Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

ИнстаграмДля гуманитариеввыпускнойВКонтактеИТМОСоветфестивальВостребованныеРособрнадзорчто посмотретьбудни студентовэкзаменPokemon GOМного платятАлые парусавузыфизикавыставкиВПРПсихологКак сдать ЕГЭ на 100 балловкуда пойти учитьсяпабликаторСочинениеколонка редактораКак сдать ЕГЭлайфхакЛучшее на Стенелитературавысшее образованиеМинистерство образованиякнигикаталог сочиненийегэ 2017Новый годсоветыуниверситетЯндексВУЗYoutubeКаталог профессийинформатикаВШЭМинистр образованияробототехникаФИПИолимпиадыВыходныекуда сходить на неделеГарри ПоттерОльга Васильевакуда сходить в выходныематематикаобразованиепсихологиякиберспортСПбГУкаталог увлеченийУчителькак живут студентыМГУЛЭТИхимияжурфакИгра престоловошибкиличный опытКуда сходитьТворческиерусский языкразвлечениягеографияпоступлениеКонцертисторияолимпиадаДень открытых дверейВсероссийская олимпиада школьниковпонятияДевятиклассникампутешествиярейтингОГЭкем бытьЧто почитатьжурфак за и противстудентыисследованиемузыкакиноКаталог вузовувлеченияНовыеканикулышколаитоговое сочинениевыставкавыпускникиВасильева
Честное слово

Честное слово

Учимся писать рецензии

08.12.2015 | Юлия Рожнова
Просмотры
367

Вы же читали сейчас свидетельства тех, кто выжил после терактов? Ни в ком нет ненависти, все говорят только о том, как важно сохранять и дарить любовь. Л. Пантелеев, советский детский писатель, как раз пишет о такой человеческой морали, и совсем не «советскость» и «детскость» привлекают нас сейчас в его книгах. Каково перечитать заново знакомого с детства автора, какие грани раскрываются в творчестве писателя сейчас?

Нельзя сказать, чтобы Л. Пантелеев как писатель был забыт, но сейчас вдруг он стал особенно востребован. Молодая петербургская труппа «ЭТЮД-театра» ставит спектакль «ШКИД». Несколько издательств независимо друг от друга подготавливают новые серьёзные, снабжённые комментариями и статьями переиздания прозы Л. Пантелеева.

Алексея Ивановича Ермеева – известного под псевдонимом Л. Пантелеев – можно назвать ровесником века, причем не советского, а XX. Ему – самому по себе личности тихой и замкнутой – удалось вобрать в свои биографии (творческую и жизненную) все приметы времени и оставить после себя неотвеченные вопросы и нераскрытые страницы.

Полина Барскова, поэт, прозаик, готовит книгу о ленинградских писателях в годы блокады: «Теперь, когда мы имеем возможность осмотреть этот творческий путь издалека, становится ясно, что Пантелеев сделал все возможное и невозможное, чтобы его слово оставалось честным, описывающим реальность (важно, что Пантелеев был близок к ОБЭРИУтам, и реальное искусство было и для него предметом размышлений).

Как и для некоторых других коллег, для Пантелеева именно блокада Ленинграда (а не террор, убивший его друзей) стала той творческой провокацией, которая приоткрыла в нем невозможность лгать и необходимость говорить о неописуемом. К той же категории относятся советские писатели Бианки и Гор, например.

Перефразируя Оруэлла, можно сказать, что все блокадные опыты уникальные, но опыт Пантелеева уникальнее других: он лишился карточек вообще по причине политической неблагонадежности и провел первую блокадную зиму без карточек, налегке. Только вмешательство Маршака вернуло его в мир «официальных» блокадников.

Однако, Пантелеев выжил благодаря самоотречению матери, сестры и друзей (можно вообразить, именно этот опыт обратил его лицом к вере), написал пережитое и, что уже совсем невероятно, опубликовал написанное в позволивших вдохнуть и выдохнуть 1960-х.

Один из наиболее бескомпромиссных текстов о блокаде, упоминающих черный рынок, партийные привилегии, контроль НКВД, смерть Хармса – блокадные записки Пантелеева, текст опубликованный, но, сдается мне, непрочитанный».


Три издательства – «Геликон Плюс» («История моих сюжетов», 2015), издательский проект «А и Б» («Республика ШКИД», 2015), «Никея» («Верую!», 2014) – и режиссёр спектакля «ШКИД» Семён Серзин, кажется, ухватили всю авторскую суть и постарались объяснить читателю и зрителю, почему Л. Пантелеев сейчас – важный автор.

Проза Л. Пантелеева – в особенности подростковая во всех смыслах повесть «Республика ШКИД», написанная в соавторстве с Григорием Белых, – пережила два пика популярности – в 1920-х и в 1960-х (второй – после выхода фильма Геннадия Полоки по сценарию Л. Пантелеева с Сергеем Юрским в одной из главных ролей). Именно 1920-е и 1960-е – те два периода российской истории, когда искусство перерождалось, находило новые формы.

В советское время любое искусство являлось инструментом пропаганды, даже детская литература должна была проповедовать коммунистические идеалы. Но, как подчёркивает литературовед и составитель сборника Л. Пантелеева Самуил Лурье в предисловии к изданию «История моих сюжетов»: «Дело в том, что Л. Панелеев был не советский писатель. Потому что Алексей Иванович Еремеев был не советский человек. Поскольку презирал агитпроп, ненавидел госбезопасность и веровал во Христа».

Семён Серзин, главный режиссёр «ЭТЮД-театра»: «Тема республики ШКИД – это скорее попытка создать локальное свободное общество в рамках системы. И это, конечно, утопия, потому как законы ШКИДы не работают за ее пределами. Для меня эта история по-своему перекликается с историей Царскосельского лицея. Сама по себе ШКИДа, буйная, голодная и убогая мало похожа на Царскосельский лицей, однако какая-то смелость, да и само желание волеизъявления этих молодых людей показалось мне схожим в своих зачатках. Здесь и острое ощущение своевременности и неизбежности перемен, и завидное небезразличие к судьбе своей страны, и тот факт, что все это зрело в юных мальчишеских головах. Когда-то на поступлении в театральную Академию наш Викниксор – В.М.Фильштинский сказал нам, мол: «Вы все и так уже артисты. Осталось только сделать из вас хороших людей". В меня тогда эта фраза сильно попала. Думаю, в этом цель. Быть людьми».

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
По вашему запросу ничего не найдено
Комментировать