Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Спецпроект: как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию, чтобы сдать его на высокий балл?

Спецпроект: как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию, чтобы сдать его на высокий балл?

Основные пункты, которые стоит запомнить

Просмотры
1977

Структура эссе
1. Цитата. 
2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 
3. Смысл высказывания. 
4. Собственная точка зрения. 
5. Аргументация на теоретическом уровне. 
6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 
7. Вывод. 

1. Выбор высказывания 
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что 
• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; 
• чётко понимаете смысл высказывания; 
• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); 
• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны чётко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); 
• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения. 

2. Определение проблемы высказывания 
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто: 

Философия

• Соотношение материи и сознания. 
• Пространство и время как формы бытия. 
• Движение и развитие как способы существования. 
• Проблема сущности сознания. 
• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. 
• Бесконечность процесса познания. 
• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. 
• Соотношение субъекта и объекта познания. 
• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. 
• Интуиция и ее роль в познании. 
• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. 
• Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 
• Взаимодействие природы и общества. 
• Экологическая проблема и пути ее решения. 
• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 
• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. 
• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. 
• Многовариантность общественного развития. 
• Сущность цивилизации. 
• Основные подходы к изучению общества. 
• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 
• Духовная жизнь общества. 
• Общественное сознание, его структура и формы. 
• Наука как форма общественного сознания. 
• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 
• Религия как форма культуры, тип мировоззрения. 
• Нравственное сознание. Философское понимание морали. 
• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 
• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. 
• Роль народных масс и личности в истории. 
• Глобализация общественной жизни. 

Экономика

• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. 
• Проблема экономического выбора. 
• Факторы производства и их значение в экономике. 
• Труд как вид деятельности и экономический ресурс. 
• Капитал как экономический ресурс. 
• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. 
• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. 
• Сущность и функции денег в экономике. 
• Эффективность использования ресурсов. 
• Значение общественного разделения труда. 
• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. 
• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. 
• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. 
• Роль торговли в развитии общества. 
• Стимулы и эффективность производства. 
• Справедливость в распределении социальных благ. 
• Сущность рыночных отношений. 
• Роль государства в регулировании экономики. 

Социальная психология

• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. 
• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. 
• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. 
• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. 
• Психологический климат коллектива. 
• Человек среди людей. 
• Сущностные характеристики малой группы. 
• Взаимоотношения индивида и группы. 
• Особенности формирования групп. 
• Роли, нормы и статус личности. 
• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. 
• Самоопределение как выбор собственной позиции. 
• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. 
• Взаимосвязь основных сфер социализации личности. 
• Национальная идентичность. 
• Социальное взаимодействие. 
• Значение коммуникационного процесса. 
• Сущность социального конфликта. 
• Взаимоотношения личности и коллектива. 
• Источники социального прогресса. Социальное развитие. 
• Семейные взаимоотношения. 
• Конфликт «отцов и детей». 
• Сущность толпы и стадный инстинкт. 
• Социально-психологический портрет лидера. 
• Семейные взаимоотношения. 
• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. 

Социология

• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. 
• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. 
• Социальные неравенство и борьба. 
• Сохранение стабильности общественной жизни. 
• Поступательное изменение (прогресс) организации общества. 
• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. 
• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. 
• Специфические качества города. 
• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. 
• Процессы передачи информации между социальными группами. 
• Молодёжь как социальная общность. 
• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. 
• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. 
• Социальная мобильность. 
• Выполнение различных социальных ролей. 
• Наука как социальный институт. 
• Социальные функции науки. 
• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. 
• Взаимодействие религии и общества. 
• Семья как социальный институт и малая группа. 
• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. 
• Отношение человека к труду, его социальная активность. 
• Влияние глобализации на локальную жизнь. 
• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. 
• Национальное самосознание. 
• Тенденции межнациональных отношений. 
• Межэтнические конфликты. 
• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. 

Политология

• Политическая система общества и ее роль в жизни общества. 
• Место и роль государства в политической системе общества. 
• Партии и общественные движения в политической системе общества. 
• Особенности современных политических отношений. 
• Субъекты политики. 
• Мировая политика и международные отношения. 
• Типы отношения человека к политике. 
• Регулирование политического поведения и политической деятельности. 
• Соотношение целей и средств в политике. 
• Политический прогресс и его критерии. 
• Соотношение экономики, политики и права. 
• Сущность и особенности политической власти. 
• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. 
• Политический режим: понятие и признаки. 
• Сущность демократического режима. 
• Авторитарный режим. 
• Тоталитарный режим. 
• Политическая система общества: понятие, функции и структура. 
• Происхождение государства. 
• Сущность и признаки государства. 
• Государственный суверенитет. 
• Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 
• Форма государства и ее элементы. 
• Соотношение общества и государства. 
• Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 
• Соотношение и взаимосвязь государства и права. 
• Правовое государство: понятие и принципы. 
• Разделение властей как принцип правового государства. 
• Государство и личность: взаимная ответственность. 
• Понятие, функции, виды и структура политических партий. 
• Партийные системы. 
• Общественно-политические движения, группы давления. 
• Политические отношения. 
• Политический плюрализм. 
• Сущность и структура политического процесса. 
• Революция и реформа как виды политических преобразований. 
• Политическая модернизация. 
• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. 
• Политические кампании: их стратегия и тактика. 
• Популизм: понятие и признаки. 
• Прямая и представительная демократия. 
• Политическое решение. 
• Сущность и функции политического лидерства. 
• Политическое сознание: понятие, структура, функции. 
• Роль идеологии в политике. 
• Политическая культура: понятие и структура, типы. 
• Взаимодействие личности, общества и государства. 
• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. 
• Взаимодействие института права с другими социальными институтами. 

Правоведение

• Право как регулятор общественной жизни. 
• Социальная ценность права. 
• Сущность и специфические признаки государства. 
• Политическая система и роль государства в ней. 
• Право и мораль: сходства и различия. 
• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. 
• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. 
• Государство и гражданское общество. 
• Понятие, признаки социального государства. 
• Правовой нигилизм и пути его преодоления. 
• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. 
• Сущность юридической ответственности. 
• Правовая культура. 

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: 
Данная проблема является актуальной в условиях... 
• ...глобализации общественных отношений; 
• ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; 
• ...обострения глобальных проблем современности; 
• ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; 
• ...развития международной интеграции; 
• ...современной рыночной экономики; 
• ...развития и преодоления мирового экономического кризиса; 
• ...жесткой дифференциации общества; 
• ...открытой социальной структуры современного общества; 
• ...формирования правового государства; 
• ...преодоления духовного, нравственного кризиса; 
• ...диалога культур; 
• ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе). 

3. Формулировка основной мысли высказывания 
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: 
• «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» 
• «Автор обращает наше внимание на то, что...» 
• «Автор убеждён в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию 
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: 
• «Я согласен с автором в том, что... » 
• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...» 
• «Автор был прав, утверждая, что...» 
• «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» 
• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» 
• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться» 
• «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения 
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. 
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: 
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; 
б) обращение к личному опыту. 

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы: 
1. Подтверждают ли они моё мнение? 
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 
4. Убедительны ли они? 
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы». 

7. Вывод 
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. 
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: 
• «Таким образом, можно сделать вывод...» 
• «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...» 

Оформление эссе
Нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов. 
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. 
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше). 

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него 
• краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); 
• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; 
• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; 
• указания на альтернативные варианты решения проблемы. 

Требования к работам выпускников
При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: 
1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания; 
2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме; 
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания; 
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте; 
5) чёткая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; 
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; 
7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; 
8) логичность рассуждений выпускника; 
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; 
10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. 
К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы. 

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников
Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе. 

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора: 
1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе. 
2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам. 
3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. 
4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли. 

При высказывании и аргументации собственной позиции: 
1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре. 
2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание. 
3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. 
4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов). 
5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе. 
6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи. 

Источник: егэша.рф

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать