Четыре года назад студент Андрей Васильев написал в «Пять углов» репортаж о непростой работе спортивного журналиста. Тогда, несмотря на все форс-мажоры, Андрей с ней справился. Сейчас, уже будучи главным редактором газеты «Советский спорт в Санкт-Петербурге», он встретился с корреспондентом «ПУ» и побеседовал о том, что изменилось в его жизни, и какая она на самом деле – спортивная журналистика?
— Прежде всего — что изменилось за четыре года?
— Я стал главным редактором «Советского спорта". Четыре года назад вся система работы редакции была иной: удивительно, но в тот момент и близко не существовало принципа digital-first. Через два месяца моей работы главным по Петербургу он появился. Чем дальше, тем меньше я сам занимаюсь писаниной — новые авторы постепенно растут и дорастают до ключевых задач — и это, безусловно, прекрасно.
Я стал редактировать в тот момент, когда мне самому еще очень нужна была редактура. Но начинаешь разбираться в ошибках у других — тут же перестаешь делать многие и сам. Только что исправил какую-нибудь жесть — естественно, сам уже не станешь эту жесть повторять. Лучший способ научиться вменяемо писать — сначала набраться читательского опыта, а потом по-редакторски изучать чужие тексты.
— Тогда, в репортаже, вы рассказывали о том, как складывается один день спортивного репортера. А как выглядит день главного редактора?
— Начинаю с приложения Todoist и пытаюсь понять, как наполнить день смыслом. Плюс определяю, какие 20 процентов дел продвинут меня вперед, и как достойно разделаться с 80 процентами рутины, чтобы она не скапливалась.
Полчаса нетрудных, но важных физических упражнений с 8:30 до девяти – святое, которое я стараюсь сделать регулярным. С плотным завтраком в 9 уже получилось, значит и у упражнений есть шанс.
Сразу после – в редакцию, там чаще всего спокойствие и удобные стол-стул – тут работать приятнее, чем дома на диване. Никакого графика 10-18, конечно же, нет. Работа журналиста не прекращается никогда, потому что «рвануть» может в любой момент. Клубы объявляют о трансферах в пятницу вечером, игроков отстраняют из команд по выходным. Ты, конечно, можешь что-то планировать в делах и отдыхе — но только чтобы потом нехило разочароваться.
— Для того, чтобы стать спортивным журналистом, достаточно иметь знания по любимому виду спорта и уметь писать?
— Стать — легко! Другой вопрос — писать надо так, чтобы тебе за это платили. Знания о спорте не должны оставаться на уровне дружеских разговоров за кружкой пива. Главное – работать быстро без потери качества. И уметь примерно все. Например, у нас есть сотрудник, который может и текст написать, и фоторепортаж сделать, и в фоторедакторе управиться, и сверстать спецпроект для сайта. А есть сильный молодой автор, который ограничивается только вордом и браузером. Думаю, ясно, кто зарабатывает больше. И не потому, что я или кто-то другой так решил, а потому что функционал шире, а значит, и реализованных задач больше.
Везде, в любой сфере журналистики, есть, если не копать глубоко в разработку, три основных направления: текст, фото-видео и их обработка плюс диджитал-инструменты типа SMM, верстки в конструкторах сайтов. Лучше всего — довести что-то одно до уровня «отлично», а остальное держать на «хорошо», чтобы чувствовать себя уверенно. Это уже важно при устройстве на работу сейчас, через несколько лет необходимость в разносторонних навыках только усилится. И если вы хотите только писать, без оглядки на остальные навыки — лучше выбирайте не журналистику.