В Петербург пришла Манифеста. Возможно, вы ещё не знаете, но она уже на вашей улице. Очень скоро будет в вашем доме. Не понимаете о чём речь? ПУ ответит на все ваши вопросы!
В Главном штабе Эрмитажа опять какое-то безумие. В первом зале открывшейся недавно выставки — развешанные на стенах разноцветные, очень милые и бессмысленные простыни, в следующем — килограммы картона под ногами, имитирующие обломки обвалившейся коммунальной квартиры. Пройдите ещё дальше и увидите бумажный тоннель, внутри которого аппликации с котиками, Путиным и видео-история о том, как парни из Нидерландов обустраивали для котов подвалы Эрмитажа, и, если сможете дойти до конца, то перед вашим носом вырастут носовые платки размером в три человеческих роста с принтами наподобие театральных декораций и живописных полотен. Всё это современное искусство привезли в Россию европейцы в рамках десятой Манифесты, несмотря на «Крым наш!» и прочие политические неурядицы. Расставим точки над i: Манифеста — это биеннале, то есть проводится она раз в два года и каждый раз в новом месте. В Санкт-Петербург её занесло после 20-летних скитаний по европейским городам: Роттердаму, Люксембургу, Франкфурту-на-Майне, а у нас она отмечает свой юбилей вместе с Государственным Эрмитажем, который в этом году празднует серьезную дату — 250 лет. Зимняя олимпийская лихорадка давно утихла, и Питер рискует захлебнуться в лихорадке культурной, ибо Манифеста обещала быть долгой и вездесущей. Мы разложили по полкам всё, что вам нужно знать о Манифесте 10.Где?
Основная часть арт-объектов Манифесты уже разместились в филиалах Эрмитажа — Зимнем дворце и Главном Штабе. Основной упор делается, конечно же на новенький, недавно отреставрированный Главный Штаб — туда свезли 2/3 всех работ. Несмотря на свою значимость, эта основная площадка по русской олимпийской традиции открылась, но не достроилась. За день до публичного показа работники при установленных инсталляциях и снимающих сюжеты журналистах белили стены и таскали строительный мусор, а аннотации к арт-объектам и вовсе отсутствовали.
Впрочем, в некоторых залах не было даже табличек с именами авторов шедевров, дескать, сами угадывайте. При этом, не заглянуть на экспозицию нельзя: с псевдогениальными однотонными квадратами Оливье Моссе соседствует Анри Матисс, а полотна Малевича спрятались повсюду — удивительно, как ещё не устроили конкурс «найди всего Малевича» с призами. Например, некоторые его картины спрятались прямо внутри уже упомянутой разрушенной коммуналки, а ещё одна — «Чёрный квадрат» — в зале этажом выше. Забавно то, что именно там отсутствовала информация об авторах, и знаменитый чёрный холст занял место в зале с оригинальным оформлением-инсталляцией: три соседние стены заняли пустые рамы, а рядом с каждой «пустышкой» прикрепили большие стикеры: «ЭТО МАЛЕВИЧ», «ЭТО РЕМБРАНДТ» и подобные вариации. Посетители, конечно же, заходили сюда, вставали к «Чёрному квадрату» спиной, фотографировали пустые рамы и уходили под впечатлением, не подозревая, что прошли мимо настоящего Малевича.
Зачем?
Манифеста — это познавательно. Помимо развлечения искусством, на Манифесте можно действительно поднабраться знаний в этой области благодаря ещё одной образовательной программе, в рамках которой — лекции-диалоги, а также ночная программа Manifesta Nights. Более того, многие перфомансы публичной программы проводятся тоже в формате лекций, к таким относится, например, «В Африку гулять» Алевтины Кахидзе (22 Июля 19:00 Лекторий Главного Штаба). Наконец, для школьников и студентов подготовили серию семинаров «Как работает искусство» и мастер-классы «Арт-Лаборатория», которые познакомят с искусством в рамках школьных предметов (физика, биология, обществознание).
Манифеста — это пафосно. Всемирное биеннале для арт-сообщества равноценно Евровидению или Чемпионату мира ФИФА, хоть, конечно же, ни о каком соревновании речи не идёт. Ещё до публичного открытия выставки в Петербург съехались ведущие профессионалы и журналисты из самых разных стран Европы, а заголовки о событии дали даже иностранные СМИ. Поэтому, если судьба дарит шанс поучаствовать в чём-то столь значимом, масштабном и даже историческом, надо брать!
Биеннале продлится целых четыре месяца. Даты работы выставок в Главном штабе Эрмитажа и в самом Зимнем дворце — с 28 июня по 31 октября. Помимо этого в свободном доступе выложен официальный календарь публичной программы Манифесты, а также параллельной программы, с помощью которого вы сможете отследить все события биеннале. Даты Manifesta Nights: 27 августа; 24 сентября и 29 октября.
Как попасть?
Попасть на выставку в Главный Штаб Эрмитажа легко — со вторника по воскресенье там проводят три открытых обзорных экскурсии — в 12:00, 14:00 и 16:00, длительность которых полтора часа. Для участия в открытых экскурсиях необходимо приобрести входной билет в Эрмитаж, который для школьников бесплатный. Что касается публичной программы, то иногда на посещение мероприятия количество мест ограниченно. Поэтому очень важно следить за новостями в официальной группе Манифесты, так как за несколько дней до события даётся анонс и открывается запись на посещение перфоманса.
Но, по секрету, Манифеста сама к вам придет, даже если вы для этого ничего не делаете. Она будет появляться везде, где кипит жизнь, и ещё не раз даст о себе знать на первых полосах газет, ведь биеннале успело наделать шума ещё не открывшись, а впереди четыре месяца. Обращайте внимание на стрит-арт, на уличных артистов и музыкантов, смотрите по сторонам и вы не только найдёте Манифесту, вы поймёте, что она из Петербурга никогда и не уходила.