В 10 классе 19 гимназии наступила зачетная неделя. Промежуточные аттестации по обществознанию, русскому, экономике и профильной математике нависли над нами как Дамоклов меч. Три из них мы уже написали. Но самое страшное для гуманитариев – алгебра – еще впереди.
Пятница на этой неделе хоть и не тринадцатая, но черная – математику соцэкономический класс пишет именно в этот день. На уроках и переменах обсуждаются шансы на положительные оценки, и как приговор звучит отчаянное «Мы завалим».
Учитель пожимает плечами – нужно будет решить 10 заданий за сорок минут. Оценка «хорошо» ставится за восемь правильно выполненных номеров. Все, что ниже, – "тройка". Класс бунтует и просить пересмотреть критерии, ведь неудовлетворительные оценки за переводной экзамен никому не нужны. А если разбалловку не изменят, худшие опасения ребят подтвердятся.
Между тем информационно-технологические классы решают 11 заданий за два урока. 10 номеров – такие же, как у соц-экономического класса, и только последнее задание отличается особой сложностью. Мы очень сомневаемся, что на его решение должно отводиться столько времени.
Но промежуточная аттестация – не единственная проблема для десятиклассников. В последние дни перед каникулами школьников буквально заваливают контрольными по предметам второстепенной важности (а если быть честными, совсем ненужными). Для меня это физика и химия – науки хорошие, но необходимые далеко не каждому человеку. Так почему же нужно заставлять зубрить формулы и каждый урок писать самостоятельные? Нам говорят, что это развивает мышление и учит учиться. Возможно, но только ценой нервных клеток и слез.
Гуманизация образования, которую провозглашает Минобрнауки, на практике выражается в постоянных проверочных работах, новых предметах и бесполезных знаниях. Школьники ежедневно находятся в состоянии стресса и постоянном ожидании чего-то ужасного. Меня, например, в школе часто преследует ничем не обоснованное чувство тревоги. А нам говорят, что школа – второй дом.
Моя бабушка часто повторяет одну фразу: «Я вздохнула свободно только тогда, когда пошла работать». Мама утверждает, что школьные годы были худшими в ее жизни. Кажется, пришло и мое время сказать о том, что школа давно перестала быть местом, в которое хочется идти. Ребятам нравится учиться для себя, развиваться в тех сферах, которые им интересны и нужны. Школа же напрочь убивает это желание и заставляет замученных детей плакать – над очередной "тройкой" за самостоятельную по химии и десятым заданием по алгебре, которое ты просто не успеваешь сделать.