Здесь нет массивных инсталляций, перегруженных смыслом, нет масляных картин, написанных азиатскими Дали XXI века. Здесь искусство неосязаемо и говорит на языке людей, родившихся в эпоху цветных телевизоров и смартфонов, потому что главные экспонаты — это видео-анимация и короткометражные фильмы, проектируемые на белые стены. Маленькие комнаты экспозиции, как и территориально маленький Тайвань, битком набиты большими проблемами большого мира.
Сами же видео работы - отнюдь не нравоучительные ролики о покрывающейся свалками Земле и уродстве идеологии потребления. Центральная задача — показать шокирующую реальность с той стороны, с какой обыватель и не додумался бы взглянуть. Например, одноканальная видеоинсталляция Гоан-Мин Юан «На волнах» переносит зрителя на борт деревянной низкобортной лодки, бороздящей волны океана. Всё, что доступно для обзора, — это синяя гладь, и лодочная корма. Спустя какое-то время кораблик начинает заваливаться на бок, словно бумажный, черпать низкими бортиками воду, как столовая ложка, и наконец совсем уходит под воду. В Африке бегущие от невыносимой жизни мигранты точно так же берут лодку и отправляются в Европу или Америку. Большинство из них не достигают места назначения. Единственные объёмные экспонаты, представленные на выставке, — творения художника Чао-Цай Чиу, который лично приехал на CYBERFEST в Санкт-Петербург и проведёт лекцию первого декабря в рамках фестиваля. Его комплекс инсталляций «Мир усталости» — это серия гордо и непоколебимо взмывших вверх псевдобронзовых фигурок Эмпайр-стейт-билдинга, Статуи Свободы и рекламного стенда МакДоналдс - символов всем известных американских брендов. Рядом с ними — карточки, на которых изображёны чёрные тени-силуэты статуэток, отражающие их истинную натуру: Эмпайр-стейт-билдинг понуро опустил свой шпиль и выгнулся, как водопроводная труба, а Статуя Свободы опустила свой факел с видом невыносимо изнурённой женщины. Посетить шестидневную фестивальную выставку «Schizophrenia Taiwan 2.0» — всё равно что забраться в самую периферию своего сознания. Нам не скрыться от маркетинга, от культа производства и потребления, нам не перестать быть самими собой. Однако игнорировать разрушительные явления, прокрадывающиеся во все сферы нашей жизни, — всё равно что игнорировать маленький остров в Тихом океане, в котором масштаб сегодняшнего абсурда обратно пропорционален его размерам. И если за просмотром какого-либо видео на выставке вам вдруг стало не по себе, то вы правильно поняли художников, трудившихся над созданием «Schizophrenia Taiwan 2.0». Добро пожаловать в существующую реальность!
Выставка работает до 1 декабря 2013 года в Молодёжном центре Государственного Эрмитажа.