Совсем недавно корреспондент Пяти Углов отправилась в Музей Императорского Фарфорового Завода, чтобы вдохнуть запах старины и насладиться тонкой работой настоящих мастеров. Делимся впечатлениями.
Доехав до станции метро Ломоносовская (а она ближе всего к музею), немного заплутала в парке, ведь там сейчас ведутся строительные работы и, вот, Музей! Здание на вид не похоже на хранилище исторических ценностей – это завод. Сейчас, там, помимо фабрики, расположился магазин и музей – от входа, направо.
Билеты здесь стоят около 300 рублей, но школьникам, студентам и пенсионерам вход разрешен бесплатно. Оставив одежду в гардеробе, на лестнице или лифте поднимаюсь на четвертый этаж. Вот здесь-то и начинается приключение.
Музей Императорского Фарфорового завода занимает всего три зала: два поменьше и один невероятно большой.
В первом зале проверяют билеты (пусть и льготные) и можно приступать к осмотру. Здесь представлены в основном вазы и предметы сервизов, но совсем не таких, к которым мы привыкли. Есть целые декоративные композиции, супница, селедочница, блюдо для отбивных... Это не удивительно, ведь позволить себе такой фарфор могли только обеспеченные люди. Наиболее удивительными кажутся вазы из прозрачного фарфора – нежные и красивые: «Опушка леса» и «Ивы». Это именно то, ради чего я пришла сюда; то, что берет за душу, как искусство – незаметно, но крепко. Обратила внимание на элементы сервиза «Ордена Георгия Победоносца» - очень лаконично и с достоинством. В первом зале меня удивляют еще две вещи. Это, так называемая, ваза-кратер – крупная, с глубоким горлышком и фигурными ручками, оформленная в стиле барокко. И красивая картина на религиозный мотив, в которой есть ненавязчивая подсветка не сверху, а из-за картины. Этот зал кажется самым уютным и эмоциональным.
Второй зал несколько крупнее, чем первый. Здесь представлена роскошная коллекция пасхальных яиц, которые оформлены орнаментами и религиозными мотивами. Чуть дальше я нашла собрание костюмов народов мира: это невысокие, около 20 см фигурки, на которых мастера демонстрируют характерные черты лица и народные костюмы. Также, здесь представлен подлинный чернильный прибор Петра I, к которому царь прикасался каждый день! Видим сервизы, украшенные природными орнаментами и изображениями Петербурга. Больше всего меня поразили элементы из «Бабигонского сервиза».
Во втором зале, как и в первом, представлены вазы – они восхищают своей нежностью «Чертополох» и «Ирисы», потому что выполнены просто и лаконично. Удивляет и новая, незнакомая до этого момента, техника - резьба по фарфору. На самом деле – очень красиво. В конце зала вижу фигуры, демонстрирующие сцены из жизни – вот танцует балерина, а вот смеется клоун…
Экспозиция продолжает уже в третьем зале, куда нужно вернуться по тихому коридору со скрипящим полом и приглушенным светом – самая подходящая атмосфера, чтобы окунуться в знакомство с Искусством.
Третий зал - это фарфоровое творчество мастеров XX века, поэтому очень много политических произведений (в частности, с изображением символик СССР) или просто сцен из жизни после Революции. Тут школьница смотрит в дневник, там девочки прыгают через скакалку, а вот девушка выгуливает дога. Как символ триумфа СССР в 1980 году представлен фарфоровый Олимпийский Мишка – очень похож! Или сервиз «Челюскинцы». Также, здесь можно увидеть сервизы на абстрактные темы, например, «Музыка» - сервиз, выполненный С. Н. Соколовым.
Чуть дальше вижу предметы посуды «Лайм», которые выпустили К. М. Копылкова и Т. Л. Чарина. Из сервизов, очень нравится лаконичное исполнение «Черное с розовым», но это уже не музейным экспонат, с моей точки зрения, а предметы быта, которыми можно пользоваться и по сей день. Ну а самое оригинальное - это декоративная композиция «Судьбы», которую выполнили С. Н. Соколов и Л. Ю. Цветкова. Лично я очень люблю предметы искусства, которые несут в себе такую же глубокую философскую мысль или идею.
