Пока Эрмитаж безуспешно пытается договориться с испанским музеем о выставке живописи Сальвадора Дали, в Перинные ряды привезли его печатную графику из частных коллекций. Уютно ли сюрреалисту в прозаичном пространстве Арт-центра и чего ожидать от выставки, разбирались ПУ.
На выставке «Сальвадор Дали. Тайнопись» ощущение полного сюра испытываешь сразу же, как оказываешься в зале. Прямо по курсу – огромный портрет Сальвадора с лупой, который обрамляет тёмно-зелёный бархатный театральный занавес с золотыми кисточками, несколько не сочетающийся с блестящим белым кафелем на полу. Занавесу противоречит «красный уголок» прямо на входе - вновь портрет Дали, но уже на ярко-красном фоне, и такой же по цвету коллаж с фотографиями гения. Плюс ко всему – музыка, спокойная, на испанский мотив, но всё же лишняя. Скуку белого зала второго этажа арт-центра вроде и разбавили, но как-то неубедительно, хотя и по-далиниански нелепо. Что касается самих работ художника, то здесь вы не увидите картин маслом, знаменитых «мягких часов», слонов на тоненьких ножках, губ-диванов, усов, в общем, всего, что ассоциируется с Дали в мейнстримных кругах. Но не спешите разочаровываться, ведь «Тайнопись» - не плохая выставка, она просто нетипичная. Вся экспозиция состоит из печатной графики, то есть шедевры Дали в прямом смысле напечатаны на бумаге. Такими их создавал сам художник и выпускались они не в единственном экземпляре, а дорогими ограниченными тиражами. Мало кто знает, что Дали часто работал в подобной технике «как из принтера», и сегодня существует несколько сотен ксилографий и литографий художника, многие из которых никогда не выставлялись в музеях. Но благодаря выставке «Тайнопись», увидеть часть работ всё же можно: в Перинных рядах – внушительное собрание из 60 цветных графических произведений. На формирование этой коллекции у организаторов ушло три года, ведь каждое полотно подбиралось тематически, а после его нужно было одолжить на время у хозяина. Кстати, тема по-настоящему петербургская - литературное наследие, а потому место в зале заняли 20 иллюстраций к повести Педро де Аларкона «Треуголка», картинки к «Приключениям Алисы в Стране Чудес», литографии из серии «Кармен» и мифологической серии «Далинианские лошади». Спрашивается, при чём здесь “тайнопись” художника и где искать спрятанные секреты и зашифрованные послания? А тайнопись заключается в том, что перед посетителями – не просто весёлые картинки, а вольные пересказы Сальводором известных всем историй, в которых отражается и его восприятие литературных произведений, и отношение к ним. Поэтому в изображениях проявляется самое личное и сокровенное – страхи, воспоминания, представления. Такого Дали видели немногие: героями полотен становятся кузнечики, ослы, лошади, карты Таро. И неспроста. Например, кузнечиков мастер очень боялся, а лошадиный образ закрался в его голову ещё в детстве – такими ему виделись полные кухарки, поэтому неудивительно, что у сюрреалиста лошадь нередко женственна, даже есть женщины-лошади. А тем временем эти животные – персонажи всевозможных мифов и легенд, среди которых Троянский конь, Пегас, Буцефал и даже кляча дон Кихота. Серия иллюстраций к «Алисе в стране чудес» и вовсе не нуждается в представлении. Два сюрреалиста – Сальвадор Дали и Льюис Кэрролл – настолько схожи в своём безумном восприятии мира, что иллюстраций «Алисы» лучше, честнее и достоверней, чем у Дали, не существует. Наконец, в центре выставки - великолепный триптих «Трилогия любви», который в Америке показывали лишь пару раз и в Россию привезли впервые.Это серия нетипична для Сальвадора Дали, потому триптих представляет собой ясную и возвышенная оду высоким чувствам, созданную уже на закате жизни. Второй план этих работ — тема карт Таро. Дали занимался иллюстрированием карт Таро, а эти работы соответствуют карточным фигурам и называются «Повешенный», «Умеренность» и «Башня». Каждая из карт имеет символику, которую Дали по-своему переосмысливает. Прежде всего это узнаваемый образ Повешенного. Висеть он должен вниз головой, а у Дали воспаряет над землей — с реальностью его связывает лишь тоненькая ниточка.
Рената Корякова, куратор выставки
Причин, чтобы посетить выставку «Сальвадор Дали. Тайнопись» в Перинных рядах предостаточно: познакомиться с техниками литографии и ксилографии, увидеть настоящего малоизвестного Дали и, вооружившись работами Фрейда, узнать его тайны, да и просто ради веселья попробовать отыскать фигурку самой Алисы - тоненькую девочку со скакалкой в руках, которую и не сразу приметишь - во всех иллюстрациях серии. Даже если вы никогда не видели прежде работ Дали «вживую», даже если знаете о нём очень мало, выставка «Тайнопись» - хороший старт для погружения в творчество великого сюрреалиста, ведь все литографии сопровождаются,
информационными заметками, указывающими, на что стоит обратить внимание.
Экспозиция пробудет в Арт-центре «Перинные ряды» до 21 декабря 2014 года, а затем отправится в другие города России – от Калининграда до Улан-Удэ.