Белый зал недавно отремонтированного здания главного штаба Эрмитажа (хотя по масштабам это скорее комната). Здесь — несколько самых обыкновенных обыкновенных столиков. На столах - всякая всячина, разложенная в неопределимом порядке и засыпанная чем-то вроде строительной побелки: пирог из фигурок пауэр-рейнджеров, пластиковых яблок и шара для хомяка, украшенные сахарной пудрой пирожные в виде песочных лопаток и щёток для чистки автомобилей, и что-то вроде заснеженной Фудзиямы, в основании которой надувная связка бананов, а на вершине — перевёрнутый вверх лапами игрушечный орёл. Пресс-показ выставки «Моно-но аваре. Очарование вещей. Современное искусство Японии» начался с непонятного, но интригующего.
"Думайте что хотите: неважно стиральным порошком или рождественским спреем для рисования снежинок на окнах вам покажется белая субстанция, покрывающая все эти вещи на столах. Важно то, что предметы, окружающие нас в повседневной жизни, имеют применение и какую-то ценность только по отдельности. А собери их вместе и прикрой их яркость бесцветным, чистым материалом, как они тут же теряют какой-либо смысл» — смущённо рассказывает автор инсталляции «Hakachizu» Канэудзи Тэппэй, то и дело поглядывая на своего переводчика с японского. На джинсовой куртке молодого человека — олимпийский мишка, значок Олимпиады-1980, купленный художником в соседней сувенирной лавке. На вопрос, почему ему приглянулся именно этот русский символ, отвечает просто: «Kawaii».В другом зале, уже на втором этаже экспозиции, что-то наподобие картин Поллока в объёме: белые стены как холст, а рисунком выступают соединённые между собой трубки хула-хупа. Наш мир заполнен пустотой - такова идея инсталляции «Untitled (Hula Hoops)» Кэнго Кито.
Впрочем, не все экспонаты оказались такими масштабными, эпатажными и технологичными. Некоторые произведения нашли красоту современного мира в естественности и простоте. Например, главная героиня инсталляции Хироаки Морита «Из ”Эвиан” в ”Вольвик”» — простая капля воды, падающая с высоты двух метров из бутылки Evian в бутылку Volvic. Как рассказал автор, он долго экспериментировал, чтобы вся вода переливалась ровно за 24 часа, поэтому она капает даже ночью, а каждое утро художник воссоздаёт инсталляцию. Бутылка, стоящая на полу, практически незаметна, не имеет никаких предупредительных знаков и ограждений. Послание автора легко угадывается: хрупкость экосистемы, причастность каждого, красота обыкновенной воды. А чтобы увидеть работы Ёсихиро Суда надо быть очень наблюдательным или просто пообщаться с автором, как это сделал корреспондент «ПУ": между двумя стёклами оконной рамы, на фоне классического ярко-розового петербургского здания, раскрыла свои лепестки миниатюрная деревянная роза, неотличимая от настоящей, а совсем крошечные зелёные росточки, названные просто «Сорняки» пробились сквозь бетон у балкона второго этажа. На выставке «Моно-но аварэ» время и размеры, свет и тень, органика и синтетика смешались и перепутались, чтобы обратить взор человека на то, что происходит в жизни каждого из нас, здесь и сейчас, сколько потрясающего нас окружает и чего мы в упор не замечаем или не хотим замечать. Всё здесь построено на чувствах и эмоциях, мимолётных личных воспоминаниях, всплывающих в памяти каждого созидателя этих непостоянных и недолговечных шедевров. О таких событиях, как выставка «Моно-но аварэ» обычно говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И если вы всё ещё задаётесь вопросом «Идти или не идти?» возможно, мнение Олеси Туркиной, ведущего научного сотрудника отдела новейших течений Русского музея, посетившей открытие выставки и поделившейся своими впечатлениями, станет последней каплей воды, перекочевавшей из бутылки марки «Остаться дома» в бутылку с этикеткой «Пойти в Эрмитаж".