Мне, как монархисту, было обидно за выходки церковных иерархов и политических деятелей, узревших в «Матильде» угрозу российской государственности; за призывы фанатиков сжигать кинотеатры – их деятельность только подрывала авторитет монархического движения, православия и последнего русского Царя. Желая запретить фильм, сильные мира сего дали лишь новый виток его популярности, и тем самым помогли создателям картины заставить зрителя сходить в кинотеатр, ведь запретный плод всегда сладок. Вместо того, чтобы запрещать кино (еще до его выхода и судя лишь по трейлеру), сыпать угрозами, можно указать на исторические несоответствия в «Матильде»,.
Царь-Миротворец в фильме «Матильда» показан мужиковатым, брутальным, сильным, готовым пожертвовать собой ради семьи. Именно на такую роль больше всего подходил Сергей Гармаш. Его реплика «Россию надо держать вот так!» с сжатым кулаком больше всего характеризует Александра III. Царь отличался недюжинной богатырской силой: мог гнуть подковы, монеты, столовые приборы, мог на своих плечах как поднять коня, так и держать вагон (последняя сцена показана в картине). Однако Александр III по своим взглядам был консерватором как в политике, так и во взглядах на жизнь. Он ценил семью. И никак не мог представить сына – будущего наследника престола — рядом с балериной, а уж тем более рекомендовать ее в жены. Перед своей смертью Александр III завещал Николаю II: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Крушение императорского поезда произошло в 1888 году. На тот момент Кшесинской было 16 лет, и они никак не могли быть знакомы с Николаем II.
Как писал историк Ольденбург, у Николая II кулак скрывается «под бархатной перчаткой». Николай, конечно, не отец – он не демонстрирует чудеса физической силы, но в нем мы чувствуем внутреннюю силу, особую харизму, которую отмечали даже враги Царя. Этот человек умеет миловать, сочувствовать, проявлять нравственные качества. Только вот доброту некоторые принимают за слабость.
Николая II как политика по фильму оценивать трудно, но в картине мы видим молодого Императора, который радеет за Россию: дает указ о постройке нового порта в Мурманске (тогда назывался Романов-на -Мурмане; жалеет людей, пострадавших на Ходынке). Николай II любит народ: видя толпы, сопровождающих царский поезд, он говорит Александре Федоровне: «Это наши гости». Узнав о Ходынской трагедии, Царь приказывает раздать по пятьсот рублей пострадавшим, хоронить погибших отдельно, а не в братских могилах. Многие обвиняют Николая II в том, что он вместо того, чтобы сразу ехать на Ходынское поле, отправился на бал к французскому послу. Николай II оказывается заложником обстоятельств: если бы Царь не приехал на бал, то это было бы дипломатическое оскорбление Франции. Но Николай II ни в коем случае не забыл о жертвах трагедии: он лично навещал раненых, по его приказу каждой пострадавшей семье выделили по тысяче рублей; для сирот был создан специальный приют под патронажем самого Государя.
Явных доказательств на то, что отношения с Кшесинской превысили платоническую любовь нет. Догадываться мы можем по дневникам, где можно немного слукавить, скрыть свои чувства. Воспоминания современников обуславливаются симпатиями или антипатиями к персоне Николая II.
Предположим, что до свадьбы с Александрой Федоровной что-то все-таки произошло между двумя героями. Но это не говорит о Николае II как об изменщике, поскольку сразу после свадьбы и коронации Николай прекратил все отношения с Кшесинской и был, как я считаю, отличнейшим мужем и главой семейства. Когда сотрудники Временного правительства готовили обвинение Александре Федоровне в измене мужу, то кто-то предложил в качестве улики использовать переписку царственной четы. На это был ответ: «Нельзя, тогда народ признает их святыми». Брак Николая II и Александры Федоровны – пример настоящего брака, который зиждился на вере, любви, уважении. Робкое чувство между царственными особами переросло в крепчайший брак, где семья единым кулаком переносит все жизненные трудности. Государь любил принцессу Алису Гессенскую (будущая императрица Александра Федоровна), и если у Николая II была связь с Кшесинской, то это скорее всего, юношеское увлечение. Николай II, как старший сын в семье, считался наследником, поэтому с детства воспитывался как будущий Царь. Он осознавал свой долг, поэтому мысль о том, что Николай II хотел променять корону на отношения с Кшесинской, а уж тем более взять ее в жены – вымысел сценариста.
Будущая императрица в фильме Учителя – одновременно пытающаяся всем нутром понять Россию и русскую действительность принцесса, и злая женщина, готовая любым способом отнять у Кшесинской возлюбленного. Она даже прибегает к помощи оккультного доктора Фишеля, которого и вовсе не существовало. Отметим, что эпизод со спиритическим сеансом — очередная фантастика. И Николай II, и Александра Федоровна были глубоко верующими людьми, а христианская религия запрещает участвовать в подобного рода мероприятиях. Стоит сказать, что, узнав о юношеских отношениях мужа, Александра Федоровна оставляет в дневнике Николая II запись: «…я хочу, чтобы был совершенно уверен в моей любви к тебе, в том, что я люблю тебя ещё больше, чем до того, как ты рассказал мне этот маленький эпизод, твоё доверие тронуло меня так глубоко…». Несмотря на свой высочайший статус, Александра Федоровна была весьма скромна как в жизни, так и в привычках. Во время войны Александра Федоровна вместе с великими княжнами работала простой медсестрой в лазарете, занималась благотворительностью, однако эти благородный поступки не вдохновили общество, которое постоянно клеветало на Императрицу. Сама Кшесинская говорит о верности, надежности Александры Федоровны : «…в ней Николай нашел верную спутницу жизни, которая была для него настоящей опорой в тяжелые дни…».
Главная героиня картины в исполнении Михалины Ольшанской не может не вызывать симпатий: она упорная, целеустремленная, бьется за любовь до последнего. Матильда невольно вызывает сочувствия у зрителя, поскольку она не способна победить государственную систему и обрести настоящую любовь с Николаем II. И если в фильме, искусстве, автор может допустить вымысел, то в настоящей истории все складывалось по-другому, поскольку и Николай, и Матильда, понимали свой статус.
Впервые Кшесинская и Николай II познакомились на выпуске Императорского театрального училища 20 марта 1890 года. Ей было 18, ему 22. Как вспоминает Кшесинская: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника». Николай на встречу реагирует более сдержанно: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Виделись они не часто, так как Наследник занимался военными сборами и государственными делами, путешествовал, но при возможности «забегал» в гримерку во время спектаклей. Николай II, как утверждают современники, бывал в гостях у Матильды, где находился до самого утра. Однако к 1894 году отношения прекратились, причем по инициативе Николая. Причина – его свадьба на принцессе Алисе Гессенской.
Что случилось в дальнейшем с Николаем II и царской семьей – известно. Кшесинская же была любовницей двух великих князей: Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. С последним она в эмиграции вступит в брак, родит сына. Умерла Матильда Кшесинская в 1971 году, совсем чуть-чуть не дотянув до своего столетия.
Политики, громогласно вопившие о запрете «Матильды», борются с ветряными мельницами. Я посмотрел фильм и понял — да не за что тут было бороться. Разве что, в очередной раз — за волну хайпа. И, к сожалению, всё.
Автор будет рад отзывам. Пишите в вк или на почту.