Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о … - В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: … - В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи …. - Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: …. - Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора). - Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему: • Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне. • Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о … • Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации). • Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о … Ключевые фразы к научно-популярному тексту: • На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна). • О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры). • Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как … • Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что … • Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о… Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика: • Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о … • Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о … • Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что) • Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой. • Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о … Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Памятка 1. Основная проблема
Основная проблема - это та, которая стала объектом раздумий автора, над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается, по которой отчётливо заявлена авторская позиция. В тексте исследуется анализируется поднимается рассматривается затрагивается проблема (чего? - Р.п.) нравственного выбора экологии добра и зла и т.д. Автором проблема может быть: поставлена изложена рассмотрена выдвинута затронута поднята сформулирована исследована проанализирована
Памятка 2. Оценочные слова
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной! с удовольствием прочитал... нельзя остаться равнодушным... к сожалению, ... к немалому удивлению, узнал, что... убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя разделяя негодование автора, хочу сказать, что... оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что... интересно то, как автор ... и т.п.
Памятка 3. Аргументы
Аргументами также являются: ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы имена исторических деятелей ссылки на признанные авторитеты и их произведения свидетельства очевидцев названия событий цитаты даты различные факты (место, обстоятельства, участники событий) собственные наблюдения и выводы положения официальных документов различные общественные законы законы природы народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.) статистические данные примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы примеры из жизни окружающих
Памятка 4. Авторская позиция
Авторская позиция может быть выражена: 1. Чётко, прямо, непосредственно в названии текста в отдельных предложениях текста через ряд аргументов 2. Через модальный план текста риторические вопросы риторические восклицания порядок слов лексические повторы оценочную лексику модальные слова и частицы ряд вводных слов, словосочетаний, предложений Языковые клише для изложения авторской позиции: Автор считает, что... Автор утверждает, что... Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что... Бесспорно мнение автора о том, что... Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ... Задача автора - убедить читателей в том, что... Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ... Автор подводит читателя к мысли о том, что... Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ... "..." - в этих словах, по-моему, отражена идея текста. "..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста. "..." - это высказывание точно отражает позицию автора. ... - вот основная идея (мысль) текста. "..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию. ... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию. ... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка... ... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что... ... - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы. ... - вот итог авторских раздумий по основной проблеме. Позиция автора очевидна: ...
Памятка 5. Комментарии
В комментарии не должно быть: пересказа исходного текста или любой его части рассуждений по поводу всех проблем текста комментариев о действиях героев текста общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)
Памятка 6. Этическая ошибка
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
Источник: 4ege.ru