На прошлой неделе в Музее советских игровых автоматов прошла встреча в рамках международного проекта Creative mornings – бесплатные лекции-завтраки, которые проходят более чем в 170 городах мира. В качестве спикера выступил издатель популярного интернет-издания Meduza Илья Красильщик. Он рассказал о том, зачем люди читают плохие новости и как среди них находить позитив.
Журналисты часто заставляют нас чувствовать тревогу, ведь мы действительно живем в эпоху плохих новостей. В глобальном смысле, по мнению Красильщика, люди открывают новостные порталы, чтобы узнать, не рухнул ли мир. Мы действительно все ждем конца света.
Писать плохие новости гораздо легче, чем читать их, потому что, когда ты пишешь – это твоя работа, а когда читаешь – твоя жизнь. Мы живем в эпоху плохих новостей, и у нас вырабатывается иммунитет: чем хуже события, отражаемые в новостях, тем больше мы к ним привыкаем. И для того чтобы нас что-то поразило, должно случиться что-то новое и более страшное. Задача корреспондентов – произвести впечатление, поэтому новости должны быть все мощнее и резонанснее. Это довольно опасный процесс для общества, так как в результате оно становится менее чувствительным и восприимчивым.
Но бороться с плохими новостями можно и нужно.
Во-первых, надо пытаться шутить. Ирония и смех поднимают и журналиста, и читателя выше обстоятельств. Надо понимать, что мы умнее, чем весь этот бред, который происходит вокруг. На самом деле наша задача – говорить людям, что вокруг нас происходят страшные вещи, но большинство вещей, которые делаются вокруг, делаются не злыми людьми, а попросту идиотами. Бреда и абсурда вокруг нас гораздо больше, чем сознательного зла.
Во-вторых, нужно подходить к новостям не только как к новостям. Произошло что-то плохое – давайте в это поиграем. Все новости – это виртуальное пространство, они не всегда касаются нас напрямую. Происходящее вокруг касается вас настолько, насколько вы сами это позволяете, – это процесс регулируемый.
В-третьих, нужно понимать, что незнание – не стыдно. Журналисты пытаются объяснить читателю, что, если он чего-то не знает, это не страшно: никто ничего не знает и в этом нет ничего страшного. Вечная проблема новостей – они все время существуют в контексте. Предполагается, что люди этот контекст знают. И иногда надо сделать два шага назад и объяснить людям, что же перед ними такое.
А самое сильное оружие против плохих новостей – понимание, что все хорошие новости, которые сейчас есть, про то, что люди сильнее обстоятельств. Все плохое – слабое, а мы – сильные.