Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Журфак
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

ИТМОСПбГУжурфакегэ 2017Министерство образованияДля гуманитариевразвлеченияКем быть?школаитоговое сочинениеГимназия 30 ПетрозаводскМинистр образованияВостребованныеСочинениестудия журналистики Калининского р-наКонкурсчто посмотретьЛучшее на СтенеспектакльКак сдать ЕГЭНовый годШкола 2 Березовкакнигикак прошли ЕГЭ-2018ВыходныеуниверситетлитератураМного платятисследованиеЛицей 11 ЧелябинскВКонтактеЕГЭ 2018историяэкзаменыОльга ВасильевапабликаторИгра престоловВШЭКаталог вузовобществознаниематематикавыпускнойолимпиадышкола 118 МоскваолимпиадаКонцертфестивальрейтинг вузовинформатикахимияЛето в городах РоссииПабликатор Дарьи Куликовойкуда пойти учитьсякиноМГУкуда сходить в выходныеВУЗКуда сходитьопросвыставкаКаталог профессийфизикарецензиякуда поступатьаккредитациястудентыНовыевузыработапутешествиялайфхакАкадемическая гимназия 56советы психологагимназия 19 ОрелмузыкаОГЭШкола 151каникулыинтервьюобразованиекем бытькаталог сочиненийэкзаменличный опытлицензияДевятиклассникамкак сдать ОГЭрусский языкжурфак за и противРособрнадзорАлые парусасоветыУчительрейтингувлеченияНИУ ВШЭволонтерствопоступлениеТворческие
Школы Скандинавии: жизнь без домашки, парт и страданий. Когда у нас так будет?

Школы Скандинавии: жизнь без домашки, парт и страданий. Когда у нас так будет?

ПУ предлагает немного позавидовать

Просмотры
696

Представьте, что парт нет и в помине, а вместо деревянных стульев, которые оставляют затяжки на брюках и колготках – мягкие кресла-мешки. Через огромные окна на вас светит солнце, а сквозь прозрачную стену можно понаблюдать, как в соседнем классе разучивают вальс. Чтобы попасть с третьего этажа на первый, достаточно съехать с горки или, в крайнем случае, спуститься по канату. А здание совсем не похоже на серо-жёлтую бетонную коробку. И домашних заданий не зададут. Это сказка? Нет, Скандинавия.

Неформальность спасёт мир

В Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии учеников давно избавили от обязанности проводить день в четырёх стенах. Об этом рассказали известные архитекторы Скандинавии на Днях архитектуры Северных стран. Культура неформальности всё больше процветает, учителя перестают быть поставщиками знаний, а становятся коучами – просто помогают добывать знания, а не дают их. «Нужно учить студентов мыслить, теперь знания не успевают за новейшими технологиями и довольно бесполезны», – такая вот установка.

«Преподавание стало более открытым, и это изменило способ проектирования школьных зданий. Мы видим более гуманный подход к выбору материала, цвета, формы, пропорций», – рассказала Адальхейдур Атладоуттир из Исландии о том, как новые тенденции повлияли на здания. Архитекторы полюбили проектировать школы, потому что это бесконечный простор для творчества. Они общаются с детьми, и стараются представить как маленький ребёнок со своим ростом и мышлением увидит результат их труда. Психологи не раз доказывали опытным путём, как важно для продуктивности то, что нас окружает.

Главные тенденции и принципы современного образования в Северных странах, от которых нам в России становится немножко грустно:

- Атмосфера свободы, никаких жёстких рамок.

- Демократический подход к проектированию школьных зданий.

- Универсальность. Здание школы становится общественным пространством. Почему бы к вечеру не превратить школу в модную площадку для вечеринки, а на следующий день не собрать там родителей или просто местных взрослых на развлекательное мероприятие?

- Детей в начальной школе не подвергают стрессу – не проводят экзамены и тесты.

- Большой упор делается на междисциплинарные навыки, предметы рассматриваются во взаимодействии друг с другом, а не по отдельности

- Компьютеры, планшеты и другие гаджеты активно используются в классах, от тетрадей почти отказались.

- Развитие личных качеств выходит на первый план. Ребёнка учат эффективному взаимодействию с людьми.

- Учителя перестают быть поставщиками знаний, а дети – слушателями. Нет дистанции «учительский стол-класс», занятия стараются проводить в круге.

- Чем больше интерактива, тем лучше.

-. Упор не на освоение больших объёмов знаний, а на прикладное применение своих знаний и умений.

- Стремление сформировать нравственно ответственного члена общества для жизни в семье, обществе, мире, вместо «воспитывания» антикоррупции или патриотизма

- Дети есть дети, им нужны веселье и отдых. Поэтому почти никаких домашних заданий.

А как же Россия?

Финляндия в международном рейтинге качества обучения PISA (своеобразный «Оскар» в образовании) никогда не выходит из пятёрки лидеров, а чаще и вообще стоит на первом месте. Россия занимает, по последним измерениям, 33-е. При этом учатся финны играючи, без напряга — дети если не любят, то хотя бы не ненавидят школу. 

Главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев не считает привычную российскую школу плохим явлением: «Чем хороша традиционная школа? Она, на мой взгляд, даёт определенные навыки поведения человека в обществе с определенными целями и задачами. Есть у нас школы, которые имеют более свободную манеру образования. Но при оценке качества знаний эти школы не занимают абсолютно лидирующих позиций, хотя и находятся в верхней части списка. Я считаю, что абсолютная свобода в архитектуре требует большей эмоциональной отдачи. В таких пространствах, по оценкам психологов, учеба морально требует большего напряжения, чем в традиционных. Что касается общеевропейской практики использования школы как общественного пространства — в России это расходится с рядом положений по нормированию».

Но ребёнок, попавший в среднестатистическую российскую школу, ощущает себя как в замкнутом круге. Школа начинает приучать к работе и складывает впечатление, что дальше – сплошные разочарования. Здесь классу к пятому мы начинаем ненавидеть понедельники и терять мотивацию. «Больше свободы – меньше контроля», – девиз Ольги Миловидовой, заместителя директора школы №204 с углублённым изучением финского языка.

Эксперты сходятся во мнении, что у системы образования нет будущего в устаревших зданиях. А типовые проекты школ окончательно гробят образование. Из стандартной школы с одинаковыми классами и коридорами выходит стандартный человек, но это было целью советской России, а не современной. Поэтому архитекторы выступают за индивидуальную разработку каждой школы.


204-я – старинный особняк на Миллионной, 14. Он совсем не похож на общеобразовательную школу. Ольга Миловидова с любовью называет это место Хогвартсом. «Именно благодаря тому, что у нас нетипичное школьное здание, мы естественным образом ориентированы на финские технологии. Наши рекреации, лестницы, необычные пространства и закутки – всё это условия для творческой адаптации ребёнка в школе». В школе есть подушки, дети разрисовали их в русские города, учителя и родители соорудили арт-пространство: организовывают здесь небольшие выставки современных художников, картины без рам стоят на мольбертах, дети смотрят, руками не трогают. Молодым дизайнерам интересно что-то делать в школе в качестве дипломных работ, это только приветствуется. Ольга сделала предложение и архитекторам: сделать шоу-рум, класс для этого уже отвели.

«Весь наш разговор касается дизайна, и это, в общем, важная часть. Но она не доминирующая, – считает Виктор Полищук, профессор НИИ ВШЭ в Санкт-Петербурге. – Это так же как театр: может быть роскошное здание с залами, построенное по замечательному проекту, а труппа... А есть талантливая труппа, и, хоть площадки пока и нет, она уже известна и популярна. Преподаватели, традиции школы, правильная методика – вот основы образования».

Конечно, если брать пример с Северных стран, сначала нужно разделаться с системой и создать новую. А потом уже подстраивать под неё архитектуру, и это будет хорошей адаптацией и видимым проявлением изменений. В Санкт-Петербурге огромный потенциал, может быть, отсюда начнётся новая школьная архитектура и новая модель начального образования. Профессиональные связи положили начало диалогу разных культур. И петербуржцам до этой другой культуры рукой подать — всего три часа на машине.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать