
Тук, тук, тук – стучит мое сердце. Знаменитая Третьяковка. Бегу, можно сказать, лечу навстречу своему любимому. Здравствуй, Марк Шагал. Я снова здесь. Передо мной твои работы.
Я смотрю. Слишком ярко, слишком резко – невыносимо. Кривые линии и углы сливаются в нечто загадочное. Изгибы и складки выпирают из картин. Круги и треугольники стремятся врезаться в мою память.
Импрессионизм. Это не просто одно из крупнейших направлений в искусстве, это абсолютная свобода действий, выражение всех чувств и эмоций создателя через художественные приемы, порой не сразу понятные зрителю, но такие глубокие. Это мир чувств, эмоций и сильных впечатлений. Сама идея импрессионизма в его названии: “impression” – впечатление. У импрессиониста нет рамок и границ, его не сдерживают никакие стили, цвета, он сосредоточен на настоящем, на этом самом моменте. Сразу понимаешь, насколько тяжелыми, запутанными, сложными, трудными и одновременно яркими, легкими, волшебными, изумительными могут быть судьбы его героев. Несмотря на кажущуюся будничность изображенного, в картинах импрессиониста выражена неимоверная глубина. Простые повседневные моменты и отсутствие излишних деталей выдвигают эмоции и чувства от увиденного на первый план.
Я вижу целую историю, динамичную, ускользающую, эфемерную, мимолетную. Я вижу целую жизнь. Сразу появляется ощущение, что эта картина написана твоей рукой, так и хочется окунуться в ее мир полностью. Передо мной картина “Над городом”.
Мужчина и женщина. Вечный сюжет. Кто они? Их лица размыты. Марк и Белла. Художник и его возлюбленная. И эту историю уже не назовешь банальной и заурядной. Это сон, в котором два человека наслаждаются свободой и друг другом. Они летят. Под ними крыши домов. Город безлик и скучен. Он монотонен и сер. Все яркие краски Шагал отдал влюбленной паре. Краски первой влюбленности, смутного счастья, возвышенности и красоты души героев. Они парят над всем миром, его проблемами и печалями. Они легки и свободны, как небо. Их фигуры ассиметричны. Удивительно, но это не только не портит картину, а придает ей еще больше экспрессии. У них по одной руке, и лишь вместе они создают цельный образ.
Не хочу расставаться с ними: мне нужно знать, что будет дальше. И поэтому я лечу в Петербург – мой любимый и родной город.
Опять тороплюсь. Врываюсь в Русский Музей. Картины, скульптуры, опять картины… Вот же он! Здравствуй, Шагал! Новая встреча. Я невероятно скучала. Вижу знакомые лица.
1917 год. Революция. Шагал становится комиссаром искусств. Наконец-то свадьба. Белла Розенфельд выходит замуж за Марка Шагала. “И я понял сразу – это моя жена”, – говорил он. Счастливые годы совместной жизни.
“Лучше синица в руках, чем журавль в небе”, – насколько это высказывание справедливо? Шагал с уверенностью опроверг это убеждение. Вы спросите, причем тут пословица и каким образом она связана с Шагалом? Все очень просто. Нам достаточно взглянуть на его работу “Прогулка”. Те же мужчина и женщина. Те же Марк и Белла. Тот же серый город. Те же круги и линии. В правой руке художника изображена синица, олицетворяющая земные будни Шагала. Но эта птица настолько мала и незначительна, что зритель не сразу замечает ее на картине. Его взгляд приковывает яркий и заметный “журавль”, который парит в небе и которого художник крепко держит за руку. Так художник противопоставляет приземленные, незамысловатые вещи вселенскому чувству любви, ведь “журавль” – это Белла. Без слов становится понятно, как художник относится к этой женщине. Картина молчит и в то же время “кричит” о чувствах и переживаниях художника. Его лицо светится счастьем и радостью, оно сияет. Теперь лица влюбленных отчетливо видны. Теперь чувства открыты, истинная любовь и безмерное счастье настигают героев, и им нечего больше бояться и стыдиться. Как говорил сам Шагал, “чтобы взлететь, мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух”. Именно эти чувства испытывают герои картины. Мало того, их испытываем мы – восхищенные зрители.
Две картины. Обе о полете. Почему человеческая душа стремится ввысь? Как объяснить эту неистребимую жажду полета? Почему этот сюжет так часто встречается в произведениях искусства? Смотрю на картины Шагала. Не могу понять, где я уже это видела, читала, чувствовала.
Ну, конечно же, русская классика! «Есть чувства, которые поднимают нас от земли...», – это строчки из повести Тургенева «Ася». Какие чувства дарят человеку крылья? Любовь. Она не знает преград. Она не знает границ. Она влечет вверх, прочь от земли. Жаждет полета и героиня Островского Катерина Кабанова. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь», – в этих словах предчувствие любви, мечта о свободе и желание обрести волю. Еще одна «крылатая» героиня – Наташа Ростова. Никто не умеет так полно, так остро, так непосредственно воспринимать жизнь, как эта девушка. «Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!» – счастье переполняет героиню Толстого. От полноты чувств и стремится в небо Наташа.
В русской литературе есть порыв в небо, но полет всегда обрывается. У Шагала влюбленные обретают крылья. Любовь делает их неуязвимыми. Трагические обстоятельства, людская злоба – им все по плечу. Ни революция, ни протесты родителей Беллы не помешают влюбленным соединиться и быть счастливыми, парить над городом, над миром, над его суетой и предрассудками. Шагал показывает те чувства, которые способны оторвать человека от земли и подарить ему крылья. Русская литература говорит только о жажде полета. Шагал утверждает, что возможен и сам полет.
Что же роднит русскую литературу 19 века и картины Шагала века 20? Полет – это метафора. Искусство через слово и через краски говорит о том, что именно стремление вверх, прочь от земной суеты придает смысл человеческому существованию.
В картинах Шагала каждый мазок кисти “гремит, зовет, рвется наружу”, призывает человека испытать радость, грусть, тревогу, сомнение, счастье, тоску, восхищение. Каждый оттенок, каждая линия помогают прочувствовать переживания героев картин и ощутить себя на их месте. Как Шагалу всякий раз удается высказать все это без слов?!
Я бы хотела никогда не видеть картины Шагала, не понимать их сути, не поражаться их гениальности и простоте, не переживать истории его героев. Чтобы еще раз встретиться с ними впервые.
