИТМОВПРпабликаторвыставкиразвлеченияличный опыткем бытьжурфак за и противжурфаккиберспортинформатикаТворческиеродителиисторияэкзаменкаталог увлеченийВсероссийская олимпиада школьниковпсихологияКонцертфизикаошибкиВШЭПсихологКак сдать ЕГЭуниверситетФИПИфестивальвузыВыходныеДевятиклассникамвыпускной
Журналистика? Нужна. Но другая

Журналистика? Нужна. Но другая

Иван Засурский, завкафедрой новых медиа журфака МГУ, о тех, кто не вымрет

Просмотры
491

Газеты закрываются, репортажи пишут очевидцы событий, а новости – роботы. Инстаграм и твиттер, ЖЖ, YouTube – всё бесплатно, быстро, из первых уст. Грозит ли нынешним журналистам вымирание, помог разобраться советник ректора СПбГУ и завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. И даже внушил некоторый оптимизм.
 

– Что же происходит с журналистикой, и самое главное – что делать?

– С одной стороны, журналистика перестала быть такой интересной профессией, как раньше, когда у журналистов была монополия на то, чтобы рассказывать информацию. Это давно уже не так – благодаря социальным сетям у людей появился голос. Здесь все пишут бесплатно, в том числе люди серьезные, обладающие экспертным мнением. Журналисты оказались не готовы к такому изменению своего статуса. Раньше в рекламный отдел газеты «Московский комсомолец» выстраивалась очередь, которая тянулась с пятого этажа на первый. Люди несли свои деньги, чтобы разместить рекламу в печатном издании – это был простой и надежный способ получить большую аудиторию для своего сообщения. Сейчас такое представить сложно, особенно для газеты. Для журналистики в экономическом плане настали нелегкие времена. Эксперты сами разговаривают, читатели сами делают или не делают выводы. Владелец платформы знает, кому показывать сообщения, имеет огромный охват, окружает читателя – и всё это стоит ноль или около ноля. Сейчас изменения в профессии похожи на то, что произошло в свое время с музыкой. Раньше все были музыканты, потом все стали диджеи. Музыки стало меньше? Нет, она стала другая, электронная, изменились инструменты и сам творческий коллектив. Люди берут что-то, что произведено кем-то, делают обработки и играют это. Получается, главная роль в музыке у МС – «master of ceremonies». Журналист в новом мире, по сути, выполняет роль такого МС, становится медиатором, решая задачи социальной коммуникации.

 Всё готовится для следующего рывка. Кто бы мог подумать, что новая волна – Buzzfeed, Business Insider – уберёт с американского рынка традиционные издания. Там медиа превращаются в большие бизнесы сами по себе, замещая издания старого типа. Поэтому мой совет – читайте побольше на английском языке, познакомьтесь с изданиями на высоком технологическом уровне – Guardian, BuzzFeed, Mashable. Как они подают информацию, как они с ней работают, какую роль играет мультимедиа и как важно стало видео, которое всё проще записывать.

  Если вы хотите зарабатывать журналистикой, есть несколько способов. Первый – быть специалистом по коммуникациям. Это самый простой вариант, потому что всем нужна помощь. Мы находимся в середине коммуникационной революции, вокруг нас десятки тысяч организаций и людей, которые не могут быстро адаптироваться, и они готовы платить. Второй способ – для людей, которые хотят писать, в России по-прежнему есть работа. Я считаю, что настоящий книжный бум у нас еще не случился, предпосылки для рынка non-fiction, который делают журналисты, только создаются. Не можешь заработать в газете – напиши книжку. У нас забыли, что карьера журналиста не обязательно строится от корреспондента через зав.отделом до главреда. Настоящий журналистский успех – когда ты написал статью, сделал книжку и по ней сняли фильм. Тема срезонировала, и ты на волне. В журналистике важно совмещать мастерство и искусство. Как у художников, например. Картин много, они рисуют и рисуют, но когда приходит кто-то крутой, интересный, новый – для него всегда найдется место, спрос, его картины будут стоить сумасшедших денег. Если вы действительно хотите быть журналистом – можно стать успешным в любые времена. Это творческий рынок, он предъявляет спрос на уникальность и высокое качество.

– Выходит, работа в журналистике есть?

– Есть, и в петербургских СМИ тоже. Любое экономическое издание, например, мечтает найти крутого журналиста. Это очень трудно – журналист, разбирающейся в экономике, понимающий в ней достаточно – редкая птица. Поэтому еще один совет – подумайте об экономической журналистике. Это перспективно, и это интересно. Бурно растет рынок корпоративных медиа. Бренд сам стал медиа – делает журнал «Найк», качает свой канал «Пума». И здесь тоже нужны специалисты, но уже нового плана.

Профессия трансформируется – если раньше были только журналисты, то сейчас – редакторы СММ, редакторы СЕО, по блогам, ведущие страничек, social media-директоры. Академические учреждения пока не научились готовить этих специалистов, потому что процесс происходит очень быстро. Людям всегда нужно будет узнавать информацию, и они будут готовы за это платить, здесь открываются новые рынки. Например, в Америке большую популярность обрели специальные приложения для юристов и врачей. Оказалось, что во время перерывов между приемами клиентов они обожают изучать новый опыт из рабочих практик, и им не жалко платить деньги за подписку на приложение с такими историями. И это уже не совсем журналистика, это коммуникация.

На переднем крае всегда есть место для тех, кто хочет побороться за жизнь. Такого, как раньше – чтобы по окончании вуза тебя ждала размеренная работа в газете на определённой должности, сейчас и представить нельзя. Условия журналиста ожидают скромные, профессия перестает быть премиальной. Знаете, какой крутой и завидной раньше была профессия машиниста? А капитана корабля? У Марка Твена это эталон, он курит дорогие сигары, ездит в Миссисипи, путешествует… Каждой эпохе свой герой. Журналист – герой 19-20 века.

– Какие навыки нужны тому журналисту и медиатору, кто хочет быть на переднем крае?

– Никто не отменяет главное – умение собирать и анализировать информацию. Лучше всего его натренировать, как ни странно, готовя учебные работы. Вы берете разные источники, комментарии специалистов, экспертов. Не экономьте время, не сдавайте чужие работы и перестаньте, наконец, списывать – это мерзко, вы обкрадываете сами себя.

Еще один навык – здоровый скепсис. Журналист может спокойно слушать одностороннюю информацию, но желать узнать – так ли это на самом деле? И здоровое желание даже не возражать, а узнать больше. Без этого никуда. Это базовые навыки. А есть важные, более современные – способность пользоваться массивом данных, поисковыми системами, источниками, понимать механизм функционирования современных платформ, знать, чем фейсбук отличается от LinkedIn, а вместе они от «одноклассников» и вконтакте, и чем они не похожи на современные издания вроде Хабра, Лепры. Это и есть новая медийная индустрия.

И, конечно, ничто не сравнится с умением хорошо, точно, правильно и красиво рассказать историю. Многие главы западных компаний и корпораций говорят сотрудникам – изучите курс по журналистике, а то ваши отчеты читать невозможно. С начала веков и до конца света человек, который хорошо рассказывает интересные истории, не окажется голодным.

– Значит, те, кто поступает в этом году…

– Те, кто поступает в этом году, будут решать прикладные стратегические коммуникационные задачи конкретных людей за деньги. Им придется издавать газету бренда, клуба, боксерского салона, делать сайт для похоронного агентства. Роскоши, чтобы сидеть в газете, а тебе платили хорошие деньги за то, что ты ходишь и пишешь статьи, не будет. На журфаке, может быть, научат писать, но хорошо писать может тот, кто читает. Я сам прошел через несколько стадий облома и понял это. И другое открытие – чтобы читать, нужно писать. По-настоящему читает тот, кто пишет. Даже если вы себе пишете заметки или как-то работаете с получаемой информацией, вы интегрируете её в себя. Я сталкивался с этим, и у меня есть ощущение, что для того, чтобы освободилось место для новой информации, нужно передать то, что собрал. Может быть, это журналистский рефлекс, а может – основной закон работы с информацией. Когда у тебя ее много, ты теряешь энергию, а когда ты ничего нового не изучаешь – теряешь направление и не видишь перспективу. И это то, что происходит сейчас с журналистикой. Для людей старшего поколения и сейчас, и раньше, с появлением прямого эфира, телемостов, трансляций она окуклилась. Они привыкли писать с цензурой, сидеть работать вечерами, у них была комфортная жизнь – а сейчас это собачьи гонки. Приходят сто человек на пресс-конференцию, и все пишут одно и то же. Поэтому главным товаром становится уникальность.

Было такое издание, OpenSpace, и балансировало оно на грани. Выходит у них колонка журналиста Андрея Лошака – и приходит 200 000 человек, нет колонки – нет читателей. Лошак оказывается востребованным журналистом – настолько он умеет качественно артикулировать и выражаться. Изучение важнейших мастеров сегодняшнего дня никто не может отменить. И это домашнее задание нашим читателям. Узнайте, кто из сегодняшних коммуникаторов является лидером мнений, кто рассказчиком, кто журналистом. Какие тактики и стратегии коммуникации используются, и в чьих интересах, какой экономический базис. Любая система коммуникация несет на себе искажения, и эти искажения нужно знать и понимать в том числе для того, чтобы найти себя и свое место в профессии.

  Несмотря на все прогнозы и перспективы, я, как и все потребители, всегда надеюсь, что иногда будут попадаться журналисты, которые просто невероятно круто пишут, потому что появление такого пера – это невероятное счастье, и это нельзя измерить деньгами. Он будет чувствовать удовлетворение от деятельности, а люди будут счастливы его читать. И это нельзя измерить деньгами. Нам нужны такие люди, как, например, Колесников, который из официального репортажа сделала бенефис очерка и новой журналистики. Совет напоследок – почитайте американских писателей новой волны, определивших у нас стиль персональной журналистики, где сам журналист является действующим лицом. Когда-то этот прием был протестом против засилья серости. Кен Кизи, Том Вулф, Керуак раскачали систему журналистских жанров, но это именно то, что мы видим сейчас в интернет-журналистике. В конечном счете, этот стиль письма при определенном повороте событий делает из журналиста писателя, так нужного нам.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
По вашему запросу ничего не найдено
Комментировать