Неформальность спасёт мир
В Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии учеников давно избавили от обязанности проводить день в четырёх стенах. Об этом рассказали известные архитекторы Скандинавии на Днях архитектуры Северных стран. Культура неформальности всё больше процветает, учителя перестают быть поставщиками знаний, а становятся коучами – просто помогают добывать знания, а не дают их. «Нужно учить студентов мыслить, теперь знания не успевают за новейшими технологиями и довольно бесполезны», – такая вот установка.
«Преподавание стало более открытым, и это изменило способ проектирования школьных зданий. Мы видим более гуманный подход к выбору материала, цвета, формы, пропорций», – рассказала Адальхейдур Атладоуттир из Исландии о том, как новые тенденции повлияли на здания. Архитекторы полюбили проектировать школы, потому что это бесконечный простор для творчества. Они общаются с детьми, и стараются представить как маленький ребёнок со своим ростом и мышлением увидит результат их труда. Психологи не раз доказывали опытным путём, как важно для продуктивности то, что нас окружает.Главные тенденции и принципы современного образования в Северных странах, от которых нам в России становится немножко грустно:
- Атмосфера свободы, никаких жёстких рамок.
- Демократический подход к проектированию школьных зданий.
- Универсальность. Здание школы становится общественным пространством. Почему бы к вечеру не превратить школу в модную площадку для вечеринки, а на следующий день не собрать там родителей или просто местных взрослых на развлекательное мероприятие?
- Детей в начальной школе не подвергают стрессу – не проводят экзамены и тесты.
- Большой упор делается на междисциплинарные навыки, предметы рассматриваются во взаимодействии друг с другом, а не по отдельности
- Компьютеры, планшеты и другие гаджеты активно используются в классах, от тетрадей почти отказались.
- Развитие личных качеств выходит на первый план. Ребёнка учат эффективному взаимодействию с людьми.
- Учителя перестают быть поставщиками знаний, а дети – слушателями. Нет дистанции «учительский стол-класс», занятия стараются проводить в круге.
- Чем больше интерактива, тем лучше.
-. Упор не на освоение больших объёмов знаний, а на прикладное применение своих знаний и умений.
- Стремление сформировать нравственно ответственного члена общества для жизни в семье, обществе, мире, вместо «воспитывания» антикоррупции или патриотизма
- Дети есть дети, им нужны веселье и отдых. Поэтому почти никаких домашних заданий.
А как же Россия?
Финляндия в международном рейтинге качества обучения PISA (своеобразный «Оскар» в образовании) никогда не выходит из пятёрки лидеров, а чаще и вообще стоит на первом месте. Россия занимает, по последним измерениям, 33-е. При этом учатся финны играючи, без напряга — дети если не любят, то хотя бы не ненавидят школу.
Главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев не считает привычную российскую школу плохим явлением: «Чем хороша традиционная школа? Она, на мой взгляд, даёт определенные навыки поведения человека в обществе с определенными целями и задачами. Есть у нас школы, которые имеют более свободную манеру образования. Но при оценке качества знаний эти школы не занимают абсолютно лидирующих позиций, хотя и находятся в верхней части списка. Я считаю, что абсолютная свобода в архитектуре требует большей эмоциональной отдачи. В таких пространствах, по оценкам психологов, учеба морально требует большего напряжения, чем в традиционных. Что касается общеевропейской практики использования школы как общественного пространства — в России это расходится с рядом положений по нормированию».Но ребёнок, попавший в среднестатистическую российскую школу, ощущает себя как в замкнутом круге. Школа начинает приучать к работе и складывает впечатление, что дальше – сплошные разочарования. Здесь классу к пятому мы начинаем ненавидеть понедельники и терять мотивацию. «Больше свободы – меньше контроля», – девиз Ольги Миловидовой, заместителя директора школы №204 с углублённым изучением финского языка.